Занятие по направлению ФИП «К чему ведёт непослушание?» (Н.И. Сладков «Неслух»)

2
0
Материал опубликован 7 June 2020

Открытое занятие по направлению ФИП

Класс: 4

Тема занятия: «К чему ведёт непослушание?» (Н.И. Сладков «Неслух»)

Тип занятия: открытия нового знания.

Цель: создание условий для формирования мотивации к послушанию через рассказ Н.И. Сладкова “Неслух”

Задачи:

1. Познакомить с рассказом Н.И. Сладкова «Неслух».

2. Развивать логическое мышления на основе отработки логических операций: анализа, синтеза и

обобщения, установление причинно-следственных связей.

3. Создавать условия для формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

4. Воспитывать в детях нравственные качества, доброе отношение к окружающим и к природе.

Формирование УУД:

Личностные:

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения целей, границ «знания» и «незнания»;

формирование позитивной моральной самооценки и эмоциональных чувств, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

умение определять и формулировать тему; планирование и выполнение задания в соответствии с целью,

осознание качества и уровня усвоения темы, умение высказывать своё предположение;

прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные:

умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с воспитателем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Познавательные:

умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии;

формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию;

умение классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.

Ход занятия

Орг.момент.

Добрый день!

Сели ровно, оглянулись!

Друг другу улыбнулись!

И в работу окунулись!


2. Актуализация знаний

Ребята выполняют ассоциаграмму по словам и ключевое слово получается: ЖИВОТНЫЕ.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с рассказом русского писателя Н.И. Сладкова. (Портрет) из книги «Рассказы о животных». Рассказ называется «Неслух»

- По названию, мы можем сказать, о каком животном пойдет речь в рассказе?

- Прочитав рассказ внимательно, необходимо ответить на вопрос: «Кто же такой «Неслух»?

3. Работа по теме занятия:

Словарная работа (Приложение №1)

В тексте вам встретятся незнакомые слова. В процессе чтения мы поговорим об их значении.

Приём “Диалог с текстом”

Чтение цепочкой, объяснение незнакомых слов, ведём диалог с текстом.

Николай Сладков «Неслух»

Медведицы — строгие матери. А медвежата — неслухи. Пока ещё сосут сами сзади бегают, в ногах путаются. А подрастут — беда!

В: Что вам захотелось спросить у текста?

Р: Что же может случиться, когда подрастают дети-медвежата-неслухи?

В: Давайте спрогнозируем (предположим). А походу чтения проверим верны ли ваши предположения.

Да и медведицы сами со слабинкой: любят в холодке подремать. А весело ли медвежатам слушать их сонное сопение, когда кругом столько заманчивых шорохов, писков, песен!

От цветка к кусту, от куста к дереву — и забредут...

В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже верны.

В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)

Вот такого неслуха, удравшего от матери, я однажды и встретил в лесу

Я сидел у ручья и макал сухарь в воду. Был я голодный, а сухарь был жёсткий, потому трудился я над ним очень долго. Так долго, что лесным жителям надоело ждать, пока я уйду, и они стали вылезать из своих тайников.

Вот вылезли на пень два зверька-полчка. В камнях запищали мыши видно, подрались. И вдруг' на поляну выскочил медвежонок. Медвежонок как медвежонок: головастый, губастый, неловкий.

В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)

Увидел медвежонок пень (Что ожидал найти медвежонок у пня? Ваши предположения). Молодцы!А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста. Взбрыкнул курдючком — и боком с подскоком прямо к нему. Полчки — в нору, да что за беда! Медвежонок хорошо помнил, какими вкусными вещами угощала его мать у каждого такого пня. Успевай только облизываться!

Обошёл мишка пень слева — никого нет. Заглянул справа — никого. Сунул нос в щель — полчками пахнет! Вылез на пень, поцарапал пень лапой. Пень как пень.

Растерялся мишка, притих. Оглянулся кругом.

А кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

Слез мишка с пня и потрусил дальше.

В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.

В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)

На пути камень.(В: Какой зададим вопрос к тексту? – Что делал медвежонок, когда увидел камень? Ваши прогнозы. Спасибо! А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста). Повеселел мишка: дело знакомое! Подсунул лапу под камень, упёрся, нажал плечом. Поддался камень, пискнули под ним испуганные мышенята.

