Методическая разработка «Использование "умных панелей" в развитии функциональной грамотности дошкольников»
Методическая разработка:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «УМНЫХ ПАНЕЛЕЙ» В РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Разработали специалисты МДОБУ «ДСКВ №10» г. Всеволожска: Другова Н.А., Ревкина Е.В., Нефёдова Е.А.
Актуальность.
Умные панели позволяют детям освоить все компоненты функциональной грамотности:
-
- знания сведений, правил, принципов;
- Усвоение общих понятий и умений;
- Умение адаптироваться к изменяющемуся миру
Цель:
Организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы способствовать развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями развития.
«Умные панели» являются пособиями, которые помогают в решении данной цели.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Функциональная грамотность ребенка-дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО решается с помощью «Умных панелей» и направлена на формирование:
1. математической грамотности.
2. речевой активности.
3. естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности
4. социально-коммуникативной грамотности.
ПАНЕЛЬ "ОХОТНИК"
В использовании данной панели ребёнку предлагается игровая ситуация, в которой охотник не поймает льва, если ты ему поможешь, или охотник доберётся до льва, или не заметит его, если выполнишь задание. Можно использовать разные мотивационные сюжеты. Карточки крепятся на панели с помощью ленты и липучек, которые есть в наборе или дополнительный вариант, крепление на прищепки.
Функциональная грамотность детей в речевом развитии при использовании данной панели «Охотник» направлена на развитие фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, формирования навыков звукового и слогового анализа.
Игра «Весёлые певцы» на зрительное соотнесение символов и автоматизацию гласных звуков. Ребёнку даётся инструкция: «По дорожке шагай, песенку гласных звуков вместе со зверятами пропевай!» Ребёнок ведёт шарик по дорожке, который находится в треугольнике, регулирует траекторию пути двумя руками и пропевает песенки гласных звуков. Данные действия развивают: зрительно-моторную координацию; ориентацию в пространстве; стимулируют межполушарное взаимодействие функций головного мозга.
Игра используется и на развитие просодики, произнеси гласный звук или песенку тигрёнка: тихо-громко, коротко-длинно.
Следующая игра «Шарик по дорожке прокати, слова на звук А, У (любой другой звук) проговори». У ребёнка формируются умения анализировать, закрепляются навыки, приобретённые на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Слоговому анализу ребёнок учится в игре «Шарик по дорожке веди – слова договори». Взрослый говорит начало слова, ребёнок ведёт колечко по дорожке и договаривает слова: кры–ша, лу-жа и т.д.
Аналогичные задания подбираются, в зависимости от цели. Игра «Определи, какой предмет лишний». Ребёнок осуществляет операцию классификации.
Игры на обогащение словаря–
Шарик по дорожке веди, предметы бытовой техники говори» или «Живое-не живое назови» или «Слова, которые отвечают на вопрос кто (что, слова признаки, слова действие) проговори».
Ещё вариант использования панели - это игры на словоизменение и словообразование.
Игра «По дорожке шарик прокати – ласково овощ (дерево или любой другой предмет) назови» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Один – много» формирование предложно-падежных конструкций. (Куртка-куртки-много курток)
Игра «Мой, моя, моё, мои» - согласование местоимений с существительными.
Прикрепляются карточки, в зависимости от тем - лексической или по подготовке к обучению грамоте.
ПАНЕЛЬ "КОЛЬЦЕБРОС"
Прикрепляются карточки на ленту на панель. Ребёнок выбирает кольцо с шариком соответствующего цвета, зрительно соотносит расстояние, цвет шарика на панели, называет предмет и бросает кольцо в цель, при данных действиях у детей формируются навыки координации движений, умения рассчитывать расстояние; происходит развитие зрительного и пространственного восприятия; ловкости, меткости, точности глазомера; внимания, сосредоточенности, целеустремленности.
В речевом развитии используются игры на развитие фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи, формирование навыков слоговой структуры слова, звукопроизношения.
Варианты игр: «Кольцо кидай – первый (или последний) звук в слове называй». Ребёнок осуществляет звуковой анализ. И бросает кольцо в цель.
«Колечко бери – слово на слоги раздели». Набрасывается столько колечек на кольцеброс, сколько слогов в слове, затем, ребёнок воспроизводит слоговой анализ слова, тем самым происходит, и зрительное подкрепление по количеству слогов в слове.
В данные игры дети самостоятельно играют в группе по одному и в парах.
Игра «Колечко бросай предметы считай» - согласование числительных с прилагательными и существительными. Можно посчитать один огурец, два огурца, 5 огурцов или усложнить задание и добавить прилагательное, две шустрые белки, 5 шустрых белок и т.д. Здесь же отрабатываются навыки прямого и обратного счёта. Кольца можно, как набрасывать на кольцеброс, так и снимать, выполняя задание.
Игры на обогащение словаря:
- притяжательных прилагательных «Кольцо бросай чей хвост, чья пасть, чьи уши называй»; - относительных прилагательных «Колечко бросай какой бывает снег (дождь или стакан из стекла какой) называй»; - словообразования «Колечко бросай, детёнышей животных называй» и подобные игры.
