План-конспект занятия с элементами изотерапии и сказкотерапии «Курение — это вред»
План-конспект занятия с элементами изотерапии и сказкотерапии «Курение – это вред»
Автор: С.Т.
Класс: 8
Цели
Углубление знаний подростками о влиянии табака на здоровье.
Развитие осознания негативного воздействия курения в жизни человека.
Задачи
Формирование отрицательного отношения к курению.
Развитие позитивного отношения к здоровью в целом.
Оборудование
вода;
крахмал;
краски, не растворяющиеся в воде;
плоские кисти;
палочки;
лотки для жидкости;
гребенки;
клей;
краски, не растворяющиеся в воде;
влажные и сухие салфетки;
бумага для рисования акварелью или плотная шероховатая;
компьютер;
диск с расслабляющей музыкой;
красочный плакат с темами рисунков:
а) «Будущее человека, который не может бросить курить;
б) портрет курящего человека».
звезды учащимся;
коробка с заготовленными заранее красными и зелеными кружками из цветной бумаги.
Форма работы – подгрупповая
(8 человек).
Ход проведения занятия
Организационный момент. Приветствие.
Слово педагога-психолога: «Здравствуйте, ребята! Рад(а) вас всех видеть! Сегодня это занятие я хочу начать с пожеланий вам:
(далее звучит авторское стихотворение с пожеланиями)
Желаю вам здоровья – его главнее нет,
Пусть жизнь подарит много прекрасных, светлых лет,
От бед и от несчастий она убережет,
Покой, удачу, радость вам с щедростью пошлет!
А теперь скажите своими словами, что вам я пожелал (а)? (Ответы подростков).
А что является самым главным и влияет на все остальное?
Правильно, здоровье. Это драгоценный дар природы [3].
(Далее психолог читает еще одно небольшое авторское стихотворение о здоровье).
Не обойтись нам без этого дара:
Знайте, здоровье и есть сама жизнь,
А без него-то ведь радости мало,
Счастье огромно – здоровыми быть.
А как вы думаете, ребята, что же помогает быть здоровым? А что мешает? (Ответы подростков). Да, правильно, многое мешает быть здоровым. И если это делается постоянно, то становится вредной привычкой. И одна из самых опасных привычек, разрушающих здоровье, - курение. Теперь скажите, о чем у нас пойдет речь? (Подростки сами формулируют тему занятия).
Основная часть
1-й этап. Слово педагога-психолога о табаке и его вреде: «Табак прибыл из Америки. Его курение быстрыми темпами распространилось в Европе. Вначале курили трубки, а потом - сигареты. В Россию табак был завезен в 1585 г. Результаты исследований, проведенные во многих странах мира, показали, что табак для здоровья очень опасен. Курение убивает, но не сразу, а медленно, по отдельным клеткам. Как правильно говорит пословица – «Капля долбит камень». Это значит, что организм подвергается ударам ядовитых веществ годами, каждый час и секунду. У курящего человека, особенно у курящей девушки, девочки, постепенно изменяется цвет лица – кожа становится сероватой, иногда желтоватой. Ухудшается и состояние волос. Они приобретают тусклый вид, делаются ломкими. Одна из причин этого – ухудшение кровотока в коже. У курящих людей зубы начинают иметь желтовато-коричневый цвет – результат оседания продуктов горения табака. Возникает плохой запах изо рта. Появляются заболевания сердца [4]. Развивается кашель. Человек, выкурив всего 1 сигарету, забрасывает в себя столько тяжелых металлов, сколько бы он поглотил их, вдыхая выхлопные газы 16 часов. Курение приводит к появлению рака, который многие годы может протекать скрыто. Табак является чужеродным для человека, он вызывает необратимые изменения в организме. В то же время установлено, что последствия табачного отравления могут исчезнуть, если курящий навсегда откажется от своей привычки [5]. А теперь, ребята, поиграем: пусть каждый из вас по очереди ответит на вопрос: «Каковы последствия курения?» (Подростки отвечают по очереди, если кто-то затрудняется с ответом, отвечает следующий). Давшие больше всего правильных ответов или развернутые ответы, объявляются победителями.
Затем дается минута отдыха. Включается расслабляющая музыка. Проводится упражнение «Вверх по радуге» [5].
