Занятие по теме «Мореплавание на Руси в допетровский период» раздела «История флота» 1курса программы «Рулевые-мотористы»

7
0
Материал опубликован 24 December 2020 в группе

Рекам Скифии (будущей России) поражался еще отец истории Геродот: «Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного». Американский исследователь Р.Пайпс писал: «Если бы не водные пути, до появления железной дороги в России можно было бы влачить лишь самое жалкое существование. Расстояния так велики, а стоимость починки дорог при резком перепаде температур столь высока, что путешествовать по суше имело смысл лишь зимой, когда снег даст достаточно гладкую поверхность для саней».

Еще первобытные люди заметили, что глина и камень тонут в воде, а ствол дерева (даже огромный) может плавать. Это стало важным открытием. Сначала люди просто плавали по рекам на стволах поваленных или срубленных деревьев. А потом из ствола дерева древний человек соорудил свой первый «корабль».

Шли годы, века… В Прикамье появились первые переселенцы с Волги. Пришли они на Каму «водой», привезли с собой необходимые товары, начали торговать и осваивать эти земли. Постепенно Кама стала важнейшей «торговой дорогой». На каких же судах плавали тогда по рекам Прикамья купцы и служилые люди?

Совсем не просто разобраться в типах этих речных судов. Дело в том, что они часто получали свое название или по месту постройки: пермянки (Пермь и ее окрестности), коломенки (г. Коломна, недалеко от Москвы), белозерки (г. Белозёрск, около Вологды), устюжны (Великий Устюг), или по типу: «большие суда» – это струги, кладни, насады, дощаники, лодьи, каюки и беляны; «малые суда» – малые лодки, ботники, плавные лодки, челны различных конструкций и назначения.

Лодьи (ладьи) разной конструкции применялись нашими предками с незапамятных времен. Первые свидетельства постройки и совершения походов на ладьях относятся ко 2-й половине I тысячелетия до н.э. Уже в VI-VII в.в. славяне, главным образом анты, на легких ладьях-однодеревках плавали по Понту Эвксинскому (Черному морю), Пропонтиде (Мраморному морю), Эгейскому, Ионическому и Внутреннему (Средиземному) морям. В 623г. они совершили морской поход на о.Крит, позже – на побережье Южной Италии.

t1608793556aa.png 

​​​​С образованием в IX в. Древнерусского государства (Киевской Руси) активность боевых действий флотилий славян-россов значительно возросла. Русские лодьи появились на Хвалынском (Каспийском) и Варяжском (Балтийском) морях. По свидетельству «Повести временных лет», русичам был известен морской путь из Балтийского моря вокруг Европы в столицу Византии г.Константинополь.

t1608793556ab.jpg По морям ходили порой целые флоты. В морском походе князя Олега на Византию в 907г. участвовало 2 тыс. лодей. Известны походы киевских князей Игоря, Святослава. Последний, используя лодейный флот, действовавший как на реках, так и на море, разгромил хазаро-иудейский каганат. Русские корабелы и флотоводцы уже тогда славились своим мастерством. И неспроста Черное море в те времена называлось Русским.

Различали лодьи простые, набойные, дощаные. К лодьям изначально предъявлялись весьма строгие требования – иметь минимальный вес, малую осадку и быть удобными для перетаскивания (вручную через волоки или в обход непроходимых порогов). Строили лодьи следующим образом: вначале выдалбливали или выжигали ствол дерева (осина или дуб) внутри и обтесывали снаружи. Затем остов лодьи вымачивали, для чего в него наливали воду; после этого корпус распирали особыми распорками, чтобы придать ему желаемую форму. При этом нос и корму во избежание трещин скрепляли.

После вымачивания под колодой разводили огонь для распаривания, что придавало дереву нужную гибкость. При окончательной отделке корпуса внутри лодьи закрепляли поперечные еловые «опруги» (шпангоуты- ребра жесткости), у набойной ладьи нашивали по бортам доски топорной обработки, имевшие толщину 4,5-5см и ширину около 40-50см. Доски обшивки укладывались «вгладь», т.е. без перекрытия пазов. На первый слой обшивки нашивался второй. Обычно при этом не применяли гвоздей или каких-либо других металлических креплений – набойные доски буквально пришивали ивовыми или березовыми прутьями или же прибивали деревянными гвоздями диаметром около 2-3см и длиной 5-6см: это основное правило, которое строго соблюдалось, когда лодьи строили для перевозки соли, так как соль от контакта с железом «ржавела». В верхнем поясе обшивки иногда делали отверстия размером 17х8,5см для весел и меньших размеров – для снастей. Корпус большой лодьи строился длительное время – до двух лет.

t1608793556ac.gif Лодья – это, пожалуй, единственный тип речных судов того времени, который особенным образом украшался. Форштевень лодьи, как правило, имел форму головы фантастического зверя или птицы (что также согласуется с традициями пермского звериного стиля), либо нос лодьи расписывался в виде лица мифического существа или звериной морды. Некоторые историки считают также, что эта традиция имеет языческие корни. (Несмотря на то, что Русь крестилась еще при Владимире. Но мы же празднуем до сих пор Масленицу и день Ивана Купалы и гадаем на Рождество, хотя это противоречит христианству.)

