Занятие с педагогами «Стресс, его последствия, профилактика» Подробный конспект

4
0
Материал опубликован 21 May 2021

Подробный конспект занятия с педагогами школы

«Стресс, его последствия, профилактика»

(с использованием активных методов обучения)

Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Баранова Людмила Сергеевна, педагог-психолог

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №4 имени Героя Советского союза И.С.Хоменко

Республика/край

Хабаровский край

Город/поселение

Город Комсомольск-на-Амуре

Предмет

Психология. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа

Группа педагогов школы (15 человек)



Методическая информация

Тема занятия

«Стресс, его последствия, профилактика»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Учебник отсутствует

Классификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями)

Данное занятие является вторым из четырёх занятий в цикле «Здоровье учителя», проводимом педагогом-психологом школы с учителями в рамках постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Совершенствование педагогического мастерства». Содержание занятий корректируется в соответствие с запросами данной группы педагогов.

На первом занятии цикла (1четверть), педагоги были озадачены результатами психологического мониторинга среди учащихся школы: рейтинга учебных предметов; психоэмоционального состояния учащихся на уроках; показателями учебной мотивации школьников, представленными педагогом-психологом. С целью анализа особенностей индивидуального стиля своей деятельности педагоги ответили на вопросы предложенного вопросника.

Полученная информация отработана в группах через игру: «Психологическая контрольная». Педагогические ситуации из реальной школьной жизни проигрывались в парах, тройках, снимались на видео. Затем следовал совместный анализ позиций педагогов в общении с «детьми», их оценочных высказываний в адрес «учащихся» в проигрываемых ситуациях. Итогом занятия стал совместно разработанный проект рубрики на школьном сайте Молодому специалисту-педагогу на заметку, куда каждый внёс свой пункт- рекомендацию по формированию учебной мотивации у школьников. Среди причин не продуктивного взаимодействия с учениками педагоги называли: бесконечные стрессы, эмоциональное выгорание, и сформулировали запрос психологу на проведение психологического тренинга для педагогов.


На третьем занятии была актуализирована проблема крика учителя на уроках. Представлено видео интервью с учащимися на тему «Современный учитель, какой он?». Педагоги узнали о психологических причинах крика вообще и поняли причины своего крика на уроке (в семье) в частности; проиграли примерные ситуации, в которых они могли бы сорваться на крик, совместно искали, методы и приёмы управления своим голосом.

Вспомнили и закрепили полученные на предыдущем тренинге приёмы управления своим психоэмоциональным состоянием, познакомились с приёмами управления своим голосом; совместно выработали проект №3 Памятки для начинающего учителя «Начни с себя.

На завершающем цикл занятии, педагоги познакомятся с итоговыми результатами мониторинга рейтинга учебных предметов, психологического климата на уроках, мотивации школьников и итоговых показателей качества знаний учащихся.

Поделятся опытом внедрения полученных на занятиях с психологом знаний умений и навыков в практику работы и повседневную жизнь. Подготовят информацию с очередными рекомендациями на школьный сайт.

Краткая характеристика группы

Активные педагоги, средний возраст 45 лет, образование высшее.

Цели занятия



Создание психологических условий для повышения качества педагогической деятельности; совершенствование коммуникативно-эмоциональной сферы личности педагогов;

формирование понимания взаимосвязи между собственным психофизическим здоровьем, психологическим климатом на уроке и в педагогическом коллективе, с одной стороны, и психоэмоциональным состоянием учащихся, учебной мотивацией и качеством знаний школьников, с другой стороны.


Задачи занятия


Обучение педагогов базовым психологическим знаниям по проблеме; приёмам бесконфликтного общения; техникам релаксации, визуализации и саморегуляции.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут педагоги в ходе занятия



Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).


Необходимое оборудование и материалы


Знание психологических причин снижения профессиональной продуктивности. Умение психологически грамотно строить общение, как с учащимися, так и с коллегами. Приобретут навыки «обратной связи» и построения транс акций; актуализируют навыки релаксации, своё профессиональное мастерство с меньшими затратами для своего здоровья и здоровья коллег и учащихся. Отдохнут.


универсальные приёмы «обратной связи» и общие коммуникативные действия по отношению к партнёру по общению; универсальные действия по управлению своим эмоциональным состоянием







Кабинет психологической разгрузки: мягкие кресла. Крупное яблоко. Мультимедийное оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, большой экран. Для каждого учителя: бейдж, планшет, листы белой бумаги А-4. Фломастеры; красивая свеча в закрытом подсвечнике. Ручки или карандаши, 4 листа ватмана. Бланки с тестом «Трансактный анализ общения».

