Занятие «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» по сказке «Колобок»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (по сказке «Колобок»).
Занятие в средней группе.
Задачи:
Обучающие задачи: расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми; дать детям представление, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным.
Воспитательные задачи: формировать нравственные эталоны, необходимые для регуляции поведения ребенка. Развивать нравственно-волевые качества личности ребенка.
Развивающие задачи: учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы; быть осторожными в поступках
Оборудование: шкатулка, фигурки героев сказки «Колобок», перчаточные куклы по сказке «Колобок», ширма, декорации, музыкальный центр, мелодия русской народной песни «Камаринская» в исполнении ансамбля русских народных инструментов и мелодии на выходы главных героев сказки, изображение фигур; индивидуальный бланк с прорисованным пунктирной линией образом Колобка по числу детей, цветные карандаши.
Ход занятия:
Педагог.
Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на нашем занятии! Чтобы нам на занятие было, хорошо начнем его с улыбки. Посмотрите друг на друга, улыбнетесь друг другу.
Молодцы!
Все садимся рядком
Поиграем ладком,
Приготовьте ушки, глазки
Начинаем нашу сказку.
Педагог обращает внимание детей на шкатулку на столе.
Педагог-психолог.Дети посмотрите Какой красивый сундучок! Мне кажется что он не простой - волшебный! Интересно, что в нем? (Пытается открыть сундучок, но он не открывается.) Дети, может быть, там сказка?
Сказку, дети, в гости звали?
Сказку, дети, очень ждали?
Отгадайте же загадки
Сказка вновь придет к ребяткам!
Педагог – психолог загадывает загадки, и достает из ларчика фигурки персонажей из сказки «Колобок».
Загадки.
1. Ловко скачет по лужайке
Быстроногий серый…зайка.
2. Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса, А зовут ее …лиса.
3. Дружбу водит он с лисой, Для других он очень злой!
Все зубами щелк да щелк, Очень страшный серый…волк.
4. Лапу он зимой сосет, А ещё он любит мед.
Может громко зареветь. Как его зовут? (Медведь)
Педагог-психолог. Молодцы! Все загадки отгадали! А где живут эти животные? (в лесу) А как мы их назовем одним словом (дикие животные) Молодцы!
А теперь отгадайте, к какой сказке мы сегодня пойдем в гости?
На сметане он мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Что за сказка?
Воспитатель. Правильно, конечно, «Колобок»!
А теперь глаза закроем,
Сказку в гости позовем.
Скажем дружно: раз, два, три,
Сказка, в гости приходи!
Вы тихонечко сидите
И внимательно смотрите.
Инсценировка сказки «Колобок» в кукольном театре.
Звучит мелодия русской народной песни «Камаринская» в исполнении ансамбля русских народных инструментов, появляется декорация: красочная избушка с большим окном.
Давным-давно в одной деревушке жили-были старик со старухой. Жили они бедно. (На ширме появляются старик и старуха)
Однажды старик говорит старухе:
Старик: Испеки-ка старуха, колобок
Старуха: Да испечь-то я бы испекла, а муки где взять?
Старик: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби. Глядишь, и наберешь немного! (Старуха уходит в дом.)
Старуха так и сделала: по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки горстку.
Старуха: Замешу-ка я тесто! Положу сметанки, маслица! Хороший получился Колобок! То-то старик мой обрадуется! (Звучит веселая музыка, под которую старуха месит тесто)
Испекла старуха Колобок (Появляется Колобок). Получился он румяный, пышный да красивый. И поставила она его на окошко, остудится, а
сама прилегла отдохнуть.(Старик со Старухой уходят)
Колобок: Ой, ой, ой, как жарко! (подпрыгивает). Ох, ох, ох, как скучно! А не покатится ли мне в лес, прогуляться?
Спрыгнул Колобок с окошка и весело покатился по тропинке в темный лес. (Избушка убирается и появляется декорация леса (елочки))
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Заяц – белый хвостик! (музыка)
Заяц: Здравствуй, Колобок! Какой ты румяный, сдобный! Я, пожалуй, тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Зайка. Давай, я тебе лучше песенку спою:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел, а от тебя, Косой и подавно уйду!
И покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Волк – зубами щелк! (музыка)
Волк: Вот так удача! Целый день в лесу искал - чем бы поживиться, кого бы скушать, а тут еда сама ко мне катится! Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Волк. Послушай, какую я песенку знаю:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, серый и подавно уйду!