Вообще, сравнение древнерусских кораблей с птицами и зверями нашло отражение в первых источниках литературного (в т.ч. народного) творчества: «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», былинах.

Например, в них часто встречается такое описание строительства корабля или уже построенной ладьи:

«А бока-то сведены по-туриному,

А нос да корма по-змеиному»

Или в другой былине есть сравнение обводов ладьи с силуэтом царской птицы – лебедя, и указание на изображение зверя на форштевне ладьи:

«А бока-то он клал по-лебединому,

а нос да корму вёл по-звериному»

В первой половине XVII в. конструкция и способ постройки речной лодьи несколько изменился: выдолбленную основу постепенно заменил вертикальный киль – продольный брус в основании лодьи, к которому крепились шпангоуты («кокоры»). Доски обшивки стали крепиться «внакрой» с помощью железных скоб и гвоздей.

Но уже к концу XVII в. лодьи были постепенно вытеснены более удачными по навигационным качествам коломенками, дощаниками и барками.

Лодьи были настолько любимы нашими предками, что их образы сохранились и дошли до нас на гербах и флагах многих Российских городов:


t1608793556ad.jpgЧёлн. В древности челны выдалбливали из одного ствола. В выбранном дереве делали продольную трещину, забивали в неё клинья. Потом дерево валили и в стволе выдалбливали середину. Иногда постройка челна затягивалась на целый год. Чем больше был ствол дерева, тем вместительнее получался древний корабль. В один такой чёлн, который нашли уже в наше время на берегах Волги, кроме гребцов могло поместиться ещё и десять лошадей!

t1608793556ae.jpg Струг. Происхождение этого названия, по-видимому, идет от использования для постройки судна строганных (струганных) досок. Старинные струги, плававшие по Каме, Волге и их притокам в XVI-XVII вв., являлись парусно-гребными судами средних размеров и имели длину от 6,5 до 17м. Для струга длиной 15м считалось достаточным иметь 12 гребцов.

Кладни, или кладные суда, существенно по конструкции не отличались от струга, но специализировались только на перевозке соли и рыбы. Они так и назывались: кладни соляные и рыбные.

Соляные кладни строились без использования железных деталей – гвоздей и скоб, имели мачту с довольно большим парусом, но часто ходили и на веслах. Против течения кладни поднимались, как и струги, при помощи завозней (специальной лодки, на которой завозился якорь с канатом, сматывая который, судно подтягивали до этого места), но имели также и приспособления для бечевой тяги бурлаками.

«Насад» исстари был известен на реках Камско-Волжского бассейна в значении «судно крупных размеров» и считался главным образом как военное судно. Например, насад обязательно сопровождал караван, состоящий из грузовых судов (стругов, дощаников и т.п.) в качестве охранения.

t1608793556af.jpg Дощаники по своим размерам были подобны насадам и достигали длины 21м и более. Некоторые историки склоняются к мнению, что в то время на Волге преобладали дощаники камской постройки и что именно дощаниками были большие соликамские и усольские соляные суда, о которых упоминается во многих документах XVII века.

Особое место среди речных судов той эпохи занимали беляны. Они традиционно строились в местах, богатых лесом, и, собственно, предназначались для его перевозки. Чаще всего это были беспалубные суда, прочность корпуса которых достигалась за счет особой укладки груза. Обшивка корпуса белян делалась из лучшего леса, не смолилась (отсюда и название), и по прибытии в конечный пункт беляны вместе с грузом шли на продажу как строительный лес.

Ботникиотики, боты, баты) – небольшие гребные лодки до 4-6м длиной, традиционно применявшиеся на Верхней и Средней Каме и ее притоках для рыбалки, перевозки хозяйственных грузов, переправы через неширокие участки реки. Название свое ботник получил, вероятно, от слова «ботать», которое до сих пор сохранилось в профессиональном лексиконе орлинских (то есть из поселка Орёл) рыбаков. Ботать – шуметь ботом (специальное приспособление – длинная палка с железным стаканом на конце, при резком погружении бота воздух, находящийся в стакане, с шумом вырывается из него и пугает рыбу), для того чтобы загнать рыбу в расставленную «стенкой» сеть.


? 1. Выполни конспект темы в виде таблицы:

Корабли наших предков-славян


Название

Основное назначение

1.

Лодья (ладья)

Военное или грузовое (торговое)

2.

Чёлн

Грузовое или промысловое (для рыбалки)

3.

2. Найди в Интернете гербы Российских городов, на которых изображены лодьи (ладьи). Выпиши их названия и область, к которой этот город относится (минимум 3-4), например – г.Лодейное Поле (Ленинградская область). Подумай, почему этот город отобразил на своем гербе корабль. (Может быть, этот город был центром торговли, куда товары доставлялись по воде. Или это был центр судостроения. Или важнейшим заработком жителей этого города был промысел (рыбалка). И т.д.). Можешь тоже указать в скобках к названию города.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации