12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Кудрявцева94
учитель начальных классов высшей категории
Россия, Саратовская обл., Саратов

«На вкус и цвет товарищей нет»

Педагогическая цель: формирование у учащихся  представления  о разнообразии вкусовых свойств различных продуктов питания.

Основные понятия: вкус пищи, значение вкуса, индивидуальность вкуса

Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, практическая работа, работа в группах, дискуссия, обсуждение,

Личностные результаты

Проявлять  интерес к учебному материалу; понимать значение знаний для человека; иметь желание учиться

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: понимать  учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ ее решения.

Познавательные:  структурировать  знания; уметь  сопоставлять предшествующие знания с получаемой информацией,  ориентироваться на разнообразие способов решения задач; уметь строить рассуждения в форме простых суждений; уметь находить способы решения проблемы

Коммуникативные:  уметь высказывать свое мнение, делать выводы, формулировать собственное мнение и  работать в группе.

Ход урока

Страна Здоровья в гости приглашает,

Ей многое вам нужно рассказать!

Здоровье - это важно, каждый знает.

Я предлагаю приглашение принять.

Мы, путешествуя, получим с вами знания

О правилах здорового питания.

 Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Чтение произведение В. Драгунского  "Что любит Мишка".

-Скажите, что же Мишка любит больше всего? (Учащиеся затрудняются с ответом).

Почему этот  вопрос вызвал  затруднения? (Невозможно из множества блюд выбрать самое любимое.)

Представьте, а если бы  у вас спросили про ваше любимое блюдо, что бы вы ответили (Называются разные несовпадающие блюда)

Почему ваши ответы не совпадают?

Вывод: у каждого свои вкусы и предпочтения в пище.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Вспомните, какой орган нашего организма помогает нам различить пищу по вкусу? (Язык)
Давайте вспомним, какими по вкусу могут быть продукты?  (Соленые, сладкие, горькие, кислые, пресные)
Приведите примеры продуктов, которые имеют сладкий вкус, соленый, горький, кислый. Запишите эти примеры в тетрадь.

Прочитайте пословицу «На вкус и цвет товарищей нет».

Кто может объяснить её смысл? ( Каждый человек имеет свой вкус, он сам выбирает какой у него любимый цвет, и что он больше любит сладкое ли соленое.)

Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии? ( О разных вкусах)

Кто сможет сформулировать тему урока. (Разнообразие вкусов)
 - Действительно, всем людям нравятся разные продукты. Сегодня мы с вами поговорим о разных вкусах людей.

 Работа над темой урока

Как вы понимаете выражение «пресный вкус»? Что может быть пресным?

А кто знает, как изменить вкус пресной еды?

Разгадав кроссворд, вы узнаете, что используют хорошие хозяйки, чтобы их блюдо не было пресным, а имело  необычный  вкус и аромат.

Вопросы по горизонтали:

  1. В огороде перед нами 
    Куст усыпан колпачками, 
    Каждый пламя прячет, 
    А кто съест - заплачет. (Перец)
  2. В супе лист его найдут,
    Из него венки плетут.
    Что за дерево, друзья,
    Загадала сейчас я? (Лавр)
  3. Травка очень душиста,
    Ароматные листья.
    Поскорей собирай
    И заваривай чай!
    А найдёшь возле хаты,
    Называется – (мята)
  4. Цветок из рода орхидей
    Нам дарит множество идей
    Для всевозможных сладких блюд:
    Почти везде его кладут! (Ваниль)
  5. Засушенные бутоны дерева, 
    Носит название цветка. (Гвоздика)
  6. Он лука брат, он тоже злой,
    И он полезный нам сырой.
    В его дольках ценный сок,
    Как зовут его? (Чеснок)
  7. Только снег сойдет весной,
    Ты киваешь головой!
    Первой зелени подружка -
    Раскудрявая (петрушка)
  8. Что за корень из Китая
    Покорил Урал, Сибирь?
    Подскажите мне ребята,
    Как зовут его? (Имбирь)

Так, что же помогает хозяйкам разнообразить вкус блюд? (Пряности)
Лексическая  работа  со  словом «пряности».
Пряности – продукты растительного происхождения, добавляемые в небольшом количестве к пище для остроты вкуса и аромата.

