Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Подснежники»
Технологическая карта конспекта
№ | Этапы работы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, форма и приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Создание интереса детей к теме | В: ребята, присаживайтесь на свои места. Сейчас, я прочитаю вам интересную загадку, а вы попробуйте понять, о чем в нем говорится. Снег чернеет на полянке,
В: Ребята, посмотрите, на картине изображена ранняя весна. Еще кое-где под деревьями лежит снежок, а под сугробом уже что-то растет. Нежные листики, белый бутон, | Словесный метод (Беседа), наглядный метод (показ картинки), форма- групповая | Дети рассаживаются на стульчики и отгадывают загадку о весне. Называют признаки весны. Смотрят и отгадывают первоцветы - подснежники | У детей создан интерес |
2 | Основной этап | | | | | |
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации | В: ребята, я узнала, что жители крайнего севера ни разу не видели этих замечательных весенних цветов. В их краях подснежники вовсе не растут. Может мы сможем им помочь хоть глазком увидеть подснежники!? Что мы сможем для этого сделать? (дети предлагают различные варианты ответов, воспитатель их комментирует, но останавливаются на идеи самим нарисовать подснежники и отправить жителям крайнего севера) В: отличная идея! Каждый из вас может нарисовать подснежник и показать их тем людям, которые не видели этот цветок. | Словесный метод (Беседа), форма-групповая | Дети сталкиваются с проблемной ситуации и решают ее, предлагая, нарисовать своими руками подснежники для людей, которые их не видели | Дети столкнулись с проблемной ситуацией и предлагают варианты её решения |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Планирование. Выбор способов и средств достижения цели | В: ребята, а что вы знаете о подснежниках? В: хорошо. Подснежник - один из самых первых весенних цветов. Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда снег растает. И на первых проталинках вы сможете увидеть эти белые или светло-голубые цветы. Подснежник – трогательный, нежный, маленький, но такой сильный цветок. Ведь ему приходится пробивать тоненьким росточком холодную еще землю. Но он все преодолевает, чтобы первым встретить весну. Ребята, а вы знаете, что про подснежники ходят легенды? В: тогда послушайте. В древности существовала легенда о подснежнике. Однажды Зима со своими верными спутниками Ветром и Стужей решили не пускать на Землю Весну. Все живое, все цветы испугались угроз Зимы. Только маленький, хрупкий подснежник гордо выпрямил свой стебелек и пробился сквозь холодную землю и холодный снег. Увидело солнце его лепестки и согрело землю теплом. Так Весна вступила в свои права. В: Ребята, давайте еще раз внимательно рассмотрим подснежники (Рассматривание иллюстрации). Что вы можете о нем сказать? Опишите его. (дети описывают внешний вид цветка, его строение, цвета подснежника и т.д. если дети ошибаются, то воспитатель обращает внимание на ошибку и комментирует его, задает наводящие вопросы к правильному ответу) В: хорошо! Посмотрите еще раз на картинку, мы видим немногочисленные узкие плоские листья, которые образуют приземный пучок, окраска меняется от серовато-зеленой или темно-зеленой до светло-зеленой с желтоватым оттенком. Посмотрите на бутон цветка – они имеют три длинных наружных лепестка и три коротких внутренних, с зелеными полосками или пятнами. Внутри прячутся шесть тычинок и пестик. Ребята, посмотрите какой тоненький стебелек у подснежника, слегка наклоненный вниз. На стебельке располагается еще один маленький листик. В: итак! Сегодня мы с вами будем рисовать подснежник для жителей крайнего севера, которые из-за погодных условий ни разу их не видели. Что же нам для этого понадобится? В: Отлично! Нам понадобятся краски, кисточки, непроливайка с водой ну и конечно же листы бумаги. Так как мы будем работать с этими инструментами, нам нужно вспомнить технику безопасности. Ребята, какую технику безопасности нужно соблюдать на занятии ИЗО с красками? Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на занятии материалами. Не мешать товарищу Не оставлять кисточку в воде Не покидать рабочего места без разрешения педагога. После окончания убрать рабочее место Вымыть руки В: хорошо. Технику безопасности вспомнили. А теперь встаем с мест и проведем физ.