Родительское собрание на тему «Непослушание»
С самого рождения мы формируем личность ребёнка подобно мозаике. Давая ребёнку представления о различных навыках.
Семья - место, где ребенок получает первый социальный опыт. Родители стремятся учить и воспитывать в детях только хорошее.
Что включает в себя социальный опыт ?
Ребенок растет, круг его общения становится шире, а значит и социальный опыт растет. Все заложенные представления и правила словно перемешиваются. К ним добавляются новые. У ребенка появляется свое мнение, свое видение, которое полностью перестраивает личность ребёнка и становится его неотъемлемой частью. Как это может проявится?
Нежелание/отказ мы называем сопротивлением, но говорим, что это как раз то, что мы (взрослые) обычно называем непослушанием. Имея сопротивление и умение спорить ребенок продолжает формировать личность и без этого его развитие не будет полноценным.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем собрании?
Какую цель поставим перед собой? (Выявить причины «непослушания» детей и способы борьбы с ним. )
Точного определения непослушания мы назвать не можем. Давайте подумаем, что для вас значит детское непослушание. Как оно может проявляться?
Обсудите в парах, напишите свои предположения на стикерах.
(вывешивается на доску)
Проведя диагностику в нашем классе, с вопросами которой вы можете ознакомиться на слайде, я выявила что у детей непослушание проявляется в нескольких формах. Обратите внимания на диаграмму, что вы можете по ней сказать?
непослушание как форма борьбы за самоутверждение
непослушание как форма привлечения внимания
-Скажите, из-за чего может проявляться каждая из форм?
Внимание: Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Самоутверждение: против чрезмерной родительской власти и опеки
Разберемся, как бороться с этим. Разделимся на группы по 3 человека. 1 группа напишет на листе как бороться с непослушание как формой борьбы за самоутверждение, вторая – привлечения внимания (Вывешивается на доску)
Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Вы уже знаете, как: придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.
Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка. Нужно воздерживаться от каких-либо требований, которые, по вашему опыту, он, скорее всего не выполнит.
У вас на столах лежат карточки с вопросами от родителей. Посовещайтесь в паре и постарайтесь ответить на вопросы.
Вопрос 1. Я не могу заставить своего ребёнка есть по утрам. На этой почве часто возникают конфликты, непослушание. Что делать?
Комментарий: Вместо назиданий и порицаний скажите ребёнку что-то приятное, а потом, как бы между делом, предложите еду. Фразы: «Ты меня приятно удивил», «Вот не ожидал от тебя!», «Какой ты молодец!», возбудят в душе ребёнка радость, создадут благоприятный эмоциональный фон, и возможно, проблема уйдёт сама собой. Ребёнку не захочется огорчать вас после такого ободряющего общения.
Вопрос 2. «Мой сын постоянно разбрасывает всё: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет, не слушается. Как быть?»
Комментарий: Чтобы не нагнетать тревожность ребёнка и не разрушать радостного восприятия мира, попробуйте вместо назиданий и упрёков поиграть. Разбросайте по комнате вещи: и свои, и сына. «Что ты делаешь?» - не выдержит ребёнок, - «Подражаю тебе», - ответите вы. Думаю, что ситуация изменится.
Вопрос 3. Мой ребёнок в ущерб занятиям читает книжки. На моё требование отложить фантастику и начать учить уроки отвечает непослушанием и даже агрессией. Я не знаю, что делать, посоветуйте.
Комментарий: поступите мудрее. Подойдите к ребёнку и скажите: «Это, должно быть, интересная книга». В редких случаях ребёнок может не ответить. Когда ребёнок испытывает удовольствие от чего – либо, он, как правило, стремится к тому, чтобы поделиться с кем – нибудь своей радостью. Подогрейте его интерес удивлёнными репликами: «Надо же!», «Потрясающе!». Таким образом, вы разделили детский интерес к книге и отвлекли, переключили его чувства на несколько иные объекты, размышление, оценку. И этот контакт служит тем основанием, что ребёнок сам может принять подсказанное вами решение – отложить чтение до завтрашнего дня. В данном случае вы предотвратили конфликт.
Юлия Гиппенрейтер Автор популярнейших книг по детской психологии в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» пишет : Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что‑либо положенное ему — учиться, читать, помогать по дому, — некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят. Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен.
Разберемся же как правильно попросить ребенка о чем либо. Я раздам вам карточки, с фразами, которые нельзя говорить ребенку. Обсудите в парах как можно заменить фразу, чтобы ребенок вас послушал (На доску, зачитывается)
КАК ПРАВИЛЬНО РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ!
НЕПРАВИЛЬНО Не бегай по лужам! Не ори! Не ешь быстро! Разбери бардак! Быстрее собирайся! Не лазай туда?! Не беги! Не спеши! Хватит уже! Слушай меня! Смотри сюда! Займись делами поважнее! | ПРАВИЛЬНО Обойди лужу. Говори тише, пожалуйста. Хорошенько прожуй еду. Убери, пожалуйста. Нам пора идти, попрощайся. Отойди /спустись, пожалуйста. Иди спокойным шагом. Ты успеешь. Пора заканчивать, время вышло. Услышь меня, пожалуйста. Обрати на это внимание. Помоги мне, пожалуйста |
Сейчас вы получите памятки с фразами, которые мы с вами и составили, для того чтобы вы не забывали, как лучше сказать что-то ребенку, чтобы он прислушался к нашей просьбе.
Закончить наше собрание мне бы хотелось цитатой писателя Одоевского Владимира Федоровича, который писал и детские сказки, известного по псевдонимом «дедушка Ириней» «Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами»