Занятие с педагогами «Стресс, его последствия, профилактика» Подробный конспект
Подробный конспект занятия с педагогами школы
«Стресс, его последствия, профилактика»
(с использованием активных методов обучения)
Организационная информация | |||||
Автор занятия (ФИО, должность) | Баранова Людмила Сергеевна, педагог-психолог | ||||
Образовательное учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №4 имени Героя Советского союза И.С.Хоменко | ||||
Республика/край | Хабаровский край | ||||
Город/поселение | Город Комсомольск-на-Амуре | ||||
Предмет | Психология. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса | ||||
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа | Группа педагогов школы (15 человек) | ||||
Методическая информация | |||||
Тема занятия | «Стресс, его последствия, профилактика» | ||||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Учебник отсутствует | ||||
Классификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями) | Данное занятие является вторым из четырёх занятий в цикле «Здоровье учителя», проводимом педагогом-психологом школы с учителями в рамках постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Совершенствование педагогического мастерства». Содержание занятий корректируется в соответствие с запросами данной группы педагогов. На первом занятии цикла (1четверть), педагоги были озадачены результатами психологического мониторинга среди учащихся школы: рейтинга учебных предметов; психоэмоционального состояния учащихся на уроках; показателями учебной мотивации школьников, представленными педагогом-психологом. С целью анализа особенностей индивидуального стиля своей деятельности педагоги ответили на вопросы предложенного вопросника. Полученная информация отработана в группах через игру: «Психологическая контрольная». Педагогические ситуации из реальной школьной жизни проигрывались в парах, тройках, снимались на видео. Затем следовал совместный анализ позиций педагогов в общении с «детьми», их оценочных высказываний в адрес «учащихся» в проигрываемых ситуациях. Итогом занятия стал совместно разработанный проект рубрики на школьном сайте Молодому специалисту-педагогу на заметку, куда каждый внёс свой пункт- рекомендацию по формированию учебной мотивации у школьников. Среди причин не продуктивного взаимодействия с учениками педагоги называли: бесконечные стрессы, эмоциональное выгорание, и сформулировали запрос психологу на проведение психологического тренинга для педагогов. На третьем занятии была актуализирована проблема крика учителя на уроках. Представлено видео интервью с учащимися на тему «Современный учитель, какой он?». Педагоги узнали о психологических причинах крика вообще и поняли причины своего крика на уроке (в семье) в частности; проиграли примерные ситуации, в которых они могли бы сорваться на крик, совместно искали, методы и приёмы управления своим голосом. Вспомнили и закрепили полученные на предыдущем тренинге приёмы управления своим психоэмоциональным состоянием, познакомились с приёмами управления своим голосом; совместно выработали проект №3 Памятки для начинающего учителя «Начни с себя. На завершающем цикл занятии, педагоги познакомятся с итоговыми результатами мониторинга рейтинга учебных предметов, психологического климата на уроках, мотивации школьников и итоговых показателей качества знаний учащихся. Поделятся опытом внедрения полученных на занятиях с психологом знаний умений и навыков в практику работы и повседневную жизнь. Подготовят информацию с очередными рекомендациями на школьный сайт. | ||||
Краткая характеристика группы | Активные педагоги, средний возраст 45 лет, образование высшее. | ||||
Цели занятия | Создание психологических условий для повышения качества педагогической деятельности; совершенствование коммуникативно-эмоциональной сферы личности педагогов; формирование понимания взаимосвязи между собственным психофизическим здоровьем, психологическим климатом на уроке и в педагогическом коллективе, с одной стороны, и психоэмоциональным состоянием учащихся, учебной мотивацией и качеством знаний школьников, с другой стороны. | ||||
Задачи занятия | Обучение педагогов базовым психологическим знаниям по проблеме; приёмам бесконфликтного общения; техникам релаксации, визуализации и саморегуляции. | ||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут педагоги в ходе занятия Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). Необходимое оборудование и материалы | Знание психологических причин снижения профессиональной продуктивности. Умение психологически грамотно строить общение, как с учащимися, так и с коллегами. Приобретут навыки «обратной связи» и построения транс акций; актуализируют навыки релаксации, своё профессиональное мастерство с меньшими затратами для своего здоровья и здоровья коллег и учащихся. Отдохнут. универсальные приёмы «обратной связи» и общие коммуникативные действия по отношению к партнёру по общению; универсальные действия по управлению своим эмоциональным состоянием Кабинет психологической разгрузки: мягкие кресла. Крупное яблоко. Мультимедийное оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, большой экран. Для каждого учителя: бейдж, планшет, листы белой бумаги А-4. Фломастеры; красивая свеча в закрытом подсвечнике. Ручки или карандаши, 4 листа ватмана. Бланки с тестом «Трансактный анализ общения». Электрочайник, набор чайной посуды. Две коробочки с пакетиками чая (тонизирующего и успокаивающего, на выбор). Подобранные в сети Интернет видеоролик «Всё оставляет свой след. Притча» и «Грузинская песня» Булата Окуджавы. Распечатанные на цветном принтере изображения самых разнообразных цветов от простых одуванчиков до роз и орхидей; тучек, солнышка, радуги. Вырезанные из цветной бумаги фрагменты узора (к методу «Калейдоскоп») Крупное яблоко. | ||||
Этап занятия, Время, продолжительность занятия 2 часа | Подробное описание акттивных методов обучения | Описание действий участников образовательного процесса | |||
Инициация 10 минут | Метод «Пусть расцветают все цветы» (японский стих) Цель: снятие эмоционального напряжения; создание атмосферы принятия друг друга. Участники: вся группа. Необходимые материалы: бейджи, фломастеры; распечатанные на цветном принтере изображения всевозможных цветов от простых одуванчиков и ромашек до роз и орхидей. Булавки-иголочки. | Психолог, выполняющий функции модератора на этом занятии-тренинге, предлагает каждому участнику: -прикрепить бейдж и выбрать для себя подходящее изображение цветка. -на бейдже написать фломастером своё имя, так как ему хотелось бы, что бы его называли в этой группе. Ход игры. Участники становятся в круг и по очереди представляются, делая шаг вперёд и называя себя тем именем, которое себе выбрали и цветком с краткой характеристикой. Например: «Танечка - ромашка, нежная и трогательная», «Инна Ивановна - роза, гордая и великолепная». «Натали - редкой красоты орхидея». Если подходящего цветка не нашлось в предложенных картинках, можно придумать свой образ и представить его». Интонация, с которой каждый называет своё имя и ассоциативный образ себя должна отличаться от интонации, с которой представлял себя предыдущий член группы. Психолог тоже участвует в игре. Завершая игру, предлагает участникам группы высказаться, как они понимают смысл японского стиха «Пусть расцветают все цветы». После того, как каждый участник выскажется, подводит к выводу: «Сколько и каких бы ни было цветов под солнцем, все они нуждаются в тепле и свете. И пусть солнышко согревает всех одинаково». | |||
Вхождение или погружение в тему. Сообщение целей и задач занятия. 5 минут | Модератор: «Займите, пожалуйста, любое кресло из стоящих вокруг столика. Эти предстоящие 2 часа мы посвятим только себе. Обменяемся мнениями по проблеме эмоционального благополучия, обсудим условия сохранения профессионального здоровья, научимся продуктивно общаться, восстанавливать свои ресурсы, отдыхать. | ||||
Формирование ожиданий участников группы 10 минут | Метод «Другой берег» Цель: выявить ожидания участников занятия от занятия, сформулировать опасения. Участники: все члены группы. Необходимые материалы: на листе ватмана, прикреплённом к стене, схематично изображены: река, лодочка, готовая плыть к противоположному берегу, рядом с лодочкой силуэт человека - женщины. Распечатанные на цветном принтере картинки с изображением туч с дождём; солнце; радуга. Фломастеры. Иголки-булавки. | Модератор: «Два часа – ни много ни мало. Смотря как посмотреть. Для полного восстановления того, что испорчено, болит, и мешает жить – мало. Для того, чтобы стать ближе друг к другу – в самый раз. А чего ожидаете Вы от нашего занятия? Может ли что-либо помешать исполнению Ваших ожиданий? У медали две стороны, у реки два берега». (Подходит к висящему на стене листу ватмана с изображением реки между двух пустынных берегов, лодочки у ближнего к зрителю берега, и изображения женской фигурки, смотрящей вдаль на другой берег). Модератор: « Выберите, пожалуйста, из предложенных соответствующие картинки (листочки) и напишите на них, что, как Вам кажется, ожидает Вас на «другом берегу», что может стать помехой на пути к «другому берегу». Картинки, листочки с ожиданиями приколоть на противоположном берегу. А картинки и карточки с опасениями - над рекой в виде туч, птиц, либо на реке (препятствия: мели, пороги, сильное течение и прочее)». В конце занятия участники убирают препятствия (или добавляют). То же и с ожиданиями: убирают несбывшиеся, добавляют, в случае, если результат занятия превзошёл их ожидания. Оценка результата занятия: чистая река, небо без туч, разноцветный берег-луг (участники прикрепляют на берегу свои цветы, солнце, радугу) - цели достигнуты. Берег уныл и пуст. Небо в «тучах», река в «порогах», «отмелях» и «корягах». До целей ещё далеко. А возможно и путь не тот. | |||
Интерактивная мини лекция 25 минут Пауза – перерыв 10 минут | Метод мультимедийная презентация «Стресс, его последствия, профилактика». Цель предоставление возможности участникам с различными способами восприятия информации (визуалам, аудиалам, кинестетикам) получить информацию в том виде, в котором им наиболее легко воспринимать материал; актуализация навыка активного слушания; Эмоциональная окраска информации. Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук с выходом в Интернет. Метод «Пиктограмма» Цель: актуализация навыков активного слушания и структурирования информацию с помощью ассоциативных образов. Оборудование каждому участнику планшет; лист бумаги А-4, фломастер; Метод «Консилиум светил» Цель: отработка навыков совместного обсуждения проблемы в группе; принятия мнения другого человека; Оборудование: Видео ролик «Всё оставляет свой след» Притча. (http://www.youtube.com/watch?v=6V9vp6JSGAo ссылка на ролик на You Tube вставлена в слайд презентации) Звуковой ряд. «Грузинская песня» Булата Окуджавы Со словами по теме АМО «Говорите мне прями в лицо…» | Участники рассаживаются в креслах полукругом стоящих напротив экрана, обсуждая и задавая вопросы модератору по ходу мини-лекции. Модератор читает лекцию и демонстрирует мультимедийную презентацию Участники фиксируют главные с их точки зрения моменты лекции, но не словами, а ассоциативными рисунками, пиктограммами, как раньше стенографистки записывали выступления на съездах. Модератор: при обсуждении факторов вызывающих стрессовую ситуацию для учащихся и коллег в школе, обращается к группе, предлагая каждому участнику – члену «консилиума светил» высказать свою авторитетную точку зрения по проблеме. Участники каждый по очереди сообщают то, что они думают по существу проблемы. Модератор: завершая презентацию лекции, демонстрирует видео ролик «Притча. Всё оставляет свой след». Участники группы по желанию встают, знакомятся с подборкой психолого-педагогической литературы на книжной полке, выходят из кабинета и пр. | |||
Проработка содержания темы 30 минут -тест «Трансактный анализ общения» (10 минут) -отработка навыка обратной связи По методу «Говорите мне прямо в лицо…» (20 минут) | Метод «Говорите мне прямо в лицо…» Цель: отработка навыка «обратной связи», готовности принимать «обратную связь» от других; формирование понимания личной ответственности за выбор стиля и позиции в общении с коллегами и учащимися и своей роли в формировании психологически безопасной среды на своих уроках и в коллективе. Оборудование: бланки с тестом «Трансактный анализ общения»; крупное яблоко,булавка. Звуковой ряд: Песня Б. Окуджавы «Грузинская песня…».http://webalta.ru/search?q=%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B4%D0%B5 | Модератор: «Человек – ни дерево в лесу. Человек живёт среди людей. И от того на сколько безопасно, комфортно он чувствует себя с другими людьми зависит не только его настроение, но часто здоровье, а то и жизнь. Но многих проблем могло бы и не быть, если бы люди умели правильно с психологической точки зрения разговаривать друг с другом. «Говорите мне прями в лицо, кем пред Вами слыву…» говорит Булат Окуджава в своей песне. А это самое сложное. Сказать тактично, не обвиняя, не унижая, сказать, как другу. Предлагаю Вам самим определить свою позицию в общении с помощью небольшого теста «Трансактный анализ общения» Участники, не углубляясь в тонкости теории трансактного анализа Э.Берна, с помощью теста легко понимают, почему они порой чувствуют сопротивление партнёра по общению, почему обижаются сами и т.д. А кто из Вас хотел бы потренироваться общаться с позиции Взрослого, самой продуктивной, когда речь идёт о деловом общении? А кто из Вас настолько храбр, что готов выслушать в свой адрес всё, что скажут коллеги? Участники предлагают свои кандидатуры. Модератор предлагает выработать правила «Обратной связи» Если мы отмечаем сильные стороны личности, то не боимся их преувеличить, если говорим о том, что нам мешает понять, принять позицию этого человека, что-то в нём раздражает, злит, обижает, то мы так и говорим, что это нам мешает, нас раздражает, нас обижает и т.