минутку: Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.) | Словесный метод (беседа), наглядный метод (показ образца), форма - групповая | Дети слушают воспитателя, знакомятся с легендами о подснежниках, рассматривают их строение. Готовят руки к работе при помощи пальчиковой гимнастики | Дети выбирают способы и средства достижения цели |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями способами решения проблемы | В: прежде чем начнем рисовать, предлагаю вам подготовить пальчики к работе и сделать пальчиковую гимнастику. Я родился! Я родился! (ладони от груди поднимаем вверх 2 раза) Снег пробил (ладони в форме бутона поднимаем на уровень глаз) И распустился (раскрываем ладони, предплечья вместе) Ух, какой ты, снег, колючий (грозят пальцем) О морозах зря мечтаешь (сжимание и разжимание пальцев в кулак) Скоро ты совсем растаешь (ладонями машут от себя) Уплывешь потоком в речку (волнообразные движения кистями) И не скажешь ни словечка! (указательный палец левой, а затем правой руки подносим к губам). В: молодцы! А теперь возьмите стульчики и присаживайтесь к столу. Садитесь поудобнее, не забывайте про ровную осанку. В: ребята, сначала я вам покажу алгоритм, как нарисовать Подснежник, поэтому слушайте меня внимательно. А после этого вы сами нарисуете его. Рисовать подснежники мы будем вблизи, поэтому он будет большого размера. Расположим рисунок в центре листа. 1. Подснежники появляются, когда снег еще не совсем сошел, поэтому мы изобразим снег. На палитре подготовим разные оттенки синего цвета, смешав его с белым и немного с черным. Набираем на кисточку подготовленную краску и делаем отпечатки по белому фону. Внизу отпечатки делаем темнее, к верху более светлые. 2. Добавляем в синий цвет еще черного и заполняем этим цветом середину листа в форме овала, изображая впадинку в снегу, откуда будут расти будущие подснежники. 3. Приступаем к рисованию листьев подснежников. На палитре замешиваем несколько оттенков зеленого, добавляя в него белый и желтый. Разными оттенками зеленого рисуем в нашей темной ложбинке группу подснежников, изображая острые, узкие листочки кистью, движениями снизу-вверх так, чтобы листья были острыми на конце. 4. Зеленым цветом рисуем тонкие слегка наклоненные стебельки. Они округлой формы. 5. Белым и голубым цветом рисуем по 2-3 лепестка на каждой чашечке. 6. Ярко-салатовым цветом рисуем лепестки второго ряда. Они значительно меньше белых и выглядывают между крупными лепестками, напоминая маленькие сердечки. 7. В заключении кистью на каждом стебельке, там, где он наклоняется, дорисовываем маленькие тонкие листочки. В: ну вот и все. Ребята, вам все понятно или есть вопросы? Хорошо, тогда вы можете приступить к работе. Рисуйте аккуратно, чтобы жители крайнего севера смогли полюбоваться вашими рисунками. (педагог вешает в поле зрения 2 разных рисунка подснежника, чтобы дети могли их изобразить или же нарисовать свой рисунок опираясь на наглядный материал) (Далее дети рисуют подснежники самостоятельно, а воспитатель в это время наблюдает за процессом, если замечает, что ребенок сгорбил спинку, напоминает про осанку. Также воспитатель работает индивидуально с детьми, которые столкнулись с затруднением, показывает на отдельном листе технику рисования подснежника или задает наводящие вопросы или просит другого ребенка объяснить ему. Также воспитатель просит несколько детей озвучить технику безопасности. Если педагог видит, что ребенок рисует не аккуратно, говорит ему об этом. ) В: ребята, пока заканчивать наши рисунки. Промывайте кисточки, закрывайте краски, приведите свои рабочие места в порядок. | Словесный метод (беседа), практический метод (упражнение), форма - поручение | Дети смотрят алгоритм изображения подснежника при помощи красок. Знакомятся, с какими цветами красками рисовать и как их смешивать | Дети овладели способами решения проблемы |
3 | Заключительный этап | Обобщить полученный опыт, сформировать навыки самооценки. | В: ребята, вспомните, для кого мы сегодня рисовали подснежники? Что нового вы узнали на занятии? Какие цвета вы использовали? Еще раз посмотрите на свой рисунок и оцените его. Правильные цвета вы использовали? Аккуратно ли он выполнен? В: ребята, спасибо вам за ваши подснежники. Мы их вывесим на стенд, чтобы на них посмотрели ваши родители, а также сфотографируем и отправим их жителям крайнего севера, которые, наконец-то увидят, как выглядят первые весенние цветы. | Словесный метод (беседа) | Дети подводят итог всей деятельности. Самооценивают себя | Дети обобщили полученный опыт, показали свои навыки самооценки |