Методическая разработка «Использование "умных панелей" в развитии функциональной грамотности дошкольников»

2
0
Материал опубликован 22 November 2022 в группе

Методическая разработка:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «УМНЫХ ПАНЕЛЕЙ» В РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Разработали специалисты МДОБУ «ДСКВ №10» г. Всеволожска: Другова Н.А., Ревкина Е.В., Нефёдова Е.А.

Актуальность.

Умные панели позволяют детям освоить все компоненты функциональной грамотности:

    • знания сведений, правил, принципов;
    • Усвоение общих понятий и умений;
    • Умение адаптироваться к изменяющемуся миру

Цель:

Организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы способствовать развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями развития.


«Умные панели» являются пособиями, которые помогают в решении данной цели.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

 

Функциональная грамотность ребенка-дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО решается с помощью «Умных панелей» и направлена на формирование:

1.   математической грамотности.

2.  речевой активности.

3. естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности

4.  социально-коммуникативной грамотности.


t1669062996aa.pngt1669062996ab.png

ПАНЕЛЬ "ОХОТНИК"

В использовании данной панели ребёнку предлагается игровая ситуация, в которой охотник не поймает льва, если ты ему поможешь, или охотник доберётся до льва, или не заметит его, если выполнишь задание. Можно использовать разные мотивационные сюжеты. Карточки крепятся на панели с помощью ленты и липучек, которые есть в наборе или дополнительный вариант, крепление на прищепки.

Функциональная грамотность детей в речевом развитии при использовании данной панели «Охотник» направлена на развитие фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, формирования навыков звукового и слогового анализа.

Игра «Весёлые певцы» на зрительное соотнесение символов и автоматизацию гласных звуков. Ребёнку даётся инструкция: «По дорожке шагай, песенку гласных звуков вместе со зверятами пропевай!» Ребёнок ведёт шарик по дорожке, который находится в треугольнике, регулирует траекторию пути двумя руками и пропевает песенки гласных звуков. Данные действия развивают: зрительно-моторную координацию; ориентацию в пространстве; стимулируют межполушарное взаимодействие функций головного мозга.

Игра используется и на развитие просодики, произнеси гласный звук или песенку тигрёнка: тихо-громко, коротко-длинно.

t1669062996ae.gif

Следующая игра «Шарик по дорожке прокати, слова на звук А, У (любой другой звук) проговори». У ребёнка формируются умения анализировать, закрепляются навыки, приобретённые на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Слоговому анализу ребёнок учится в игре «Шарик по дорожке веди – слова договори». Взрослый говорит начало слова, ребёнок ведёт колечко по дорожке и договаривает слова: кры–ша, лу-жа и т.д.

t1669062996af.gift1669062996ag.gif

Аналогичные задания подбираются, в зависимости от цели. Игра «Определи, какой предмет лишний». Ребёнок осуществляет операцию классификации.

Игры на обогащение словаря–

t1669062996ah.gift1669062996ai.gif

Шарик по дорожке веди, предметы бытовой техники говори» или «Живое-не живое назови» или «Слова, которые отвечают на вопрос кто (что, слова признаки, слова действие) проговори».

Ещё вариант использования панели - это игры на словоизменение и словообразование.

Игра «По дорожке шарик прокати – ласково овощ (дерево или любой другой предмет) назови» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Один – много» формирование предложно-падежных конструкций. (Куртка-куртки-много курток)

t1669062996aj.gif

Игра «Мой, моя, моё, мои» - согласование местоимений с существительными.

Прикрепляются карточки, в зависимости от тем - лексической или по подготовке к обучению грамоте.

ПАНЕЛЬ "КОЛЬЦЕБРОС"

Прикрепляются карточки на ленту на панель. Ребёнок выбирает кольцо с шариком соответствующего цвета, зрительно соотносит расстояние, цвет шарика на панели, называет предмет и бросает кольцо в цель, при данных действиях у детей формируются навыки координации движений, умения рассчитывать расстояние; происходит развитие зрительного и пространственного восприятия; ловкости, меткости, точности глазомера; внимания, сосредоточенности, целеустремленности.

t1669062996al.gif

В речевом развитии используются игры на развитие фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи, формирование навыков слоговой структуры слова, звукопроизношения.