Электрочайник, набор чайной посуды. Две коробочки с пакетиками чая (тонизирующего и успокаивающего, на выбор).

Подобранные в сети Интернет видеоролик «Всё оставляет свой след. Притча» и «Грузинская песня» Булата Окуджавы. Распечатанные на цветном принтере изображения самых разнообразных цветов от простых одуванчиков до роз и орхидей; тучек, солнышка, радуги. Вырезанные из цветной бумаги фрагменты узора (к методу «Калейдоскоп») Крупное яблоко.


Этап занятия,

Время,


продолжительность занятия 2 часа

Подробное описание акттивных методов обучения

Описание действий участников образовательного процесса







Инициация


10 минут

Метод «Пусть расцветают все цветы» (японский стих)

Цель: снятие эмоционального напряжения; создание атмосферы принятия друг друга.


Участники: вся группа.


Необходимые материалы: бейджи, фломастеры; распечатанные на цветном принтере изображения всевозможных цветов от простых одуванчиков и ромашек до роз и орхидей. Булавки-иголочки.

Психолог, выполняющий функции модератора на этом занятии-тренинге, предлагает каждому участнику:

-прикрепить бейдж и выбрать для себя подходящее изображение цветка.

-на бейдже написать фломастером своё имя, так как ему хотелось бы, что бы его называли в этой группе.

Ход игры. Участники становятся в круг и по очереди представляются, делая шаг вперёд и называя себя тем именем, которое себе выбрали и цветком с краткой характеристикой. Например: «Танечка - ромашка, нежная и трогательная», «Инна Ивановна - роза, гордая и великолепная». «Натали - редкой красоты орхидея». Если подходящего цветка не нашлось в предложенных картинках, можно придумать свой образ и представить его».

Интонация, с которой каждый называет своё имя и ассоциативный образ себя должна отличаться от интонации, с которой представлял себя предыдущий член группы.

Психолог тоже участвует в игре. Завершая игру, предлагает участникам группы высказаться, как они понимают смысл японского стиха «Пусть расцветают все цветы». После того, как каждый участник выскажется, подводит к выводу: «Сколько и каких бы ни было цветов под солнцем, все они нуждаются в тепле и свете. И пусть солнышко согревает всех одинаково».

Вхождение или погружение в тему. Сообщение целей и задач занятия.


5 минут



Модератор: «Займите, пожалуйста, любое кресло из стоящих вокруг столика. Эти предстоящие 2 часа мы посвятим только себе. Обменяемся мнениями по проблеме эмоционального благополучия, обсудим условия сохранения профессионального здоровья, научимся продуктивно общаться, восстанавливать свои ресурсы, отдыхать.


Формирование ожиданий участников группы


10 минут

Метод «Другой берег»

Цель: выявить ожидания участников занятия от занятия, сформулировать опасения.

Участники: все члены группы.

Необходимые материалы:

на листе ватмана, прикреплённом к стене, схематично изображены: река, лодочка, готовая плыть к противоположному берегу, рядом с лодочкой силуэт человека - женщины.

Распечатанные на цветном принтере картинки с изображением туч с дождём; солнце; радуга. Фломастеры.

Иголки-булавки.



Модератор: «Два часа – ни много ни мало. Смотря как посмотреть. Для полного восстановления того, что испорчено, болит, и мешает жить – мало. Для того, чтобы стать ближе друг к другу – в самый раз.

А чего ожидаете Вы от нашего занятия? Может ли что-либо помешать исполнению Ваших ожиданий?

У медали две стороны, у реки два берега». (Подходит к висящему на стене листу ватмана с изображением реки между двух пустынных берегов, лодочки у ближнего к зрителю берега, и изображения женской фигурки, смотрящей вдаль на другой берег).

Модератор: « Выберите, пожалуйста, из предложенных соответствующие картинки (листочки) и напишите на них, что, как Вам кажется, ожидает Вас на «другом берегу», что может стать помехой на пути к «другому берегу».

Картинки, листочки с ожиданиями приколоть на противоположном берегу. А картинки и карточки с опасениями - над рекой в виде туч, птиц, либо на реке (препятствия: мели, пороги, сильное течение и прочее)».

В конце занятия участники убирают препятствия (или добавляют). То же и с ожиданиями: убирают несбывшиеся, добавляют, в случае, если результат занятия превзошёл их ожидания.

Оценка результата занятия: чистая река, небо без туч, разноцветный берег-луг (участники прикрепляют на берегу свои цветы, солнце, радугу) - цели достигнуты. Берег уныл и пуст. Небо в «тучах», река в «порогах», «отмелях» и «корягах». До целей ещё далеко. А возможно и путь не тот.


Интерактивная мини лекция

25 минут













































Пауза – перерыв

10 минут

Метод мультимедийная презентация «Стресс, его последствия, профилактика».

Цель предоставление возможности участникам с различными способами восприятия информации (визуалам, аудиалам, кинестетикам) получить информацию в том виде, в котором им наиболее легко воспринимать материал; актуализация навыка активного слушания;

Эмоциональная окраска информации.

Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук с выходом в Интернет.

Метод «Пиктограмма»

Цель: актуализация навыков активного слушания и структурирования информацию с помощью ассоциативных образов.

Оборудование каждому участнику планшет; лист бумаги А-4, фломастер;

Метод «Консилиум светил»

Цель: отработка навыков совместного обсуждения проблемы в группе; принятия мнения другого человека;

Оборудование:

Видео ролик «Всё оставляет свой след» Притча. (http://www.youtube.com/watch?v=6V9vp6JSGAo ссылка на ролик на You Tube вставлена в слайд презентации)




Звуковой ряд. «Грузинская песня» Булата Окуджавы

Со словами по теме АМО «Говорите мне прями в лицо…»







Участники рассаживаются в креслах полукругом стоящих напротив экрана, обсуждая и задавая вопросы модератору по ходу мини-лекции.


Модератор читает лекцию и демонстрирует мультимедийную презентацию

Участники фиксируют главные с их точки зрения моменты лекции, но не словами, а ассоциативными рисунками, пиктограммами, как раньше стенографистки записывали выступления на съездах.





Модератор: при обсуждении факторов вызывающих стрессовую ситуацию для учащихся и коллег в школе, обращается к группе, предлагая каждому участнику – члену «консилиума светил» высказать свою авторитетную точку зрения по проблеме.

Участники каждый по очереди сообщают то, что они думают по существу проблемы.

Модератор: завершая презентацию лекции, демонстрирует видео ролик «Притча. Всё оставляет свой след».











Участники группы по желанию встают, знакомятся с подборкой психолого-педагогической литературы на книжной полке, выходят из кабинета и пр.


Проработка содержания темы

30 минут




-тест «Трансактный анализ общения» (10 минут)




-отработка навыка обратной связи

По методу «Говорите мне прямо в лицо…» (20 минут)

Метод «Говорите мне прямо в лицо…»

Цель: отработка навыка «обратной связи», готовности принимать «обратную связь» от других; формирование понимания личной ответственности за выбор стиля и позиции в общении с коллегами и учащимися и своей роли в формировании психологически безопасной среды на своих уроках и в коллективе.

Оборудование: бланки с тестом «Трансактный анализ общения»;

крупное яблоко,булавка.

Звуковой ряд: Песня Б. Окуджавы «Грузинская песня…».http://webalta.ru/search?q=%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B4%D0%B5


Модератор: «Человек – ни дерево в лесу. Человек живёт среди людей. И от того на сколько безопасно, комфортно он чувствует себя с другими людьми зависит не только его настроение, но часто здоровье, а то и жизнь. Но многих проблем могло бы и не быть, если бы люди умели правильно с психологической точки зрения разговаривать друг с другом.

«Говорите мне прями в лицо, кем пред Вами слыву…» говорит Булат Окуджава в своей песне. А это самое сложное. Сказать тактично, не обвиняя, не унижая, сказать, как другу. Предлагаю Вам самим определить свою позицию в общении с помощью небольшого теста «Трансактный анализ общения»

Участники, не углубляясь в тонкости теории трансактного анализа

Э.Берна, с помощью теста легко понимают, почему они порой чувствуют сопротивление партнёра по общению, почему обижаются сами и т.д.

А кто из Вас хотел бы потренироваться общаться с позиции Взрослого, самой продуктивной, когда речь идёт о деловом общении? А кто из Вас настолько храбр, что готов выслушать в свой адрес всё, что скажут коллеги?

Участники предлагают свои кандидатуры.

Модератор предлагает выработать правила «Обратной связи»

Если мы отмечаем сильные стороны личности, то не боимся их преувеличить, если говорим о том, что нам мешает понять, принять позицию этого человека, что-то в нём раздражает, злит, обижает, то мы так и говорим, что это нам мешает, нас раздражает, нас обижает и т.д.

