Занятие «Школы молодого учителя» по теме «Современный урок»

3
0
Материал опубликован 14 June 2023

Занятие «Школы молодого учителя» по теме «Современный урок»

Добрый день, уважаемые коллеги!

(звучит несколько разных звонков на урок)

Это звонок, нам пора начинать работу, а почему несколько, а какой вам понравился, почему? (он на современную музыку), и поэтому мы сегодня, будем говорить об уроке, каком?

Мы начинаем с вами занятие по теме «Современный урок».

Современный урок – это современный учитель.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание, учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся. Как это сделать? Как к нему подготовиться? Будем разбираться.

Для дальнейшей нашей работы предлагаю разделиться на три группы, и подумать, чем бы вы хотели заняться: пособирать ЛЕГО, пазлы или нарисовать рисунок.

А почему лего, как они связаны с уроком? Это – этапы урока.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА


Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

Проверка домашнего задания;

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

Постановка цели занятия перед учащимися;

Организация восприятия и осмысления новой информации;

Первичная проверка понимания;

Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

Домашнее задание к следующему уроку;

Подведение итогов урока.

Жестких и однозначных требований соблюдения этой последовательности не существует, как и наши кирпичики, некоторые этапы могут меняться. У вас сегодня у всех были уроки, давайте выберем из них лучший и разложим его по этапам (для удобства я приготовила для вас этапы урока на цветных листах), поработаем! (можно выслушать только одну пару или группу, и по цветам посмотреть, как получилось у другой, все ли этапы задействовали)

Пазлы… есть картинка, другими словами все сошлось, так и наш урок, он должен получиться!

Как начать к нему подготовку? (полезные советы )

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.


Подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

задания, способствующие закреплению материала учеником.

 4. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

формальную;

содержательную;

аналитическую.

Рисунок…. Он яркий, живой, ведь в него вложена ваша душа, он радует наш глаз!

Так и урок, ведь урок - это ещё и отношения между людьми. Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.

Главное, что должен обеспечить урок — это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«комфорт» –это обстановка,.обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.

Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».

пример выполнения (можно использовать словари)

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

В этой таблице вы и построили свой современный урок, сделали свои авторские акценты на разные этапы, методы и формы работы. Потому что, каждый учитель на вопрос «Что главное на уроке?» имеет на этот счет свое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.,  в центре внимания урока — дети, ведь каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым. А ребёнок хочет учиться ….

Когда получается.

Когда ничто не угрожает.

Когда интересно.

Конечно, сегодня мы познакомились с маленькой частью понятия «современный урок», а есть еще масса технологий, методов, приемов, способов организации работы на уроке, хотя сегодня в нашей работе я постаралась их применить, как это удалось, судить вам! Спасибо за внимание!

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Скаткин М.

Интересных Вам уроков!





Приложение

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;


Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;


Проверка домашнего задания;


Проверка домашнего задания;


Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;


Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;


Постановка цели занятия перед учащимися

Постановка цели занятия перед учащимися

Организация восприятия и осмысления новой информации

Организация восприятия и осмысления новой информации

Первичная проверка понимания;


Первичная проверка понимания;


Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу

Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;


Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;


Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний

Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний

Домашнее задание к следующему уроку

Домашнее задание к следующему уроку

Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.