Варианты игр: «Кольцо кидай – первый (или последний) звук в слове называй». Ребёнок осуществляет звуковой анализ. И бросает кольцо в цель.

«Колечко бери – слово на слоги раздели». Набрасывается столько колечек на кольцеброс, сколько слогов в слове, затем, ребёнок воспроизводит слоговой анализ слова, тем самым происходит, и зрительное подкрепление по количеству слогов в слове.

t1669062996am.gif

В данные игры дети самостоятельно играют в группе по одному и в парах.

Игра «Колечко бросай предметы считай» - согласование числительных с прилагательными и существительными. Можно посчитать один огурец, два огурца, 5 огурцов или усложнить задание и добавить прилагательное, две шустрые белки, 5 шустрых белок и т.д. Здесь же отрабатываются навыки прямого и обратного счёта. Кольца можно, как набрасывать на кольцеброс, так и снимать, выполняя задание.

t1669062996an.gif

Игры на обогащение словаря:

- притяжательных прилагательных «Кольцо бросай чей хвост, чья пасть, чьи уши называй»; - относительных прилагательных «Колечко бросай какой бывает снег (дождь или стакан из стекла какой) называй»; - словообразования «Колечко бросай, детёнышей животных называй» и подобные игры.

t1669062996ap.gif

Игры на развитие связной речи, анализа слов в предложении.

Например: «Колечко бери, предложение с предлогами говори», «Сколько слов в предложении определи». Ребёнок проговаривает предложения с предлогом (производит анализ) и бросает кольцо в цель.

Данную панель можно использовать на автоматизацию и дифференциацию звуков у детей. «Кольцо бросай слова со звуком «Ж» (любым другим автоматизируемым звуком) называй». Ребёнок повторяет слова и бросает или снимает кольца.

ПАНЕЛЬ "ЛАБИРИНТ»

t1669062996aq.gif

Обучающие и развивающие задачи:

развитие координации движений;

развитие пространственной ориентации;

усвоение зрительного и кинестетического образа букв и цифр;

формирование опыта применения знаний о цвете;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие внимания и зрительной памяти;

формирование навыка следования инструкции.

Предлагаем Вам варианты игр с данной панелью. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Игры на развитие просодики, фонематических процессов, формирование навыков слоговой структуры слова.

Игра «По дорожке иди и звук с разной интонацией тяни»

Ребёнку предлагаются гласные звуки и интонационные символы, он ведёт шарик по дорожке и пропевает звук с разной интонацией: тихо-громко-медленно-быстро- беззвучно.

t1669062996ar.gif

Игра «Придумай слово на заданный звук».

На разных концах дорожек цветовые символы звуков:красные смайлики – гласные звуки;

синие смайлики – согласные, твёрдые звуки; зелёные – согласные, мягкие.

Ребёнок проходит цветным шариком по дорожке к своему символу

и придумывает слова на заданный символ (в зависимости от цвета шарика).

t1669062996as.png

Игра «Цепочка слов».

Ребёнок двигает шарик по дорожке и называет слово. Следующий ребенок ведет другой

шарик следом и придумывает слова на последний звук предыдущего слова.

И так все дети по очереди.

t1669062996at.png

Игра «Раздели на слоги».

Можно на лексической теме закреплять деление слов на слоги. детям предлагается по очереди провести шарики желтого цвета по дорожкам к нужной схеме по количеству слогов в слове.

t1669062996au.png

 

Игра «Выложи слова».

Упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов.

Выставляется предметная картинка ребенок должен цветными шариками

выложить слово, сделать звуковой анализ.

t1669062996av.png

 

 

Следующие игры направлены на развитие грамматического строя речи.

Закрепление/дифференциация знаний по лексической теме. Например «Дикие и домашние животные», на одной стороне панели крепим картинку дома, на другой – дерево/лес. Ребёнок ведёт шарик по дорожке и называет животное. Если называет домашнее – ведет к домику, если дикое – к дереву/лесу.t1669062996aw.png


 

Закрепление умения согласовывать местоимения с существительными.

