Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в логопедической группе «С.Я. Маршак "Вот какой рассеянный"»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в логопедической группе
С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный»
Цель: знакомство с творчеством С.Я.Маршака
Задачи: углублять интерес к чтению художественной литературы; учить отвечать на вопросы по содержанию полным ответом; развивать способность к целостному восприятию текста; продолжать учить выявлять основное содержание, понимать главные характеристики героя; развивать умение замечать и понимать образные слова и выражения в тексте: развивать внимание, речь.
Ход занятия
Орг.момент
Выходи скорей, дружок,
И вставай со мной в кружок.
За руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся!
Дети садятся на стульчики.
-Ребята, обратите внимание на нашу выставку книг.
-Я думаю, вы уже догадались, книги какого писателя здесь выставлены?
-Правильно, это детский писатель. Самуил Яковлевич Маршак. Он много писал для детей. Посмотрите, как много книг. Многие из них мы с вами уже читали.
2. Основная часть
-Все произведения автора веселые, поучительные и добрые. Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать вам, дети, что – то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны и внимательны. А те дети, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека и сочинил Самуил Яковлевич Маршак.
-Как вы думаете, кто вообще такой рассеянный человек? (ответы детей)
-Это человек, который делает все наоборот, не правильно. Не умеющий сосредоточиться, не внимательный, забывчивый человек.
-Давайте проговорим это слово хором, индивидуально.
-И сейчас мы с вами познакомимся с рассказом, который называется «Вот какой рассеянный».
-В рассказе нам могут встретиться некоторые слова, которые покажутся не понятными. Я вам попробую их объяснить. (Показ картинок к словам).
ГАМАШИ – это теплые чулки, которые закрывают ногу от ступни до щиколотки.
БУФЕТ – небольшая закусочная при общественных местах (вокзал)
ПЕРРОН – пассажирская платформа на вокзале.
щиколот
ПОЛУСТАНОК – небольшая железнодорожная станция.
СПОЗАРАНОК – с самого утра
ВОЖАТЫЙ, ВАГОНОВОЖАТЫЙ – водитель трамвайного вагона
-Эти слова сейчас не используются в нашей речи, они как бы устарели. Поэтому они называются устаревшими.
Чтение рассказа.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать.
-А дальше как вы думаете, что он стал бы делать? (предположение детей)
-Вот послушайте продолжение.
Продолжаем читать рассказ.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в этом рассказе?
- А мне нравится вот это место
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
«Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?»
Вожатый удивился —
Трамвай остановился.
-Скажите, почему вожатый удивился и остановил трамвай?
-Что неправильно сказал рассеянный?
-Необходимо было, как сказать правильно:
Вагоноуважатый – вагоновожатый
Вагоноуважаемый – глубокоуважаемый
У трамвала – у вокзала
Вокзай – трамвай
Физ минутка
-А теперь давайте тоже покатаемся на поезде. Вставайте друг за другом, вы будете вагончики, а я паровоз.
-Присаживайтесь на места.
-Как называется рассказ, который мы с вами прочитали? (Рассказ называется «Вот какой рассеянный»)
-Кто написал этот рассказ? (Рассказ написал С.Я. Маршак)
-Почему автор так назвал свой рассказ? (Потому что рассказ про рассеянного человека)
-Кто такой рассеянный? (Это человек, который делает все наоборот, не правильно. Не умеющий сосредоточиться, не внимательный, задумчивый человек)
-А рассеянность, это положительное или отрицательное качество? (ответы детей).
-Рассеянность не приносит человеку ничего хорошего. Над ним могут смеяться, показывать на него пальцем, его могут считать не совсем нормальным человеком, раз он на голове носит сковородку. Такая рассеянность, может сильно подвести человека, например, если его ждут, а он сидит в отцепленном вагоне.
-Какой это рассказ – грустный или веселый? (Рассказ очень весёлый смешной)
-Почему? Что самое смешное в этом рассказе? (Человек перепутал одежду, одевался неправильно и смешно)
-Сейчас я вам буду зачитывать отрывки, а вы будете говорить, что перепутал герой. Что он делал неправильно? (Выслушиваю ответы детей и уточняю строчками из текста)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.
- Скажите, а с вами случалось такое? Или может быть, вы встречали таких людей в жизни?
-Самуил Маршак хотел, чтобы дети сами пришли к выводу, что так делать нельзя, что надо думать о том, что ты делаешь, а не рассеивать свое внимание.
-Теперь, давайте поиграем и проверим ваше внимание.
-Рассеянный любит рисовать, он нарисовал картинки, но, кажется, что - то здесь не так. Опять рассеянный не смог сосредоточиться и дорисовать картинки до конца. Посмотрите внимательно.
Игра «Что забыл нарисовать художник»
3. Заключение
-Как называется рассказ? (Вот какой рассеянный)
-Кто автор этого рассказа? (С.Я. Маршак)
-Чему нас учит этот рассказ? (Стихотворение учит стараться быть внимательными. Рассеянность и невнимательное отношение к делам не приведут ни к чему хорошему. Рассеянный человек может часто оказываться в неловких ситуациях, ему трудно качественно выполнить свою работу. Он многое путает, а это очень мешает достигать поставленных целей.)
4. Рефлексия
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что для вас было трудным?
– Что вам больше понравилось?