Занятие «Школы молодого учителя» по теме «Современный урок»
Занятие «Школы молодого учителя» по теме «Современный урок»
Добрый день, уважаемые коллеги!
(звучит несколько разных звонков на урок)
Это звонок, нам пора начинать работу, а почему несколько, а какой вам понравился, почему? (он на современную музыку), и поэтому мы сегодня, будем говорить об уроке, каком?
Мы начинаем с вами занятие по теме «Современный урок».
Современный урок – это современный учитель.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание, учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся. Как это сделать? Как к нему подготовиться? Будем разбираться.
Для дальнейшей нашей работы предлагаю разделиться на три группы, и подумать, чем бы вы хотели заняться: пособирать ЛЕГО, пазлы или нарисовать рисунок.
А почему лего, как они связаны с уроком? Это – этапы урока.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
Проверка домашнего задания;
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
Постановка цели занятия перед учащимися;
Организация восприятия и осмысления новой информации;
Первичная проверка понимания;
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
Домашнее задание к следующему уроку;
Подведение итогов урока.
Жестких и однозначных требований соблюдения этой последовательности не существует, как и наши кирпичики, некоторые этапы могут меняться. У вас сегодня у всех были уроки, давайте выберем из них лучший и разложим его по этапам (для удобства я приготовила для вас этапы урока на цветных листах), поработаем! (можно выслушать только одну пару или группу, и по цветам посмотреть, как получилось у другой, все ли этапы задействовали)
Пазлы… есть картинка, другими словами все сошлось, так и наш урок, он должен получиться!
Как начать к нему подготовку? (полезные советы )
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал
Для этого надо подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
формальную;
содержательную;
аналитическую.
Рисунок…. Он яркий, живой, ведь в него вложена ваша душа, он радует наш глаз!
Так и урок, ведь урок - это ещё и отношения между людьми. Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.
Главное, что должен обеспечить урок — это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» –это обстановка,.обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.
Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
пример выполнения (можно использовать словари)
К | Компетентность | Критичность | Креативность | Культура |
О | Органичность, основательность | Отдача, оптимально | Открытие Ответственность | Образованный, осознанный |
М | моделирование | мотивация | методика | мастер |
Ф | Фантазия | формирование | функциональный | фундамент |
О | Отдых, осмысленный | Открытие, организованный | обучение | Опора, озарение |
Р | Радость | развитие | Рост | Результат, рефлексия |
Т | Тепло | Творчество | Талант | темп |
В этой таблице вы и построили свой современный урок, сделали свои авторские акценты на разные этапы, методы и формы работы. Потому что, каждый учитель на вопрос «Что главное на уроке?» имеет на этот счет свое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д., в центре внимания урока — дети, ведь каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым. А ребёнок хочет учиться ….
Когда получается.
Когда ничто не угрожает.
Когда интересно.
Конечно, сегодня мы познакомились с маленькой частью понятия «современный урок», а есть еще масса технологий, методов, приемов, способов организации работы на уроке, хотя сегодня в нашей работе я постаралась их применить, как это удалось, судить вам! Спасибо за внимание!
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Интересных Вам уроков!
Приложение
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; | Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; |
Проверка домашнего задания; | Проверка домашнего задания; |
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; | Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; |
Постановка цели занятия перед учащимися | Постановка цели занятия перед учащимися |
Организация восприятия и осмысления новой информации | Организация восприятия и осмысления новой информации |
Первичная проверка понимания; | Первичная проверка понимания; |
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу | Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу |
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; | Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний | Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний | Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний |
Домашнее задание к следующему уроку | Домашнее задание к следующему уроку |
Подведение итогов урока. | Подведение итогов урока. |