Занятие по направлению ФИП «К чему ведёт непослушание?» (Н.И. Сладков «Неслух»)
Открытое занятие по направлению ФИП
Класс: 4
Тема занятия: «К чему ведёт непослушание?» (Н.И. Сладков «Неслух»)
Тип занятия: открытия нового знания.
Цель: создание условий для формирования мотивации к послушанию через рассказ Н.И. Сладкова “Неслух”
Задачи:
1. Познакомить с рассказом Н.И. Сладкова «Неслух».
2. Развивать логическое мышления на основе отработки логических операций: анализа, синтеза и
обобщения, установление причинно-следственных связей.
3. Создавать условия для формирования навыков смыслового чтения у младших школьников
4. Воспитывать в детях нравственные качества, доброе отношение к окружающим и к природе.
Формирование УУД:
Личностные:
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование мотивов достижения целей, границ «знания» и «незнания»;
формирование позитивной моральной самооценки и эмоциональных чувств, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
умение определять и формулировать тему; планирование и выполнение задания в соответствии с целью,
осознание качества и уровня усвоения темы, умение высказывать своё предположение;
прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные:
умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с воспитателем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Познавательные:
умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии;
формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;
умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию;
умение классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.
Ход занятия
Орг.момент.
Добрый день!
Сели ровно, оглянулись!
Друг другу улыбнулись!
И в работу окунулись!
2. Актуализация знаний
Ребята выполняют ассоциаграмму по словам и ключевое слово получается: ЖИВОТНЫЕ.
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с рассказом русского писателя Н.И. Сладкова. (Портрет) из книги «Рассказы о животных». Рассказ называется «Неслух»
- По названию, мы можем сказать, о каком животном пойдет речь в рассказе?
- Прочитав рассказ внимательно, необходимо ответить на вопрос: «Кто же такой «Неслух»?
3. Работа по теме занятия:
Словарная работа (Приложение №1)
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. В процессе чтения мы поговорим об их значении.
Приём “Диалог с текстом”
Чтение цепочкой, объяснение незнакомых слов, ведём диалог с текстом.
Николай Сладков «Неслух»
Медведицы — строгие матери. А медвежата — неслухи. Пока ещё сосут сами сзади бегают, в ногах путаются. А подрастут — беда!
В: Что вам захотелось спросить у текста?
Р: Что же может случиться, когда подрастают дети-медвежата-неслухи?
В: Давайте спрогнозируем (предположим). А походу чтения проверим верны ли ваши предположения.
Да и медведицы сами со слабинкой: любят в холодке подремать. А весело ли медвежатам слушать их сонное сопение, когда кругом столько заманчивых шорохов, писков, песен!
От цветка к кусту, от куста к дереву — и забредут...
В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже верны.
В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)
Вот такого неслуха, удравшего от матери, я однажды и встретил в лесу
Я сидел у ручья и макал сухарь в воду. Был я голодный, а сухарь был жёсткий, потому трудился я над ним очень долго. Так долго, что лесным жителям надоело ждать, пока я уйду, и они стали вылезать из своих тайников.
Вот вылезли на пень два зверька-полчка. В камнях запищали мыши видно, подрались. И вдруг' на поляну выскочил медвежонок. Медвежонок как медвежонок: головастый, губастый, неловкий.
В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)
Увидел медвежонок пень (Что ожидал найти медвежонок у пня? Ваши предположения). Молодцы!А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста. Взбрыкнул курдючком — и боком с подскоком прямо к нему. Полчки — в нору, да что за беда! Медвежонок хорошо помнил, какими вкусными вещами угощала его мать у каждого такого пня. Успевай только облизываться!
Обошёл мишка пень слева — никого нет. Заглянул справа — никого. Сунул нос в щель — полчками пахнет! Вылез на пень, поцарапал пень лапой. Пень как пень.
Растерялся мишка, притих. Оглянулся кругом.
А кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.
Слез мишка с пня и потрусил дальше.
В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.
В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)
На пути камень.(В: Какой зададим вопрос к тексту? – Что делал медвежонок, когда увидел камень? Ваши прогнозы. Спасибо! А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста). Повеселел мишка: дело знакомое! Подсунул лапу под камень, упёрся, нажал плечом. Поддался камень, пискнули под ним испуганные мышенята.
Бросил мишка камень — да обеими лапами под него. Поторопился: камень упал и придавил мишке лапу. Взвыл мишка, затряс больной лапой. Потом полизал, полизал её, да и похромал дальше. Плетётся, по сторонам больше не глазеет, под ноги смотрит.