И покатился Колобок дальше – только Волк его и видел. Катится Колобок, катится, а навстречу ему сам Медведь! (музыка)
Медведь: Чем это тут так вкусно пахнет! А это Колобок! Колобок, Колобок, я тебя, пожалуй, съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька! Послушай лучше мою песенку:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел, я от Зайца ушел и от Волка ушел, а от тебя, косолапый, не хитро мне уйти!
И покатился наш Колобок дальше. Вот катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса – рыжая плутовка .(музыка)
Лиса: Здравствуй, миленький дружочек, здравствуй, Колобочек! Ох, какой же ты красивый, пышный, вкусный. Как же мне хочется тебя скушать!
Колобок: Не ешь меня, Лиса. Я знаешь, какую хорошую песенку знаю! Давай тебе ее спою:
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел…
Лиса: Ох, какая хорошая песенка! Жаль, глуха я совсем стала. А ты сядь ко мне на носок да пропой еще разок!
Колобок: Ладно! (Колобок перемещается на нос Лисе)
Я Колобок, Колобок, по амбару метен, по сусекам скребен,
Я от бабушки ушел и от дедушки ушел…
А Лиса его…
Лиса: ам! (Лиса подпрыгивает вниз и пропадает вместе с Колобком за ширмой)
… и съела!
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
Педагог-психолог. Понравилась вам сказка?
Что-то засиделись мы с вами, пора и размяться.
Динамическая пауза.
Колобок, колобок, Идут, взявшись за руки хороводом.
Колобок — румяный бок Идут на носочках, держась за руки .
По дорожке покатился
И назад не воротился. Встав лицом в круг,
Встретил мишку, волка, зайку, изображают медведя, волка, зайца Всем играл на балалайке. Изображают игру на балалайке.
У лисы спел на носу, — Пляшут вприсядку.
Больше нет его в лесу. Разводят руками
Педагог-психолог. А теперь побеседуем.
Откуда появился Колобок в сказке? На какую фигуру похож Колобок? (Показ картинки с фигурами)
Педагог-психолог. Как Лиса обхитрила Колобка?
Ответ: сначала попросила сесть Колобка на носок, потом на язычок, потому что она плохо слышит песенку.
Педагог-психолог. Чем закончилась сказка?
Ответ: Лиса съела Колобка.
Педагог-психолог. Почему Лиса съела Колобка?
Ответ: потому что Колобок ушел от дедушки с бабушкой, разговаривал с незнакомыми зверями, поверил Лисе.
Педагог-психолог. Что Колобок в разговоре с Лисой сделал неправильно?
Ответ: Колобок поверил Лисе, что она плохо слышит. Колобок любил хвастаться. Ему понравилось, что Лиса его похвалила за песенку.
Педагог-психолог. Чему нас учит сказка «Колобок»?
Ответ: нельзя маленьким одним и без разрешения уходить из дома, нельзя хвастаться, нельзя верить незнакомым и разговаривать с ними на улице, в случае опасности надо позвать на помощь. Как вы думаете, что означают слова «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
Педагог-психолог. Скажите, кто встречал хвастунишек в жизни? Кому нравится их слушать? А кто из вас любит сам похвастаться? Предложить всем вместе воспроизвести события сказки.
Очень интересно и весело придумывать другое окончание сказки. Например, чтобы было, если бы дедушка и бабушка увидели, что Колобок укатился? Или, чтобы было, если бы Лиса не съела Колобка? Дети придумывают окончание сказки с хорошим концом и проигрывают сюжет в кукольном театре.
Предложить обвести Колобка по контуру сначала пальчиком в воздухе. Потом каждому раздать индивидуальный бланк, на котором надо обвести Колобка по пунктирной линии карандашом и раскрасить его.
Педагог-психолог. Дети, а как вы думаете, правильно ли поступил Колобок, уйдя от бабушки и дедушки? А почему неправильно? (Ответы детей)
Педагог.
Запомните дети: нельзя уходить одному из дома и ненужно разговаривать с незнакомцами.
Итог занятия
Педагог.
- Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)
- Чему сказка эта учит?
Дети: Нельзя уходить из дому одному, хвалиться.
Используемая литература:
http://kladraz.ru/blogs/elena-aleksandrovna-ryzhaikina/scenarii-kukolnogo-spektaklja-kolobok.html
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/10/14/skazkaterapiya-kolobok
Кияйкина Наталья Федоровна
Соколова Марианна Александровна