д. Участник, выразивший желание слушать в свой адрес «Обратную связь» от коллег держит в руках яблоко и булавку. Если говорящий, высказывается не корректно, делает на яблоке прокол. Участники высказываются, передавая мячик по кругу. Итог: яблоко сухое и целое – навык «Обратной связи» поняли и усвоили все. Яблоко истекает соком, всё в ранах – цель не достигнута. Участникам безразлично, что чувствует человек, когда его так бесцеремонно ранят. Модератор подводит участников к выводу о том, что совершенных людей нет. ( «Даже в садах Эдема был дьявол»). Однако, это не значит, что всё нужно сносить, терпеть от неприятного человека. Нужно сказать ему о своих чувствах и сделать общение с ним максимально формальным. | |||
Подведение итогов 20 минут -релаксация 5 минут -упражнение на визуализацию10 мин Рефлексия (5минут) | Метод «Не грусти, девочка»» Цель: релаксация. Оборудование: свеча; мультимедийная презентация-релаксация «Как оставаться молодым и здоровым» с музыкальным сопровождением (Ф. Шуберт «Соловьиная серенада» в исполнении Andre Rieu, скрипка). Чай (на выбор успокаивающий или тонизирующий) Метод «Подоконник» Цель: обучение приёмам психологической защиты через визуализацию; интеллектуальную оценку ситуации. Оборудование: планшеты, листы бумаги Ф-4, фломастеры. Метод «Калейдоскоп» Цель: рефлексия по итогам занятия-тренинга. Оборудование: лист ватмана с контурным изображением кругового узора, состоящего из фрагментов. Количество фрагментов в узоре по числу участников; вырезанные из разноцветной бумаги фрагменты узора. | Модератор в каждом из нас есть субличность «Ребёнок». Это наше эмоциональное начало. Когда нам грустно, страшно, обидно и т.п. - это маленькая девочка внутри нас напугана, обижена, сердится, паникует. Поэтому, прежде, чем предпринимать какие-либо меры, нужно успокоить её. Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох и скажите своему внутреннему ребёнку: «Не грусти, девочка». Участники уравновешивают дыхание, слушая великолепную музыку и любуясь потрясающими снимками. небольшой презентации. Осмысливают и слова на слайдах презентации-релаксации «Как оставаться молодым и здоровым. Модератор: Когда мышцы расслаблены и на душе восстанавливается покой. Восстанавливается способность рассуждать, анализировать, делать выводы. Очень хорош приём визуализации. Событие, которое вывело Вас из равновесия можно представить в виде картинки. Эффективнее «работают» ассоциативные картинки. Мне, например, помогает картинка, которую я однажды наблюдала с моим котом и собачонкой, заглянувшей ко мне подруги. Кот сначала испугался, но прыгнув на подоконник заскучал. Безразлично глядя то в окно, то на собачонку. Собачонка так лаяла на кота, что охрипла. Но ведь кот недосягаем! У каждого из нас может быть свой «подоконник». Если нет, его нужно придумать, вообразить, нарисовать в прямом и переносном смыслах. Участники придумывают и делают зарисовки. Рассказывают о своих картинках-приёмах психологической защиты. Модератор «Все мы помним из детства игрушку-калейдоскоп. Разноцветные стёклышки разной формы и величины, как по волшебству складывались в чудный узор. Интересно, а получится такой узор у нас? Разноцветные «стёклышки» у нас в руках. Сложите свои «стёклышки» в узор, но только, если «волшебство» свершилось: Вы отдохнули, Вам было интересно, Вам было здорово, Вы всех любите и чувствуете любимыми себя. Если же всё как раз наоборот и Вам что-то мешало, положите «стекляшку» как угодно, объясните, почему не получился узор» Напишите на своём «стёклышке» свои мысли и чувства по поводу нашей встречи. Участники, обсуждая итог совместной работы, наглядно видят и приходят к выводу, что «узор гармоничен и красив, только, когда хорошо всем (нет ни одного ненужного или неважного элемента). | |||
Домашнее задание (если имеется) | Скачать на свой компьютер Презентацию-релаксацию. Включать почаще и стараться следовать её рекомендациям. | ||||
Дополнительная информация | |||||
Результативность занятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Занятие дало очень хороший результат. Педагоги сделали ряд запросов на интересующие их темы. Занятие возможно использовать и другими педагогами-психологами. Учителя очень хорошо осознают, что занимаются своим здоровьем от случая к случаю. Но если в режиме работы школы выделяется специальное время для занятия с психологом, идут на такие встречи охотно. | ||||
