Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Новый год»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Светлячок» на тему: «Новый год»
Задачи:
Образовательные.
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
Упражнять в правильном использовании существительных винительного падежа единственного числа и творительного падежа множественного числа в согласовании местоимений «мой», «моя», «моё» с существительными.
Закреплять словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие.
Развивать слуховое и зрительное внимание
Воспитательные.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Средства реализации.
Демонстрационный материал: Ёлка, ёлочные игрушки, куклы Деда Мороза и Снегурочки, снежинка.
Раздаточный материал: ёлочные игрушки.
Ход занятия:
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Игра «Приветствие».
Мы руками хлоп,хлоп.
Мы ногами топ топ
Мы плечами чик,чик
Мы глазами миг, миг
Вправо, влево повернись и соседу улыбнись
Воспитатель. Ребята, какой у нас скоро праздник?
Дети. Новый год.
Воспитатель. Кто самый главный гость на этом празднике?
Дети. Дед Мороз.
Воспитатель. А вы знаете, где живёт дед Мороз?
Он живёт далёко на севере, и каждый год приезжает к нам оттуда на праздник. Ехать к нам оттуда очень долго. Наверное, Дед Мороз уже выехал из своего города и едет к нам.
Воспитатель: Там, где живет дедушка очень холодно и…
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Лошадка на санях детей катает»
Поцокать широким язычком.
«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Упражнение для губ и щек
«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Упражнения для язычка:
«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Воспитатель вносит куклы Деда Мороза и Снегурочки
Воспитатель. Вот он: наш зимний гость, добрый волшебник и друг всех детей – Дедушка Мороз. (Воспитатель показывает Деда Мороза.)
Воспитатель. Давайте, его рассмотрим, какой он?
Дети. Большой, седой, старый. (Воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель. У него длинная, кудрявая борода и волосы.
Воспитатель. Посмотрите, во что одет Дедушка?
Дети. Шапка, шуба, валенки, рукавицы.
Воспитатель. На голове шапка. Длинная, красная или синяя шуба, с белым мехом, обвязанная широким поясом. На руках – тёплые варежки, а на ногах - валенки.
Воспитатель. Что в руках у Деда Мороза?
Дети. Посох.
Воспитатель. А зачем ему посох? (Ответы детей)
Воспитатель. С помощью посоха Дед Мороз пробирается через высокие сугробы. А ещё он имеет волшебную силу! К чему прикоснётся Дедушка своим посохом – всё замёрзнет!
Воспитатель. Что во второй руке у Мороза?
Дети. Мешок с подарками.
Воспитатель. С этим большим мешком Дедушка приходит к нам на Новогодний праздник и всем деткам дарит подарки.
Дыхательная гимнастика:
Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторяем 3 раза.
Воспитатель: Под Новый год у Доброго Волшебника много дел: всем детишкам нужно подарки приготовить, как вы думаете, кто ему помогает?
Дети. Снегурочка.
Воспитатель: Правильно, это Снегурочка – внучка и помощница Деда Мороза.
Давайте опишем, какая она? Дети описывают Снегурочку.
Игра «Доскажи словечко»
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
скоро праздник...
- Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет ...
- От елки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие...
- Блестят!
И качаются игрушки -
флаги, звездочки, ...
- Хлопушки!
Нити пестрой мишуры,
колокольчики...
- Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,...
- Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями ...
- Дед Мороз!
И верхушку украшая,
там сияет, как всегда,
очень яркая, большая,
пятикрылая ...
- Звезда!
Ну а елка, просто диво!
Как нарядка, как ...
- Красива
Воспитатель. Ребята, давайте с вами отдохнем. (Пальчиковая гимнастика «Новый год»)
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Сцепляем и расцепляем ладони, меняя положение)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. («Фонарики»)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки, (легко и плавно вращательные движения кистями)
В гости Дед Мороз идет, (пальчики идут по столу или по другой ладони)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
Разрезные картинки мальчики деда мороза, девочки снегурочку
Воспитатель. Что наряжают на Новый год?
Дети. Ёлку.
Воспитатель. Ребята, а чем ёлочку украшают - вы знаете!
Игра «Что висит на ёлке?»
Шишки да иголки? (Да)
Бусы и фонарики? (Да)
И цветные шарики? (Да)
Книжки и тетрадки? (Нет)
Булки, виноградки? (Нет)
Туфли и сапожки? (Нет)
Вилочки и ложки? (Нет)
Может крокодилы? (Нет)
Панды и гориллы? (Нет)
Звёздочки, конфеты? (Да)
Пироги, омлеты? (Нет)
Мишура, хлопушки? (Да)
Яркие игрушки? (Да)
Вот, какая ёлочка
Колкая иголочка.
Дети. Знаем. Гирляндами, флажками, игрушками, шариками, фонариками, мишурой, дождиком и т. д.
Воспитатель. Ёлку украшают ёлочными игрушками. Повторите, какие игрушки вешают на ёлку.
Дети. Ёлочные игрушки.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами украсим ёлку.
Дети берут украшения и вешают на елку. Вешают игрушку на елку и говорят: «Я вешаю на елку шарик», «Я положу подарок под елку», «Я положу игрушку в коробку».
Воспитатель. Давайте мы похвалим ёлочку, скажем про неё красивые слова - какая она?
Игра «Ёлочки разные»
Ёлочки бывают разные. Давайте покажем, какие бывают елочки.
Высокие — поднять руки и встать на носочки.
Низкие — присесть на корточки.
Широкие — развести руки в стороны.
Узкие — прижать опущенные руки к туловищу
Воспитатель: а еще какие бывают елки???
Дети. Зеленая, пушистая, нарядная, красивая, колючая, маленькая, большая и т.д.
Воспитатель. А сейчас ребята я предлагаю вам игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)
Игра «Ласковая снежинка»
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
Снежинка – снежиночка
Лиса – лисичка
Белка – белочка
Снеговик – снеговичок
Лед - льдинка
Елка - елочка
Звезда - звездочка
Санки - саночки
Шарф - шарфик
Подарок - подарочек
Сосулька - сосулечка
Ветка – веточка
Шар – шарик
Иголка – иголочка
Шишка – шишечка
Гирлянда - гирляндочка
Воспитатель. Давайте еще поиграем в игру «Исправь ошибку». Если я буду говорить неправильно, вы меня исправите.
Мой снежинка – моя снежинка.
Моё ёлка – моя ёлка.
Моя шарик – мой шарик.
Моя Дед Мороз – Мой Дед Мороз.
Моё Снегурочка – Моя Снегурочка.
Моё звезда – моя звезда.
Мой шишка – моя шишка.
Моя шарф – мой шарф.
Моё подарок – мой подарок.
Мой звезда – моя звезда.
Моя заяц – мой заяц.
Моя шарф – мой шарф
Моё гирлянда – моя гирлянда.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили?
Дети. Про Новый год.
Воспитатель. Как вы будете готовиться к Новому году?
Дети. Украшать елку, учить стихи и песни и т.д.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Дедушка Мороз и Снегурочка говорят вам спасибо и дарят вам подарки – загляните под ваши стульчики и прощаются с вами до утренника.