В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.
В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)
И видит: гриб.(В: Чтобы хотелось спросить у текста? – Как поступил медвежонок, увидев гриб? Ваши прогнозы. Спасибо! А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста). Пуглив стал мишка. Обошёл гриб кругом. Глазами видит: гриб, можно съесть. А носом чует: плохой гриб, нельзя есть! И есть хочется... и страшно!
Рассердился мишка — да как треснет по грибу здоровой лапой! Лопнул гриб. Пыль из него фонтаном жёлтая, едкая — прямо мишке в нос.
Это был гриб-пыхтун. Зачихал мишка, закашлял. Потом протёр глаза, сел на задок и завыл тихо-тихонечко.
А кто услышит? Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.
В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.
В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)
И вдруг — плюх! Лягушка! .(В: Чтобы хотелось спросить у текста? – Как поступил медвежонок, увидев лягушку? Ваши прогнозы. Спасибо! А теперь давайте проверим себя – узнаем ответ текста). Мишка правой лапой — лягушка влево. Мишка левой лапой — лягушка вправо.
Нацелился мишка, рванулся вперёд — и подмял лягушку под себя. Зацепил лапой, вытащил из-под брюха. Тут ему бы и съесть лягушку с аппетитом первую свою добычу.
А ему, дурачку, только бы поиграть.
Повалился на спину, катается с лягушкой, сопит, взвизгивает, будто его под мышками щекочут.
То подкинет лягушку. То из лапы в лапу передаст. Играл, играл, да и потерял лягушку.
Обнюхал траву кругом — нет лягушки. Так и брякнулся мишка на задок, разинул рот, чтоб заорать, да и остался с открытым ртом: из-за кустов на него глядела старая медведица.
В: Молодцы! У вас были интересные предположения, а некоторые даже догадались.
В: Все ли слова вам понятны в этом отрывке текста? (Словарная работа)
Приём “Придумай концовку рассказа”
В: Замечательно справились! А теперь дочитаем рассказ до конца.
Медвежонок очень обрадовался своей мохнатой мамаше; уж она-то приласкает его и лягушку ему найдёт.
Жалостно скуля и прихрамывая, он потрусил ей навстречу. Да вдруг получил такую затрещину, что разом сунулся носом в землю. Вот так приласкала!
Обозлился мишка, вскинулся на дыбки, рявкнул на мать. Рявкнул и опять покатился в траву — от оплеухи.
Видит: плохо дело! Вскочил — и бегом в кусты.
Медведица за ним.
Долго слышал я, как трещали сучья и как рявкал медвежонок от мамашиных затрещин.
«Ишь как уму да осторожности его учит!» — подумал я. Убежали медведи, так меня и не заметили. А впрочем, кто их знает?
Кругом лес. Густой. Тёмный. В лесу шорохи.
Лучше уйти поскорей: ружья-то у меня нету.
Приём “Вопрос-ответ” (Приложение №2)
В: Ребята давайте вернёмся к названию рассказа.
- Как называется наш рассказ?
- А как вы понимаете это слово?
- Кто был неслухом в рассказе Николая Сладкова?
- Какой был медвежонок?
- Так почему же медвежонок удрал от матери?
- Почему мамина ласка не понравилась медвежонку?
- Зачем медведица ударила малыша?
Как об этом говорит автор?
- Чего опасалась мамаша?
- Над чем заставляет задуматься этот рассказ?
Верно. Надо слушаться взрослых: родителей, учителей, воспитателей. Непослушание ведёт к неприятностям, беде, наказанию.
(Работа с кластером)
К чему ведет непослушание. Непослушание - это…
Послушание:
- Что значит быть послушным, как вы это понимаете?
Послушание – это умение слушаться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших. Ты обращаешься за советам к старшим потому, что они знают и умеют больше тебя. Они обладают бесценным сокровищем – жизненным опытом.
4.Рефлексия.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
Спасибо всем за активную и плодотворную работу! Занятие окончено.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Послушание_(добродетель)
https://multiurok.ru/files/sbornik-organizatsionnyi-moment-na-uroke-matematik.html
Словарные слова (Приложение №1)
Забредут-далеко зашел
Зверьки-полчки-грызуны, самые большие из сонь
Курдючком-жировое отложение под хвостом
Потрусил-быстро идти, мелкими шагами
Затрещину-удар по щеке
Дыбки- подняться на задние ноги