Игры на развитие связной речи, анализа слов в предложении.
Например: «Колечко бери, предложение с предлогами говори», «Сколько слов в предложении определи». Ребёнок проговаривает предложения с предлогом (производит анализ) и бросает кольцо в цель.
Данную панель можно использовать на автоматизацию и дифференциацию звуков у детей. «Кольцо бросай слова со звуком «Ж» (любым другим автоматизируемым звуком) называй». Ребёнок повторяет слова и бросает или снимает кольца.
ПАНЕЛЬ "ЛАБИРИНТ»
Обучающие и развивающие задачи:
• развитие координации движений;
• развитие пространственной ориентации;
• усвоение зрительного и кинестетического образа букв и цифр;
• формирование опыта применения знаний о цвете;
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие внимания и зрительной памяти;
• формирование навыка следования инструкции.
Предлагаем Вам варианты игр с данной панелью. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Игры на развитие просодики, фонематических процессов, формирование навыков слоговой структуры слова.
Игра «По дорожке иди и звук с разной интонацией тяни»
Ребёнку предлагаются гласные звуки и интонационные символы, он ведёт шарик по дорожке и пропевает звук с разной интонацией: тихо-громко-медленно-быстро- беззвучно.
Игра «Придумай слово на заданный звук».
На разных концах дорожек цветовые символы звуков:красные смайлики – гласные звуки;
синие смайлики – согласные, твёрдые звуки; зелёные – согласные, мягкие.
Ребёнок проходит цветным шариком по дорожке к своему символу
и придумывает слова на заданный символ (в зависимости от цвета шарика).
Игра «Цепочка слов».
Ребёнок двигает шарик по дорожке и называет слово. Следующий ребенок ведет другой
шарик следом и придумывает слова на последний звук предыдущего слова.
И так все дети по очереди.
Игра «Раздели на слоги».
Можно на лексической теме закреплять деление слов на слоги. детям предлагается по очереди провести шарики желтого цвета по дорожкам к нужной схеме по количеству слогов в слове.
Игра «Выложи слова».
Упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов.
Выставляется предметная картинка ребенок должен цветными шариками
выложить слово, сделать звуковой анализ.
Следующие игры направлены на развитие грамматического строя речи.
Закрепление/дифференциация знаний по лексической теме. Например «Дикие и домашние животные», на одной стороне панели крепим картинку дома, на другой – дерево/лес. Ребёнок ведёт шарик по дорожке и называет животное. Если называет домашнее – ведет к домику, если дикое – к дереву/лесу.
Закрепление умения согласовывать местоимения с существительными.
Игра «Жадина». Предложены предметные картинки по лексической теме,
дети по очереди ведут шарик по дорожке и говорят: «Это моя рубашка.
Это мои колготки. Это мой шарф.» и т.д.
На боковых панелях схемы предлогов и предметные картинки. Ребёнок ведёт по дорожке шарик и когда доходит до конца придумывает предложение, используя изображенный предлог и предметную картинку.
ПАНЕЛЬ "ЛЯГУШКИ-ПОПРЫГУШКИ"
Обучающие и развивающие задачи:
-
- развитие ориентации в пространстве;
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания и наблюдательности;
- развитие логического мышления и умения планировать свои действия.
Суть данной панели управлять движением лягушки надо при помощи штырьков, которые фиксируются в отверстиях панели. Каждая лягушка маркирована треугольником, кружком или квадратом.
С помощью данной панели можно:
-
- упражнять в автоматизации и дифференциации звуков;
- пополнять словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- использовать соревновательные элементы, умение работать в паре.
Разберём некоторые игры с данной панелью.
Закрепление умения детей придумывать слова на данный звук. Ребенку предлагается буква, и он передвигает лягушку по отверстиям вверх и придумывает слова на заданную букву. Как усложнение, игра в паре, по очереди передвигают лягушку и придумывают слова, слово не должны повторяться.
Закрепление умения дифференцировать звуки по твердости - мягкости. Принцип игры, как предыдущая игра, только один игрок передвигает лягушку вверх, называет слова, где первый звук – согласный, твёрдый. Второй игрок, передвигая лягушку вверх, придумывает слова, где первый звук – согласный, мягкий. Так же можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков.
Закрепляем умение согласовывать числительные с существительными.
Принцип тот же. Крепим по вертикали панели цифры, а по горизонтали
предметные картинки по лексической теме. Передвигаем лягушку вверх и считаем,
например: Один трактор – два, трактора – пять тракторов.
Можно играть как по одному, так и в паре.
ПАНЕЛЬ "ШНУРОВКА-ВЫШИВАНИЕ".
Обучающие и развивающие задачи:
-
- развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве
- (верхний правый угол, нижний левый угол, середина, слева–справа);
развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
формирование количественных представлений и счётных умений (состав числа, порядковый счёт, счёт двойками);
развитие общения и взаимодействия детей друг с другом;
формирование опыта применения знаний о геометрических фигурах, цифрах, буквах;
обогащение словарного запаса и развитие связной речи.