Участник, выразивший желание слушать в свой адрес «Обратную связь» от коллег держит в руках яблоко и булавку. Если говорящий, высказывается не корректно, делает на яблоке прокол.

Участники высказываются, передавая мячик по кругу.

Итог: яблоко сухое и целое – навык «Обратной связи» поняли и усвоили все. Яблоко истекает соком, всё в ранах – цель не достигнута. Участникам безразлично, что чувствует человек, когда его так бесцеремонно ранят.

Модератор подводит участников к выводу о том, что совершенных людей нет. ( «Даже в садах Эдема был дьявол»). Однако, это не значит, что всё нужно сносить, терпеть от неприятного человека. Нужно сказать ему о своих чувствах и сделать общение с ним максимально формальным.


Подведение итогов 20 минут



-релаксация 5 минут








-упражнение на визуализацию10 мин




















Рефлексия (5минут)

Метод «Не грусти, девочка»»

Цель: релаксация.

Оборудование: свеча;

мультимедийная презентация-релаксация «Как оставаться молодым и здоровым» с музыкальным сопровождением (Ф. Шуберт «Соловьиная серенада» в исполнении Andre Rieu, скрипка).

Чай (на выбор успокаивающий или тонизирующий)



Метод «Подоконник»

Цель: обучение приёмам психологической защиты через визуализацию; интеллектуальную оценку ситуации.

Оборудование: планшеты, листы бумаги Ф-4, фломастеры.
















Метод «Калейдоскоп»

Цель: рефлексия по итогам занятия-тренинга.

Оборудование: лист ватмана с контурным изображением кругового узора, состоящего из фрагментов. Количество фрагментов в узоре по числу участников; вырезанные из разноцветной бумаги фрагменты узора.

Модератор в каждом из нас есть субличность «Ребёнок». Это наше эмоциональное начало. Когда нам грустно, страшно, обидно и т.п. - это маленькая девочка внутри нас напугана, обижена, сердится, паникует. Поэтому, прежде, чем предпринимать какие-либо меры, нужно успокоить её. Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох и скажите своему внутреннему ребёнку: «Не грусти, девочка».

Участники уравновешивают дыхание, слушая великолепную музыку и любуясь потрясающими снимками. небольшой презентации. Осмысливают и слова на слайдах презентации-релаксации «Как оставаться молодым и здоровым.


Модератор: Когда мышцы расслаблены и на душе восстанавливается покой. Восстанавливается способность рассуждать, анализировать, делать выводы.

Очень хорош приём визуализации. Событие, которое вывело Вас из равновесия можно представить в виде картинки. Эффективнее «работают» ассоциативные картинки. Мне, например, помогает картинка, которую я однажды наблюдала с моим котом и собачонкой, заглянувшей ко мне подруги. Кот сначала испугался, но прыгнув на подоконник заскучал. Безразлично глядя то в окно, то на собачонку. Собачонка так лаяла на кота, что охрипла. Но ведь кот недосягаем! У каждого из нас может быть свой «подоконник». Если нет, его нужно придумать, вообразить, нарисовать в прямом и переносном смыслах.

Участники придумывают и делают зарисовки. Рассказывают о своих картинках-приёмах психологической защиты.







Модератор «Все мы помним из детства игрушку-калейдоскоп. Разноцветные стёклышки разной формы и величины, как по волшебству складывались в чудный узор.

Интересно, а получится такой узор у нас? Разноцветные «стёклышки» у нас в руках. Сложите свои «стёклышки» в узор, но только, если «волшебство» свершилось: Вы отдохнули, Вам было интересно, Вам было здорово, Вы всех любите и чувствуете любимыми себя. Если же всё как раз наоборот и Вам что-то мешало, положите «стекляшку» как угодно, объясните, почему не получился узор» Напишите на своём «стёклышке» свои мысли и чувства по поводу нашей встречи.

Участники, обсуждая итог совместной работы, наглядно видят и приходят к выводу, что «узор гармоничен и красив, только, когда хорошо всем (нет ни одного ненужного или неважного элемента).



Домашнее задание (если имеется)

Скачать на свой компьютер Презентацию-релаксацию. Включать почаще и стараться следовать её рекомендациям.




Дополнительная информация

Результативность занятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

Занятие дало очень хороший результат. Педагоги сделали ряд запросов на интересующие их темы. Занятие возможно использовать и другими педагогами-психологами. Учителя очень хорошо осознают, что занимаются своим здоровьем от случая к случаю. Но если в режиме работы школы выделяется специальное время для занятия с психологом, идут на такие встречи охотно.