Игра «Жадина». Предложены предметные картинки по лексической теме,

дети по очереди ведут шарик по дорожке и говорят:  «Это моя рубашка.

Это мои колготки. Это мой шарф.» и т.д.

t1669062996ax.png

На боковых панелях схемы предлогов и предметные картинки. Ребёнок ведёт по дорожке шарик и когда доходит до конца придумывает предложение, используя изображенный предлог и предметную картинку.
t1669062996ay.png

ПАНЕЛЬ "ЛЯГУШКИ-ПОПРЫГУШКИ"

t1669062996az.pngОбучающие и развивающие задачи:

    • развитие ориентации в пространстве;
    • развитие мелкой моторики;
    • развитие внимания и наблюдательности;
    • развитие логического мышления и умения планировать свои действия.

Суть данной панели управлять движением лягушки надо при помощи штырьков, которые фиксируются в отверстиях панели. Каждая лягушка маркирована треугольником, кружком или квадратом.

С помощью данной панели можно:

    • упражнять в автоматизации и дифференциации звуков;
    • пополнять словарный запас;
    • развивать грамматический строй речи;
    • использовать соревновательные элементы, умение работать в паре.

 

Разберём некоторые игры с данной панелью.

Закрепление умения детей придумывать слова на данный звук. Ребенку предлагается буква, и он передвигает лягушку по отверстиям вверх и придумывает слова на заданную букву. Как усложнение, игра в паре, по очереди передвигают лягушку и придумывают слова, слово не должны повторяться.

t1669062996ba.png

Закрепление умения дифференцировать звуки по твердости - мягкости. Принцип игры, как предыдущая игра, только один игрок передвигает лягушку вверх, называет слова, где первый звук – согласный, твёрдый. Второй игрок, передвигая лягушку вверх, придумывает слова, где первый звук – согласный, мягкий. Так же можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков.

t1669062996bb.png

Закрепляем умение согласовывать числительные с существительными.

Принцип тот же. Крепим по вертикали панели цифры, а по горизонтали

предметные картинки по лексической теме. Передвигаем лягушку вверх и считаем,

например: Один трактор – два, трактора – пять тракторов.

Можно играть как по одному, так и в паре.

t1669062996bc.png

ПАНЕЛЬ "ШНУРОВКА-ВЫШИВАНИЕ".

t1669062996bd.png
 

Обучающие и развивающие задачи:

    • развитие умения ориентироваться на  плоскости и в пространстве
    • (верхний правый угол, нижний левый угол, середина, слева–справа);

развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

формирование количественных представлений и счётных умений (состав числа, порядковый счёт, счёт двойками);

развитие общения и взаимодействия детей друг с другом;

формирование опыта применения знаний о геометрических фигурах, цифрах, буквах;

обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

 

Игры на развитие координации действий руки и глаза, развитие моторики, развитие умения работать по инструкции/ графическому заданию.

Предусмотрена возможность осуществлять «вышивание» двум партнерам: один  находится с противоположной стороны панели и, принимая «иглу» и вытягивая «нитку» - шнур, под  диктовку партнера продевает в соответствующее рисунку отверстие.

t1669062996be.png

"Звуковые дорожки»

Цель: развитие речевого дыхания, голоса,ритма, темпа, чёткости произношения звуков.

Описание: ребёнок предварительно прошнуровывает цветовую дорожку

Игры: «Громко - тихо»,

«Длинная (короткая) дорожка».

t1669062996bf.png

«Подбери картинку к схеме».

Цель: формирование слоговой структуры слова.

Описание: ребёнок предварительно

прошнуровывает схемы слов (2, 3 и более слогов)

и подбирает картинки к схемам.

 

«Слушай и выполняй»

Цель: развитие слухового восприятия, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, умение работать в паре.

Описание: выполнение узора по инструкции.

t1669062996bg.pngt1669062996bh.png

ПАНЕЛЬ "ТИР-ТЕАТР".

