Занятие с тревожными детьми в средней группе с использованием сказкотерапии и изотерапии «Чудеса Гномика»
Занятие с тревожными детьми в средней группе с использованием сказкотерапии и изотерапии «Чудеса Гномика»
Задачи:
- Научить детей выражать чувство страха в рисунке, развивать умения справляться с ним.
- Развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавая себя, частью коллектива.
- Снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе.
Направленность: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Форма занятия: подгрупповая (4-6 детей)
Материал: Смесь для рисования (1 чашка кукурузного крахмала, 1/3 чашки сахара, 4 чашки холодной воды, пакет для заморозки с зип-замком (примерно 2,5 литра) по количеству детей, шприц с пищевым красителем, игрушка «Гномик», волшебный мешочек в нем (пакет для заморозки с зип-замком, баночки с крахмалом по количеству детей).
Необходимо заранее приготовить смесь: Соединить все ингредиенты в одной миске, поставить на средний огонь и помешивать при помощи венчика. Мешайте до тех пор, пока у вас не получится смесь, напоминающая по консистенции клей или вазелин. Когда смесь будет готова, снять миску с огня и дать немного остыть и выложите смесь в пакет. Закрыть плотно пакет и заклеить сверху скотчем.
Ход занятия:
1. Приветствие в кругу.
2. Сказкотерапия.
Я рада вас видеть, маленькие друзья. Вы любите сказки? Вот послушайте….
В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.
И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый, и пошел в лес один.
Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов, стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Г гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.
К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и Г гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня,— промолвила Баба Яга,— я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Г гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную разболевшуюся Бабу Ягу и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»
— Принеси мне, пожалуйста, из лесу, еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.
Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе».
Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».
3. Вопросы для обсуждения:
-Почему Гномик отправился в лес один?
-Что бы вы сделали на месте Гномика, увидев Бабу Ягу?
- А помогли бы вы ей? А как?
- Почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?
4. Сюрпризный момент. Под музыку появляется Гномик
Здравствуйте, ребята! А почему вы грустите? Ты знаешь, Гномик, дети говорят, что они чего-то боятся.
5. Беседа с детьми от имени Гномика.
Ты чего боишься, Даша? А Саша боится чего-нибудь? И т.д.
Гномик: Я помогу Вам! Не всегда страх можно выразить словами. Иногда гораздо проще изобразить его. Это мы сейчас и попытаемся сделать. Страх ведь так не любит, когда его рисуют. Он просто готов растаять. Для этого у меня есть волшебные смеси.
6. Изготовление теста:
Детям раздаются баночки с крахмалом, который они высыпают с пакет с зип-замком, кладут в волшебный мешочек и произносят вместе с Гномом слова:
Сюда пришел совсем не зря,
Я приглашаю вас друзья
Все это перемешать
И почти не дышать
Раз, два, три.
Волшебные мешочки, расти!
Из волшебного мешочка вынимаются мешочки с готовой смесью и раздаются детям.
7. Рисование.
Нарисуйте пальчиком на пакетах свои страхи. (Пока дети рисуют, можно комментировать работу и подбадривать одобрительные реплики: «Страх уже весь в пакетах. Теперь-то он у нас в руках!»)
После того как дети нарисовали свой страх, Гном предлагает покрасить: А я знаю, что страх боится красок, ведь тогда он станет совсем не страшным.
В угол пакета с помощью шприца добавляю по чуть-чуть краски.
Когда страх закраситься он рассыпится на крошечные кусочки, показываю ребенку, как можно покрасить содержимое пакета (помять, нажать, постучать и т.д.) Теперь страх собрать невозможно.
Говорим о том, что весь страх остался в пакете, а вместе с краской «страх» растворился, больше он никогда не появится, ведь страх растворился в волшебной краске.
Давайте поблагодарим Гномика и подарим «улыбку на пакетиках».(Дети рисуют улыбку, убирают пакеты в волшебный мешочек к Гномику)
8. Рефлексия.
9. Прощание.
Литература:
1.Лабиринт души. Терапевтические сказки под редакцией О.О.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева; Просвещение:- М,2000 (Сказка№21 «Смелый Гномик»)
Кияйкина Наталья Федоровна