Игры на развитие координации действий руки и глаза, развитие моторики, развитие умения работать по инструкции/ графическому заданию.
Предусмотрена возможность осуществлять «вышивание» двум партнерам: один находится с противоположной стороны панели и, принимая «иглу» и вытягивая «нитку» - шнур, под диктовку партнера продевает в соответствующее рисунку отверстие.
"Звуковые дорожки»
Цель: развитие речевого дыхания, голоса,ритма, темпа, чёткости произношения звуков.
Описание: ребёнок предварительно прошнуровывает цветовую дорожку
Игры: «Громко - тихо»,
«Длинная (короткая) дорожка».
«Подбери картинку к схеме».
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Описание: ребёнок предварительно
прошнуровывает схемы слов (2, 3 и более слогов)
и подбирает картинки к схемам.
«Слушай и выполняй»
Цель: развитие слухового восприятия, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, умение работать в паре.
Описание: выполнение узора по инструкции.
ПАНЕЛЬ "ТИР-ТЕАТР".
Панель тренирует и развивает мышцы, суставы (мелкую и крупную моторику), ловкость, точность, сосредоточенность, внимательность, глазомер, координацию движений и действий.
Обучающие и развивающие задачи:
-
- развитие координации движений; развитие зрительного и пространственного восприятия;
- развитие ловкости, меткости, точности глазомера;
- развитие внимания, сосредоточенности, целеустремленности;
- развитие связной, грамматически правильной речи;
- развитие навыков фонематического анализа слов;
- развитие счётных умений в пределах десяти.
Игры «Узнай по тени» и «Теневой театр»
формируют интерес к театрализованной деятельности;
Развивают речь и совершенствуют артистические навыки.
Игры «Волшебный экран», «Сломанный телевизор»
направлены на закрепление умения по
артикуляции различать гласные звуки.
Игра «Веселая гимнастика для язычка»
способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности артикуляционного аппарата.
Суть игр в том, что ребёнок сидит за экраном и показывает артикуляционные упражнения, показывает звуки ртом, без звука, а дети отгадывают, какой это звук или сам отгадывает звук по символу и показывает его.
ПАНЕЛЬ "СЛОВА И ЦИФРЫ".
Панель используют для развития навыков фонематического и слогового анализа, дифференциации гласных и согласных звуков, формирования понятия количества и числа.
Обучающие и развивающие задачи:
развитие мелкой моторики, в том числе координации движений пальцев;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
развитие навыков фонематического восприятия;
дифференциация согласных и гласных звуков;
дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости;
развитие навыка словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)
формирование представлений и понятий о количестве и числе;
развитие разных видов математической деятельности (счетной, вычислительной).
Игры:
"Повтори узор»
«Продолжи ряд»
«Математический диктант»
«Звуковой диктант»
«Выполни по инструкции»
«Фишку вставляй – слово на заданный звук называй». Например, ребенок берет фишку и придумывает слово соответственно цвету этой фишки (на гласный или согласный твердый или согласный мягкий).
ПАНЕЛЬ "ДОМИКИ".
Обучающие и развивающие задачи:
-
- развитие координации движений и пространственной ориентации;
- развитие внимания и зрительной памяти;
- формирование опыта применения знаний о геометрических фигурах;
- развитие логического мышления и умения планировать свои действия;
- формирование умения следовать инструкции.
ВАРИАНТЫ ИГР:
«Фигуру возьми, предмет такого же цвета назови» (согласование существительного с прилагательным); ребёнок переводит фигуру в свободное место при это называя слова, подбирая признак к слову по цвету: желтый цыплёнок, красный помидор.
Игра «Фигуру возьми, предмет такой же формы назови» (закрепление знаний о геометрических фигурах). Принцип игры тот же, но в этой игре ребенок подбирает предмет к геометрической фигуре: треугольная крыша, прямоугольная дверь.
ПАНЕЛЬ "ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ"
Цели: развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, навыков обобщения и классификации.
ИГРЫ:
«Выложи по образцу»
«Запомни и повтори»
«Назови одним словом»
«Назови лишний предмет»
«Ребусы»
«Живое – не живое»
«Цепочка слов»
«Загадки-описание»
Описательные рассказы
Составление предложений по опорным картинкам
ПАНЕЛЬ «МЫШЬ В СЫРЕ»
Цель: развитие лексико-грамматический категорий, зрительно-пространственной ориентации.
ИГРЫ:
«Скажи наоборот»
«Назови ласково»
«Большой – маленький»
В заключение хочется сказать что использование «Умных панелей» помогает эффективно, качественно, интересно сформировать у детей дошкольного возраста функциональную грамотность, затрагивая при этом несколько образовательных областей, которые помогают ребенку на этапе дошкольного возраста использовать приобретённые знания и навыки в игре, повседневной жизни, находить нестандартные пути решения на поставленные вопросы.