Панель тренирует и развивает мышцы, суставы (мелкую и крупную моторику), ловкость, точность, сосредоточенность, внимательность, глазомер, координацию движений и действий. 

t1669062996bi.png
 

Обучающие и развивающие задачи:

    • развитие координации движений; развитие зрительного и пространственного восприятия;
    • развитие ловкости, меткости, точности глазомера;
    • развитие внимания, сосредоточенности, целеустремленности;
    • развитие связной, грамматически правильной речи;
    • развитие навыков фонематического анализа слов;
    • развитие счётных умений в пределах десяти.

t1669062996bj.png
 

Игры «Узнай по тени» и «Теневой театр»

формируют интерес к театрализованной деятельности;

Развивают речь и совершенствуют артистические навыки.

t1669062996bk.png

Игры «Волшебный экран», «Сломанный телевизор»

направлены на закрепление умения по

артикуляции различать гласные звуки.

Игра «Веселая гимнастика для язычка»

способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности артикуляционного аппарата.

Суть игр в том, что ребёнок сидит за экраном и показывает артикуляционные упражнения, показывает звуки ртом, без звука, а дети отгадывают, какой это звук или сам отгадывает звук по символу и показывает его.
 

ПАНЕЛЬ "СЛОВА И ЦИФРЫ".

Панель используют для развития навыков фонематического и слогового анализа, дифференциации гласных и согласных звуков, формирования понятия количества и числа.

Обучающие и развивающие задачи:

развитие мелкой моторики, в том числе координации движений пальцев;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

развитие навыков фонематического восприятия;

дифференциация согласных и гласных звуков;

дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости;

развитие навыка словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)

формирование представлений и понятий о количестве и числе;

развитие разных видов математической деятельности (счетной, вычислительной).

Игры:

t1669062996bl.pngt1669062996bm.png

"Повтори узор»

«Продолжи ряд»

«Математический диктант»

«Звуковой диктант»

«Выполни по инструкции»

«Фишку вставляй – слово на заданный звук называй». Например, ребенок берет фишку и придумывает слово соответственно цвету этой фишки (на гласный или согласный твердый или согласный мягкий).

ПАНЕЛЬ "ДОМИКИ".

t1669062996bn.png

Обучающие и развивающие задачи:

    • развитие координации движений и пространственной ориентации;
    • развитие внимания и зрительной памяти;
    • формирование опыта применения знаний о геометрических фигурах;
    • развитие логического мышления и умения планировать свои действия;
    • формирование умения следовать инструкции.

ВАРИАНТЫ ИГР:

«Фигуру возьми, предмет такого же цвета назови» (согласование существительного с прилагательным); ребёнок переводит фигуру в свободное место при это называя слова, подбирая признак к слову по цвету: желтый цыплёнок, красный помидор.

t1669062996bo.pngИгра «Фигуру возьми, предмет такой же формы назови» (закрепление знаний о геометрических фигурах). Принцип игры тот же, но в этой игре ребенок подбирает предмет к геометрической фигуре: треугольная крыша, прямоугольная дверь.

t1669062996bp.png

ПАНЕЛЬ "ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ"

Цели: развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, навыков обобщения и классификации.

ИГРЫ:

«Выложи по образцу»

«Запомни и повтори»

«Назови одним словом»

«Назови лишний предмет»

«Ребусы»

«Живое – не живое»

«Цепочка слов»

«Загадки-описание»

Описательные рассказы

Составление предложений по опорным картинкам

t1669062996bq.png

ПАНЕЛЬ «МЫШЬ В СЫРЕ»

Цель: развитие лексико-грамматический категорий, зрительно-пространственной ориентации.

ИГРЫ:

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

«Большой – маленький»

t1669062996br.png

В заключение хочется сказать что использование «Умных панелей» помогает эффективно, качественно, интересно сформировать у детей дошкольного возраста функциональную грамотность, затрагивая при этом несколько образовательных областей, которые помогают ребенку на этапе дошкольного возраста использовать приобретённые знания и навыки в игре, повседневной жизни, находить нестандартные пути решения на поставленные вопросы.


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.