Занятие с элементами тренинга «Я в мире. Мир во мне. 8 – 9 кл.
Цель: формирование стремления к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от многообразия проявлений их индивидуальностей.
(звучит расслабляющая музыка)
Тема нашего занятия: «Я в мире. Мир во мне». Мы постараемся посмотреть на себя как на индивидуальность, личность и определим роль каждой личности в окружающем нас мире.
С. И Ожегов в своём словаре дал такое определение:
«Индивидуальность - это особенности характера и психического склада отличающее одного человека, как личность, от другого».
Л. Н. Толстой говорил, сравнивая людей с реками:
«… вода во всех одинаковая, и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собой».
- Что хотел сказать Л. Н. Толстой этими словами?
Вывод: да, каждый человек по своей природной сути уникален, индивидуален. Важно понять свою уникальность, полюбить себя таким, какой ты есть, стремясь при этом к лучшему, саморазвиваясь и воспитываясь.
Упражнение «Мои качества» (символы) (10 мин)
Ребята, вы находитесь в подростковом возрасте. А это тот возраст, в котором формируются качества личности и личность в целом. Я предлагаю вам оценить свои качества. Подумать о том какие вы? Для этого возьмите «себя» и на тело приклейте карточки с качествами, которые вы думаете есть у вас.
(представление своих человечков)
4. Упражнение «Клубок» ( 5 мин).
Ведущий предлагает каждому участнику назвать качество личности, помогающее жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники будут связаны между собой. Педагог отмечает, что вот так связаны между собой люди, связные деятельностью, событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться.
Педагог предлагает переместиться участников с одного места на другое.
- Трудно ли было перемещаться?
- Как удалось выполнить задание?
Вывод: для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определённые правила.
Какие? (участники высказывают свои мнения)
Правила, как итог упражнения показаны на слайде, и если они принимаются, участники хлопают в ладоши:
уважение
активное участие в работе
умей видеть и отметить хорошее в каждом
критикуя, не обижай, а предлагай лучшее
откровенность
искренность
доброжелательность
— Это лишь малый список необходимых правил, который может пополниться самостоятельно каждым из вас.
5. Упражнение «Ковёр мира» (5 мин).
Инвентарь - лист плотной бумаги, на котором группа смогла бы поместиться с трудом.
Группа должна простоять на этом листе в течение 1 минуты, не имея никаких внешних точек опоры.
Итог: трудно ли было выполнить задание? В чём трудность?
Как вы её преодолели?
Вывод: «ковёр мира»- символ сплочённости, единства, взаимопомощи, дружбы в коллективе разных людей, личностей, индивидуальностей. Только вместе, дружно люди смогут добиться в жизни определённых целей.
Ролевое проигрование (5 мин)
Игра «Мой внутренний голос»
Игровое упражнение «Пожелание» (5 мин).
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
В споре умей выслушивать собеседника до конца.
Уважай чувства людей.
Любую проблему можно решить.
Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
Не сердись, улыбнись.
Начни свой день с улыбки.
Будь увереннее в себе.
Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятия.
Взгляни на своего обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
5. Рефлексия (7 мин)
- Что вам дало сегодняшнее занятие?
- Что вы будете использовать в дальнейшей жизни?
- Наш сегодняшний тренинг подошёл к завершению. Мы расстаёмся с надеждой на
следующую встречу.