Слово педагога-психолога. «Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Выполните это упражнение 3 раза. Затем откройте глаза. Сделайте тоже самое. С глубоким вдохом – представьте, что взбираетесь вверх по радуге, а с выдохом – съезжаете с нее, как с горки. Выполните 7 раз». После этого педагог-психолог предлагает каждому по очереди поделиться впечатлениями.
2-й этап. Творческая часть. «Мы замечательно отдохнули. А теперь, ребята, я вам предложу рисовать в необычной технике «Эбру». Это слово означает «облачный».
Даны 2 темы на выбор (они предоставляются на плакате) (15-20 мин.).
«будущее человека, который не может бросить курить;
портрет курящего человека».
Процесс в стиле «Эбру» проходит поэтапно. Этапы приведены ниже [2].
Подготовка жидкости. Надо приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки, положить на нее газету на 15-30 сек. и убрать. Жидкость готова.
Подготовка красок. Для рисования надо взять краски, не растворяющиеся в воде, разбавить их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешать, поскольку она оседает.
Подготовка ИЗО материала. Для этого нужны: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, сухие и влажные салфетки, бумага.
Рисование в технике «Эбру». Надо взять лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набрать краску, и слегка касаться поверхности воды (можно поставить несколько точек в зависимости от выбранной темы, написанной на плакате) или кистью сделать фон (для этого набрать на кончик краску и стряхнуть ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).
Следует воплотить одну из тем, указанных на плакате.
5. Перенос рисунка на бумагу. Для этого – взять лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно положить ее на поверхность и ждать несколько минут, края начнут подниматься. Взять за края бумаги и поднять ее.
После выполнения работы, которая проводится под расслабляющую музыку, психолог читает притчу «Умей ценить» (она авторская и приведена ниже).
Умей ценить
Жил на свете один человек по имени Андрей, которому было 40 лет. С детства он знал только любовь и заботу родителей, была у него дружная семья. Не знал он в жизни трудностей и нищеты. Но была у Андрея ужасная привычка: он курил. Как его не уговаривали родные бросить курить, он этого не делал. Однажды из-за своей пагубной привычки он заболел. Болезнь была очень тяжелой, и врачи даже не надеялись, что он выживет. С этого момента Андрей имел только одно желание: жить. Он понял, каким глупцом был, что не бросал курить. Но время жизни на Земле каждому дается свое, и сколько его отведено, человек не знает.
Однажды навестил этого человека один странствующий мудрый старик по имени Время. Трудно было определить, сколько ему лет. Длинная борода ниспадала до самого пояса. Густые седые волосы покрывали голову. Одежда его состояла из простой белой рубашки и белых длинных штанов. Однако лицо было не в морщинах, а глаза светились глубокой мудростью и пониманием. Этот старик, придя к Андрею, из кармана вытащил маленькие необычные часы, сделанные подобно песочным. Сначала Андрей подумал, что в них действительно сыпался песок, но когда он присмотрелся, то увидел, что там находятся не простые песчинки, а крохотные блестящие жемчужины, причем почти все они были уже внизу, и осталось совсем мало наверху. Понял Андрей, что скоро они совсем перестанут сыпаться. Стенки часов были сделаны из хрусталя. Старик сказал: «Это драгоценные часы твоей жизни. У каждого человека есть такие же часы, как и у тебя. Видишь, как мало у тебя осталось бесценных жемчужин – мгновений жизни. А это получилось из-за того, что ты курил и не мог бросить. «Только сейчас, - ответил Андрей, - я понял, каким глупцом был. Ах, если бы у меня еще было много песчинок, как бы я радовался даже тому, что просто жив! Я бы никогда уже не курил! Я понял, что курением человек себя убивает». «Хорошо, - ответило Время, - я подарю еще тебе жемчужины жизни». После этого он перевернул часы и вверху жемчуга, конечно же, стало намного больше. «Но, - сказал старик, - с этого момента ты должен больше не курить. Если ты снова начнешь страдать от этой привычки, я переверну часы назад. Помни это».
…После встречи со стариком Андрей почувствовал себя лучше. Вскоре, к изумлению врачей, он уже стал полностью здоровым и выглядел на 18. Но будет ли он помнить о словах старика? Об этом только мудрец Время и знал.
