Конспект занятия с педагогами ДОУ на тему «Профессиональное самосознание педагога»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №180) (г. Барнаул)
Конспект занятия с педагогами ДОУ
Тема: «Профессиональное самосознание педагога»
Остробородова И.Н.,
педагог-психолог
Барнаул, 2021
Тема: «Профессиональное самосознание педагога»
Цели: Создание условий в образовательных учреждениях для сохранения и укрепления психического здоровья педагога, формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактике эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
Формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний.
Способствовать снижению «эмоционального выгорания» педагогов.
Формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и детьми.
Создать условия для развития самозознания.
Ожидаемые результаты:
Улучшается психологический климат в коллективе;
Снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
Формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
Повышается самооценка и уверенность в себе.
Приветствие.
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности.
Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары.
Далее вместе с ведущим произносят:
" Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга".
При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена.
Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.
Упражнение «Кто я?
Упражнение на осознание особенностей восприятия себя и восприятия себя другими
Напишите в столбик цифры от 1 до20 и 20 раз ответьте на вопрос «Кто я?»; используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я - …». В завершении работы каждый может громко прочесть свой перечень остальной группе и отрефлексировать те ощущения, чувства, эмоции, мысли, которые возникала в процессе этого задания.
После этого участники образуют группы по 2-3 человека и зачитывают друг другу листки с самооценкой, одновременно заполняя предложенную ниже схему. Это задание позволяет выявить особенности индивидуального самовосприятия, осмыслить, насколько целостен образ собственного «Я».
«Я» телесное | «Я» эмоциональное | «Я» умственное | «Я» социальное |
Упражнение «Проективный рисунок»
Предлагается выполнить два рисунка: «Я такой, какой есть» и «Я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются.
Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того, как все желающие выскажутся. Можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.
Аутотренинговое упражнение «Мобилизация»
Цель: восстановление сил, общая готовность к выполнению ранее выполняемой работы.
Необходимое время: 5 минут.
Процедура:
Сделайте глубокий вдох-выдох. Повторите 5 раз. Мысленно повторите следующие словесные формулы.
«Я хорошо отдохнул…»
«Мои силы восстановлены…»
«Во всем теле ощущаю прилив энергии…»
«Мысли четкие, ясные…»
Мышцы наполняются жизненной силой…»
«Я готов действовать… Я словно принял освежительный душ…»
«По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада…»
«Делаю глубокий вдох…Резкий выдох… Прохлада…»
«Поднимаю голову (или встаю)…Открываю глаза…»
Упражнение «Мой портрет (Я глазами группы)
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, в т.ч. какими являются ощущения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.
Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятия группой этого человека.
Способы профилактики
неблагоприятных эмоциональных состояний
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
Для этого следует:
Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается – делается к лучшему».
Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
Не «переживать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценке других людей. Не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.
Рефлексия. Обратная связь.