Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе на тему «Сказка В. Берестова "Мать-и-мачеха"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
141103, Московская область, г.Щёлково-3, ул. Институтская, 6Б. тел 8(496)253-97-76, e-mail: mdouHYPERLINK "mailto:mdou.berezka27@mail.ru"
Составила воспитатель высшей квалификационной
категории Свирида Елена Васильевна
г. Щёлково
март 2021 год
Цель: познакомить детей со сказкой Валентина Берестова «Мать-и-мачеха».
Задачи:
формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению;
способствовать развитию речи путём ответов на вопросы по тексту;
познакомить с отличием мать-и-мачехи от одуванчика;
развивать навыки поэтапного рисования;
воспитывать чувства прекрасного и любовь к природе родного края.
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята, какую коллективную работу мы закончили с вами вчера? (ответы детей).
Послушайте, как писатель Валентин Берестов описывает наш цветок.
Валентин Берестов — Мать-и-мачеха: СказкаЭтот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они.
А цветет он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Цветет на откосах. Цветет на покрытых углем и шлаком насыпях. Цветет около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли.
― Мать-и-мачеха расцвела! Мать-и-мачеха расцвела! ― радуются люди.
Но вот проходит время цветов, и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые: потрешь о щеку ― и станет тепло.
― Это мать, ― говорят люди.
Зато снаружи листья твердые, скользкие; приложишь к щеке — почувствуешь холод.
― А это мачеха, ― объясняют люди. Но листьям мать-и-мачехи все равно, как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие зеленые щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю, и своей изнанкой, своей теплой, материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:
– Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.
- О каком растении пишет автор?
-Почему цветок так называется?
- Почему Берестов пишет: «Кого они так называют? ― удивляется цветок. ― Наверное, землю, на которой я расту. Для меня-то она мать, а для других цветов пока еще мачеха.»?
- В каких местах растёт мать-и-мачеха?
- Скажите, а можно собирать первоцветы для букета? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:- Посмотрите на эти картинки. Это одинаковые цветы? Как называется второй? Чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей)
- Мать-и-мачеха ещё не зацвела, давайте позовём весну ещё раз (коллективная работа «Весну зовём) и нарисуем мать-и-мачеху.
Пояснение по схеме рисования.
- Молодцы, ребята. В уголке творчества организуем полянку из детских работ.
А в заключении полюбуемся мать-и-мачехой. Просмотр и обсуждение видео.
Источники:
https://skazki.rustih.ru/valentin-berestov-mat-i-machexa/
https://fs.znanio.ru/methodology/images/6f/79/6f79fa550ff8867a12a74aa7c91b4b77507e3851.jpg
https://www.youtube.com/watch?v=NC5bU1Ry3dA