Занятие программы «Предшкольная пора» по теме «Путешествие в царство растений: деревья, кустарники, травы».

15
2
Материал опубликован 26 January в группе

Занятие программы «Предшкольная пора»  по теме «Путешествие в царство растений: деревья, кустарники, травы».

Занятие подготовлено для дошкольников по плану курса «Зеленая тропинка». Раздел «Зеленое чудо – растения».

Цель: формирование знания детей об особенностях растений, их роли в живой природе.

Задачи:

-Закрепить и уточнить представление о многообразии растений;

-Учить выделять общие признаки и существенные отличия деревьев, кустарников и трав;

-Упражнять в умении делить предложенные объекты на группы, опираясь на схемы;

-Обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта);

-Воспитывать интерес к миру растений и экологическую культуру.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в царство растений, ведь оно такое огромное и разнообразное.

-С каким жителем этого царства мы познакомились на прошлом занятии?

-Мы выяснили, что деревья -  самые высокие жители этого царства, но не единственные. Сегодня мы познакомимся еще с несколькими группами растений. Но сначала давайте повторим пройденный материал, а именно вспомним строение растений. Разгадайте кроссворд.

СЛАЙДЫ 1-7



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPT / 4 Мб
m1737877939.JPG

1.Важная часть растения. Укрепляет растение в почве, поит ее водой и кормит минеральными солями. (корень)

2.Часть растения, чьи тоненькие трубочки-волокна от корня вверх пересылают питательные вещества и воду по всему растению. (стебель)

3.Летом вырастает,
А осенью опадает. (листок)

4. Над чем пчёлки летают

И мёд собирают  (цветы)

5.Что созревает в плодах? (семена)   

6. Дышит, растёт, питается         
А ходить не может.  (растение)

-Все растения можно поделить на три главные группы или правильнее сказать три вида: Это травы, кустарники и деревья. Познакомимся с особенностями каждого вида растений.

СЛАЙД 8.


g1737877990.JPG

-Подумайте, чем деревья отличаются от кустарников и трав?

Деревья имеют древесный ствол, защищённый корой. Кора каждого дерева, как и отпечаток пальца, имеет свой неповторимый рисунок.  Ствол  разветвляется на высоте нескольких метров от земли. Крону дерева образуют ветви с листьями различной формы: широкие листья у берёзы, дуба, клёна, рябины и многих других деревьев, - такие деревья называются лиственными; игольчатые листья у хвойных деревьев, таких как ель, сосна, кипарис. 

-Какие еще деревья вы знаете?

СЛАЙД 9.


j1737878002.JPG

-Рассмотрите кустарники. Чем они отличаются от других растений?

Главное отличие кустарника от дерева – отсутствие основного ствола. У этих растений несколько стволов, которые берут свое начало у поверхности земли. Давайте познакомимся с некоторыми представителями этой группы – это  малина, сирень, крыжовник.

-Какие кустарники вы знаете?

СЛАЙД 10.


j1737878020.JPG

-Рассмотрите травянистые растения. Подумайте, в чем их особенность.

Третий вид растений– это травянистые растения или их еще называют травы. Деревья и кустарники покрыты корой, а у травянистых растений нет коры. Поэтому травка увядает осенью, а деревья и кусты не погибают, они только «засыпают» на зиму. Среди травянистых растений очень много лекарственных.

-Назовите травянистые растения. Какие произрастают в нашей местности?

СЛАЙД 11-12.


o1737878042.JPG
x1737878034.JPG

-Назовите представленные на слайде растения. На какие группы их можно разделить? Перечислите деревья, кустарники, травянистые растения.  

СЛАЙД 13.


y1737878063.JPG

-А теперь предлагаю игру «Четвертый – лишний». Определите, какое растение в каждом ряду лишнее. Почему?

-Давайте немного  отдохнем, а потом продолжим работу.

Один, два, три – выросли цветы.

 К солнцу потянулись высоко,

 Стало им приятно и тепло.

 Ветерок пролетал - стебельки покачал.

 Влево качнулись – низко пригнулись,

 Вправо качнулись – низко пригнулись.

 Ветерок убегай – ты цветы не сломай,

 Пусть они цветут, растут

 Людям радость несут.

​​​​​​​


РАБОЧИЙ ЛИСТDOCX / 2.56 Мб

-Найдите в рабочем листе задание № 1. Дорисуйте тот объект природы, который дает растениям свет и тепло.

-Расскажите, что еще необходимо растениям для их роста.  Как растения это получают?

-Подумайте, могут ли растения жить без неживой природы? Поясните свое мнение. (Растения не могут существовать без неживой природы. Солнце дает им свет, согревает своим теплом. Дождь несет им воду, а из почвы растения берут все необходимые питательные вещества).