Подросткам предлагается обсудить притчу, придумать небольшое окончание или свою историю (8-10 мин).
Творческая импровизация
Разыгрывается сценка «Суд над папиросой» [1].
Cуд над папиросой [1]
Действующие лица:
1. Судья.
2. Папироса.
3. Врач-фармаколог.
4. Врач-нарколог.
5. Ученый.
6. Прокурор.
7. Адвокат.
8.Конвой.
Конвой:
Всем встать, суд идет.
Входят судья и два заседателя. Конвой вводит папиросу и остается стоять в дверях до конца суда.
Судья:
Прошу садиться. Сегодня заслушивается дело № 13: «Табак». Подсудимая, встаньте! Табакова! Встаньте! Вы доверяете суду?
Папироса:
Да, доверяю.
Судья:
Есть ли у вас дополнения к составу суда?
Папироса:
Нет.
Судья:
Хорошо. Слушается дело № 13 по обвинению Табаковой Папиросы Никотиновны, рожденной мно-го веков до нашей эры, в убийстве и отравлении млн. га леса и хлеба, также она обвиняется в пре-думышленном разложении молодого поколения. Состав преступления Папиросы обуславливается ст. 2, ч. 1,2.5.7 нового кодекса Российской Федерации. Вам ясны представленные обвинения?
Папироса:
Да, конечно.
Судья:
Тогда начнем. Ваша фамилия, имя, отчество?
Папироса:
Мое имя Сигарета.
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом.
Очень многим я нужна.
Судья:
Год рождения?
Папироса:
Точно сказать не могу. Мне только известно, что мои прабабушка и прадедушка в древности жили в Африке и Киеве; есть сведения, что еще скифы, сжигая наших предков и, вдыхая получающийся дым, наслаждались до опьянения. Мой род древний и мои корни уходят в старину, прошу суд обратить внимание. Проникновение в цивилизацию относится к 1492 году – открытие Колумбом Америки.
Когда Христофор Колумб и другие первооткрыватели прибыли на землю Америки, они обнаружили, что туземцы используют табак для самых разных нужд. Например, они курили трубку, чтобы показать, что между ними мир. Индейцы полагали также, что табак обладает целебными свойствами, и поэтому курили, чтобы защитить себя от болезней. Одинокая, я искренне потянулась к людям. Они приняли меня с распростертыми объятьями. Даже более... Они помогали мне расти, прививая вкусовые качества. Из простых грубых листьев я превратилась в элегантную душистую папиросу. Естественно, я стала еще привлекательней. Ко мне больше потянулось молодых людей. Я была очаровательна, мила.
Судья:
Суд представляет вам обвинение в убийстве и отравлении сотен тысяч человеческих жизней. Я имею в виду заражение людей канцерогенными веществами, способствующими возникновению рака; вы стали причиной болезни печени, отравлений, бронхитов, склерозов, неврастений. Вы обвиняетесь в угнетении умственной деятельности человека. Признаете ли вы себя виновной?
Папироса:
Нет.
Судья:
Перейдем к опросу свидетелей. Слово врачу фармакологу.
Врач-фармкаколог:
В одной пачке сигарет содержится около сотни химических веществ, в том числе радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд канцерогенов. Подавляющая масса веществ при сухой перегонке табака поступает в легкие и через слизистые попадает в кровь. Температура табачного дыма около 55 – 600С, значит, температура воздуха, поступающего в рот, ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются «входные ворота для микробов», в результате чего зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих. Нарушение эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дегтя, вследствие чего они приобретают желтоватый цвет, и появляется неприятный запах. Постоянное курение сопровождается бронхитом.
Судья:
Спасибо, можете занять свое место. Слово предоставляется врачу-наркологу.
Врач-нарколог
Все дети курящих родителей являются «пассивными курильщиками». Известно, что лишь четвертая часть никотина попадает в легкие курильщика, остальная попадает с дымом в окружающую среду.
Никому не известно ни одно из средств, с помощью которого можно бросить курить. Кроме собственной воли. Бросить курить никогда не поздно, и всегда полезно. Это все, что я хотел сегодня сказать. Спасибо.