Бросил мишка камень — да обеими лапами под него. Поторопился: камень упал и придавил мишке лапу. Взвыл мишка, затряс больной лапой. Потом полизал, полизал её, да и похромал дальше. Плетётся, по сторонам больше не глазеет, под ноги смотрит.

В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.

В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)

И видит: гриб.(В: Чтобы хотелось спросить у текста? – Как поступил медвежонок, увидев гриб? Ваши прогнозы. Спасибо! А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста). Пуглив стал мишка. Обошёл гриб кругом. Глазами видит: гриб, можно съесть. А носом чует: плохой гриб, нельзя есть! И есть хочется... и страшно!

Рассердился мишка — да как треснет по грибу здоровой лапой! Лопнул гриб. Пыль из него фонтаном жёлтая, едкая — прямо мишке в нос.

Это был гриб-пыхтун. Зачихал мишка, закашлял. Потом протёр глаза, сел на задок и завыл тихо-тихонечко.

А кто услышит? Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.

В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)

И вдруг — плюх! Лягушка! .(В: Чтобы хотелось спросить у текста? – Как поступил медвежонок, увидев лягушку? Ваши прогнозы. Спасибо! А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста). Мишка правой лапой — лягушка влево. Мишка левой лапой — лягушка вправо.

Нацелился мишка, рванулся вперёд — и подмял лягушку под себя. Зацепил лапой, вытащил из-под брюха. Тут ему бы и съесть лягушку с аппетитом первую свою добычу.

А ему, дурачку, только бы поиграть.

Повалился на спину, катается с лягушкой, сопит, взвизгивает, будто его под мышками щекочут.

То подкинет лягушку. То из лапы в лапу передаст. Играл, играл, да и потерял лягушку.

Обнюхал траву кругом — нет лягушки. Так и брякнулся мишка на задок, разинул рот, чтоб заорать, да и остался с открытым ртом: из-за кустов на него глядела старая медведица.

В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.

В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)

Приём “Придумай концовку рассказа”

В: Замечательно справились! А теперь дочитаем рассказ до конца.

Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой мамаше; уж она-то приласкает его и лягушку ему найдёт.

Жалостно скуля и прихрамывая, он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую затрещину, что разом сунулся носом в землю. Вот так приласкала!

Обозлился мишка, вскинулся на дыбки, рявкнул на мать. Рявкнул и опять покатился в траву — от оплеухи.

Видит: плохо дело! Вскочил — и бегом в кусты.

Медведица за ним.

Долго слышал я, как трещали сучья и как рявкал медвежонок от мамашиных затрещин.

«Ишь как уму да осторожности его учит!» — подумал я. Убежали медведи, так меня и не заметили. А впрочем, кто их знает?

Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.

Лучше уйти поскорей: ружья-то у меня нету.


Приём “Вопрос-ответ” (Приложение №2)

В: Ребята давайте вернёмся к названию рассказа.

- Как называется наш рассказ?

- А как вы понимаете это слово?

- Кто был неслухом в рассказе Николая Сладкова?

- Какой был медвежонок?

- Так почему же медвежонок удрал от матери?

- Почему мамина ласка не понравилась медвежонку?

- Зачем медведица ударила малыша?

Как об этом говорит автор?

- Чего опасалась мамаша?

- Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

Верно. Надо слушаться взрослых: родителей, учителей, воспитателей. Непослушание ведёт к неприятностям, беде, наказанию.

(Работа с кластером)

К чему ведет непослушание. Непослушание - это…

Послушание:

- Что значит быть послушным, как вы это понимаете?

Послушание – это умение слушаться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших. Ты обращаешься за советам к старшим потому, что они знают и умеют больше тебя. Они обладают бесценным сокровищем – жизненным опытом. 

4.Рефлексия.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Спасибо всем за активную и плодотворную работу! Занятие окончено.


Источники: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/raskazy-dlja-doshkolnikov/raskazy-dlja-detei-4-5-let/sladkov-nesluh.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/08/24/n-sladkov-neslukh-urok-literaturnogo-chteniya-v-3-klasse

https://ru.wikipedia.org/wiki/Послушание_(добродетель)

https://multiurok.ru/files/sbornik-organizatsionnyi-moment-na-uroke-matematik.html



Словарные слова (Приложение №1)

Забредут-далеко зашел

Зверьки-полчки-грызуны, самые большие из сонь

Курдючком-жировое отложение под хвостом

Потрусил-быстро идти, мелкими шагами

Затрещину-удар по щеке

Дыбки- подняться на задние ноги






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.