-Найдите в рабочем листе следующее задание.  Подчеркните зеленым карандашом дерево, синим- кустарник, а красным- травянистое растение.

-Назовите по номерам части каждого вида растений.

-Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (Корень, стебель, листья, цветы).

Каждая часть растения важна: корень закрепляет растение в почве, впитывает воду с питательными веществами; стебель (ствол) подает воду с питательными веществами к другим частям растения; листья вырабатывают на свету  полезные для роста растения вещества и выделяют кислород, которым дышат все живые существа.

-Найдите на рабочем листе 3 задание. Раскрасьте только те рисунки, на которых изображены травянистые растения. Какие это растения?

-Ребята, а вы любите слушать сказки? Послушайте экологическуюя сказку «Как кустарники с деревьями поссорились» М. Скребцовой.

Однажды в лесу разные низкорослые деревья и кустарники — рябина, черемуха, бузина, орешник-лещина, жимолость, крушина, боярышник и другие младшие братья деревьев — разворчались: 

-Надоело нам в тени жить! Мы чахнем без света, неба не видим, солнечные лучики нас совсем позабыли из-за вас, громил-великанов. Все вам только: и небо, и солнце, и дождик. Вы все верхние этажи заняли. 

Деревья, услышав такие слова от своих младших братьев, очень расстроились: 

-Братья, разве наша в том вина, что мы ростом больше и ветвями крепче? Конечно, солнышко нам первым достаётся, но разве мы не защищаем вас мощными стволами и кронами от ветра да от снега тяжёлого? Для вас мы крепнем и для всех, кто ещё вас ниже: для трав и цветов, грибов и ягод. 

Кустарники не успокаивались: 

-Не нужна нам ваша защита. Уж лучше пусть нас ураган сломает, чем вечно в тени жить. 

Деревья ничего не ответили, только ветвями грустно встряхнули да приуныли. 

В это время по небу ясному маленькое пушистое облачко пролетало. Увидело оно приунывшие деревья и крикнуло: 

-Я от большой серой тучи лечу, весть об урагане разношу, чтоб готовились все. Скоро всё на свои места встанет. Кустарники вас благодарить будут. Вы не обижайтесь на них, глупых. Их понять можно: кто солнышко не любит!

Через некоторое время ветер подул, да такой сильный и порывистый, что сразу несколько толстых веток поломал у деревьев. Кустарники замолчали, встревожились, к тёплым стволам своих старших братьев пододвинулись. А те их ветками обняли, как будто ничего между ними не было. 

Ураган был страшный. Сверкали молнии, хлестал дождь, ветер до земли некоторые стволы сгибал. А кустарникам под деревьями буря нипочём. Только слышно, как тревожно шумят кроны в вышине, да ветки, сорванные ураганом, на землю падают. Радуются кустарники такой защите. 

Когда кончился ураган, уставшие деревья ветки опустили, в себя прийти не могут.

Кустарникам стыдно стало: 

-Простите нас, братья. Без вас мы пропали бы. Вас ураган хлестал, а нам так надёжно было за вашими стволами и кронами. Да и не темно здесь у нас вовсе. Это уж мы так, от вредности... Мы землю веточками и листочками своими, как и прежде, притенять станем, для вас влагу в ней беречь будем, чтобы вы сильнее становились. А осенью мы листвой опавшей землю укроем: корням вашим и всем, кто ниже растёт, хорошая подкормка и одеяло будет. 

Деревья, услышав эти слова, встряхнули ветвями, будто маленький ливень прошёл. Кустарники умылись и засверкали листочками. С тех пор кустарники на деревья больше не обижались.

-Чему учит эта сказка?казка показывает, как разные растения в природе помогают друг другу и ценят свою среду обитания).

-Давайте и мы с вами будем ценить окружающую нас природу! Спасибо за работу! До встречи на следующем занятии!

Источники:

Издание для развивающего обучения для дошкольного возраста. Серия «Школа для дошколят». Авторы: Федиенко В.В., Волкова Ю.С. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.

https://infourok.ru/zanyatie-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-derevya-kustarniki-travi-3647008.html?ysclid=m6338amp5i532861943

https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/108346-razrabotka-otkrytogo-uroka-kak-razlichat-derevya-kustarniki-travyanistye-rasteniya-1-klass.html

https://pisanino.ru/rasskazy-pro-derevya-i-kustarniki-dlya-doshkolnikov/

Картинки:

https://img-fotki.yandex.ru/get/215222/276519180.27d/0_3e35ec_5b7499df_orig.png

Сказка найдена через нейросеть.


Комментарии

Светлана Валерьевна, благодарю за отличную методическую разработку!

1
26 January

Раиса Поликарповна, спасибо Вам за высокую оценку моей публикации.

0
27 January