Судья:
Слово ученому.
Ученый:
Каков механизм привыкания к табаку? Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся по всему организму. Через 2–3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить, и вскоре он становится настоящим рабом своей страсти.
Судья:
А теперь я хотел(а) бы спросить кого-нибудь из зала: что вы можете сказать о вреде курения, а может, о его пользе? Прошу. (Желающие поднимают руки, раскрывают случаи из жизни). Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Граждане судьи! Граждане! Я не буду перечислять весь состав преступлений Папиросы Никоти-новны Табаковой. Они, бесспорно, огромны. Они красной чертой проходят во всех документах судебной коллегии, в свидетельских показаниях, поэтому нет надобности повторяться. Ознакомившись с многовековой преступной деятельностью Папиросы, выраженной в незаконном проникновении в цивилизованное общество, в угнетении умственных способностей детей, в убийстве миллионов человече-ских жизней, в поджогах государственных и частных строений, в гибели и уничтожении лесов, пушного зверя, посевов... я настоятельно требую привлечь Папиросу по ст. 2 ч. 1,3,4,7 нового уголовного кодекса как незаконно рожденную. Каждая из этих статей гласит: «Папироса, как социальное зло прошлого, не имеет права на жизнь в нашем обществе». Из новой юриспруденции явствует, что Папироса должна быть с корнем вырвана из нашего общества. Еще раз настоятельно требую высшую меру наказания.
Судья:
Слово имеет защита.
Адвокат:
Граждане судьи! Граждане!
В начале своего выступления я приведу слова великого курильщика Петра I – царя московского. Он как-то сказал: «Табак мозги прочищает». Обвиняя мою подзащитную, прокурор не учел многое. Иначе как объяснить, что после своей речи он вынул пачку, быть может, пачку «Беломорканала» и удалился, разминая папиросу. Может он решил бросить пачку в мусорный ящик? Всего вероятней он спешил на перекур. О! Какое это замечательное и дорогое для нас слово – «перекур». Если говорить откровенно – это самое ласкательное, самое сокровенное слово. А разве великие художники не посвящали себя этой теме, создавая шедевры под такими трогательными, я бы даже сказал поэтическими словами и названиями, как «Перекур», «На перекуре».
Допустим! Все хорошо знают, что древние греки не курили. Так пусть прокурор найдет хоть одного грека, дожившего до наших дней. Уверяю вас, что курящие будут жить так же долго, как и я...
Начинает падать, подбегает конвой и утаскивает его.
Судья:
Внимание, зачитывается приговор. Прошу всех встать.
Приговор.
Табакова Папироса Никотиновна приговаривается по статье 106 пункта 1 кодекса за здоровье человека к изгнанию из человеческого общества, уничтожению как злостная нарушительница человеческого здоровья на всей территории Российской Федерации. Выносится частное определение всем злостным курильщикам запретить курить в доме, помещении, в обществе женщин, детей, подростков, собираться для курения более чем по одному. Приговор вступает в силу с момента оглашения и обжалованию не подлежит. Объявляю заседание закрытым.
Заключительная часть
Рисунки выкладываются на свободной парте. Все участники награждаются золотыми звездами (образец ниже). А в конце - педагог-психолог предлагает каждому подростку из коробки выбрать зеленый кружок, если занятие понравилось, красный – если не понравилось.
Золотая звезда за участие
ФИО
Список литературы
Борисова Р.Д. Суд над папиросой [Электронный ресурс] / Р.Д.Борисова. - URL: https://kak.znate.ru/docs/index-4674.html.
Костылева, А. Мастер-класс – нетрадиционная техника рисования «Эбру» [Электронный ресурс] / А.Костылева. - URL: www.maam.ru.
Шель, Н. О воздействии табака на растущий детский организм. Занятие для детей 8-11 лет «Курить – здоровью вредить» [Электронный ресурс] / Н.Шель – URL: www.maam.ru.
Шишова, С. Конспект НОД «Что такое здоровье?» [Электронный ресурс] / С.Шишова.– URL: www.maam.ru.
Эркенова, М.М. Меры по улучшению нравственно-психологического климата в школьных коллективах [Текст] / М.М.Эркенова. – Ставрополь, 2020. – 112 с.