Какие активные методы обучения, используемые на занятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов) | Авторские методы активного обучения, используемые на занятии: Инициация: метод «Пусть расцветают все цветы». Формирование ожиданий: метод «Другой берег». Интерактивная мини лекция и презентация: «Стресс, его последствия, профилактика»; методы «Пиктограмма» и «Консилиум светил». Проработка содержания темы: «Говорите мне прямо в лицо…». Подведение итогов: «Не грусти, девочка». «Подоконник»; «Калейдоскоп». | ||||
Ожидаемые/полученные результаты занятия | Полученные результаты превзошли ожидания. | ||||
Анализ и оценка педагогом-психологом апробации занятия построенного на основе технологии модерации и с применением активных методов обучения(если апробация состоялась) | Результатом данного занятия, построенного на основе технологии модерации и с применением активных методов обучения стало не только увлекательное, интересное и ненавязчивое решение поставленных задач, но и естественное разрешение назревшего конфликта между администрацией и коллективом школы. Действуя по правилам игр (методы «Пусть расцветают все цветы», «Консилиум светил», «Говорите мне прямо в лицо…») и под незаметным управлением модератора каждый участник из конфликтующих сторон смогли обсудить волнующие проблемы и закономерно пришли к соглашению. | ||||
Указание приложений к занятию (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Презентации в программе Microsoft PowerPoint-2010 к мини лекции «Стресс, его последствия, профилактика» и Презентация-релаксация «Как оставаться молодым и здоровым». Документы Microsoft Word-2010: «Стресс, его последствия, профилактика» сопроводительный текст мини лекции» Раздаточный материал к играм: «Пусть расцветают все цветы»; «На другом берегу»; Тест «Трансактный анализ общения». | ||||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач занятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации) | Специфика данного занятия такова, что без АМО и технологии модерации поставленные цели было бы достичь сложно. Педагоги народ грамотный: следят за новинками психолого-педагогической литературы и сами могут, как им кажется, правильно рассуждать на тему взаимоотношений с учениками и коллегами. Многолетний опыт работы - тоже даёт о себе знать, но, к сожалению, не всегда играет положительную роль. Результаты предварительной диагностики «Направленности личности педагога» показали, что у большей части педагогов школы за много лет работы сформировались особенности, которые мешают им адекватно оценивать ситуацию. Поэтому большое значение имеет, как педагоги воспринимают информацию. Молча прослушали (заполняя в это время журнал и проверяя тетрадки, как это обычно бывает на совещаниях и семинарах), или эту же информацию «Открыли для себя сами», будучи активными, эмоционально вовлечёнными в процесс занятия ненавязчивым модератором. | ||||
Использованная литература, источников информации. | Д. Рейнуоттер «Как стать собственным психотерапевтом». Киев. «Кофр» 1996 год; Х.Корнелиус и Ш.Фэйр. « Выиграть может каждый». М. СТРИНГЕР, 1992 г.; В.Каппони и Т.Новак «Сам себе психолог», «ПИТЕР» Санкт-Петербург; М.Е.Литвак «Не нойте!», Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 2005 г.; http://neuro.health-ua.com/article/85.html НЕЙРОNEWS (психоневрология и нейропсихиатрия) Т.Г.Вознесенская, Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова Статья Эмоциональный стресс и профилактика его последствий. Русский медицинский журнал. – 2006 – Т. 14. – № 9. | ||||
Примечания автора | В комитет профсоюзной организации школы поступило заявление от группы учителей с требованием созвать расширенное собрание коллектива с одной целью: высказать директору школы претензии относительно её административных действии в отношении к педагогам. Председатель профсоюзной организации обратилась ко мне за помощью в организации такого собрания. Мне было очевидно, что собрание не может быть конструктивным. По разные стороны баррикады окажутся те, у кого «накипело» и надо «выпустить пар», с другой - молодой директор. Поэтому было решено с собранием коллектива - не спешить, а на очередное занятие с психологом, которые обычно посещает и директор школы, пригласить педагогов из инициативной группы, требующей собрания. Они пришли, не подозревая, что на занятии, у них появиться возможность не только чему-то научиться, отдохнуть и расслабиться,(как это обычно бывает), но и психологически грамотно озвучить свои претензии директору школы и получить, опять же психологически грамотный, аргументированный ответ и таким образом прийти к соглашению сторон. Занятие прошло успешно. Собрания коллектива не потребовалось. |
Педагог-психолог Л.С.Баранова