Какие активные методы обучения, используемые на занятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов)

Авторские методы активного обучения, используемые на занятии:

Инициация: метод «Пусть расцветают все цветы». Формирование ожиданий: метод «Другой берег». Интерактивная мини лекция и презентация: «Стресс, его последствия, профилактика»; методы «Пиктограмма» и «Консилиум светил». Проработка содержания темы: «Говорите мне прямо в лицо…». Подведение итогов: «Не грусти, девочка». «Подоконник»; «Калейдоскоп».

Ожидаемые/полученные результаты занятия

Полученные результаты превзошли ожидания.

Анализ и оценка педагогом-психологом апробации занятия построенного на основе технологии модерации и с применением активных методов обучения(если апробация состоялась)

Результатом данного занятия, построенного на основе технологии модерации и с применением активных методов обучения стало не только увлекательное, интересное и ненавязчивое решение поставленных задач, но и естественное разрешение назревшего конфликта между администрацией и коллективом школы. Действуя по правилам игр (методы «Пусть расцветают все цветы», «Консилиум светил», «Говорите мне прямо в лицо…») и под незаметным управлением модератора каждый участник из конфликтующих сторон смогли обсудить волнующие проблемы и закономерно пришли к соглашению.

Указание приложений к занятию (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Презентации в программе Microsoft PowerPoint-2010 к мини лекции «Стресс, его последствия, профилактика» и Презентация-релаксация «Как оставаться молодым и здоровым».

Документы Microsoft Word-2010: «Стресс, его последствия, профилактика» сопроводительный текст мини лекции»

Раздаточный материал к играм: «Пусть расцветают все цветы»; «На другом берегу»; Тест «Трансактный анализ общения».


Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач занятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)

Специфика данного занятия такова, что без АМО и технологии модерации поставленные цели было бы достичь сложно. Педагоги народ грамотный: следят за новинками психолого-педагогической литературы и сами могут, как им кажется, правильно рассуждать на тему взаимоотношений с учениками и коллегами. Многолетний опыт работы - тоже даёт о себе знать, но, к сожалению, не всегда играет положительную роль. Результаты предварительной диагностики «Направленности личности педагога» показали, что у большей части педагогов школы за много лет работы сформировались особенности, которые мешают им адекватно оценивать ситуацию. Поэтому большое значение имеет, как педагоги воспринимают информацию. Молча прослушали (заполняя в это время журнал и проверяя тетрадки, как это обычно бывает на совещаниях и семинарах), или эту же информацию «Открыли для себя сами», будучи активными, эмоционально вовлечёнными в процесс занятия ненавязчивым модератором.


Использованная литература, источников информации.

Д. Рейнуоттер «Как стать собственным психотерапевтом». Киев. «Кофр» 1996 год;

Х.Корнелиус и Ш.Фэйр. « Выиграть может каждый». М. СТРИНГЕР, 1992 г.;

В.Каппони и Т.Новак «Сам себе психолог», «ПИТЕР» Санкт-Петербург;

М.Е.Литвак «Не нойте!», Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 2005 г.;

http://neuro.health-ua.com/article/85.html НЕЙРОNEWS (психоневрология и нейропсихиатрия)

Т.Г.Вознесенская, Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова

Статья Эмоциональный стресс и профилактика его последствий.

Русский медицинский журнал. – 2006 – Т. 14. – № 9.

Примечания автора

В комитет профсоюзной организации школы поступило заявление от группы учителей с требованием созвать расширенное собрание коллектива с одной целью: высказать директору школы претензии относительно её административных действии в отношении к педагогам. Председатель профсоюзной организации обратилась ко мне за помощью в организации такого собрания. Мне было очевидно, что собрание не может быть конструктивным. По разные стороны баррикады окажутся те, у кого «накипело» и надо «выпустить пар», с другой - молодой директор. Поэтому было решено с собранием коллектива - не спешить, а на очередное занятие с психологом, которые обычно посещает и директор школы, пригласить педагогов из инициативной группы, требующей собрания. Они пришли, не подозревая, что на занятии, у них появиться возможность не только чему-то научиться, отдохнуть и расслабиться,(как это обычно бывает), но и психологически грамотно озвучить свои претензии директору школы и получить, опять же психологически грамотный, аргументированный ответ и таким образом прийти к соглашению сторон. Занятие прошло успешно. Собрания коллектива не потребовалось.

Педагог-психолог Л.С.Баранова


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.