 - А какие ещё пряности, помимо названных,  знаете вы?
Физминутка

Завтра будет выходной, 


Ждём гостей к себе домой.

Торт сготовим ароматный,


Плов и вкусные салаты.


Шапку, куртку надеваем,

В супермаркет мы шагаем. 


Ноги выше поднимайте

И друг друга догоняйте.



В супермаркет мы зашли,

Сразу перец там нашли.

Только чтоб его достать

Нужно на носочки встать.

Мы направо повернулись,

Снова вверх мы потянулись.

Мак, ваниль, кунжут берём


И в корзинку их кладём.



Слева всё для плова есть 


Только нужно нам присесть

Куркума и барбарис

Кориандр, лавровый лист.


Пахнет так, что голова

Закружилася слегка.


А теперь пойдём домой

И устроим пир горой.

Практическая работа

- Посмотрите, перед вами находятся  некоторые пряности. (Учащимся, разделённым на 3 группы,  выдаются  пакетики с  ванилью, лавром, гвоздикой)

 Попробуйте определить, какие именно? Как вы думаете, какой орган поможет вам их распознать?)(Орган обоняния - нос)
Вывод: человек ощущает запах носом, и этот запах тоже дает информацию о вкусе продукта. Ваниль пахнет сладостью, а гвоздика связана с острым соленым вкусом.

Работа в группах

Задание каждой группе: пользуясь планом, рассказать об одной из пряности по плану:

План

1. Название пряности

2. Место произрастания

3. Части, употребляемые в пищу.

4. Полезные свойства

5. Блюда, где может применяться эта пряность

Все вы знаете  русскую поговорку "Кашу маслом не испортишь". Как вы думаете, а можно ли испортить вкус блюд специями? Почему? (Переизбыток специй отрицательно скажется на вкусе блюда, из-за их насыщенности)

Какое правило использования специй может предложить каждая группа?

А теперь я предложу вам угадать предмет, который легко меняет свой вкус благодаря специям.

Это самый древний злак. Выращивают же его сегодня практически по всему миру. Может быть длиннозёрным, среднезёрным и круглозёрным. (Рис)

Вспомните название традиционного блюда из риса в России. ( Рисовая каша)  Какие блюда ещё можно приготовить из риса?

Удивитесь ли вы, если я вам скажу, что на самом деле  блюд из риса гораздо больше? И во многом разнообразить вкус блюд, приготовленных из этого злака, помогают пряности. Причём  в каждой стране выбор падает на разную пряность.

Петрушка: Здравствуйте, позвольте представиться, я отличная приправа для разных блюд Витамина С во мне содержится даже больше, чем в цитрусовых.  Хочу  представить вам национальное итальянское  блюдо из круглозёрного или длиннозёрного риса с мясным или рыбным бульоном, в котором я играю не самую последнюю роль. Это блюдо носит название ризотто.

Шафран: Добрый день, я  являюсь  самой дорогой специей, поэтому меня  ещё называют «красным золотом» благодаря красному оттенку и высокой стоимости. Я рад представить вам национальное испанское блюдо Паэлью. Паэлья - это кушанье, приготовленное из белого риса с добавлением оливкового масла и шафрана. Сюда также кладут мясо, курицу, различные овощи, морепродукты и прочее. Качество блюда определяется тем, что все ингредиенты успевают одновременно приготовиться, поэтому рис остаётся рассыпчатым.

Имбирь: Постойте, а я, ведь я ещё с древних времён  считаюсь  панацеей от различных ядов, средством, обладающим согревающим эффектом и нормализующим пищеварение. И я хочу познакомить вас с блюдом традиционной японской кухни, приготовленным  из риса с уксусной приправой и различных морепродуктов, блюдом, которое без меня невозможно представить.

Кориандр: Постойте, вы забыли про  кладезь витаминов, минералов и других необходимых человеку веществ, которые я ношу в себе. И я хочу познакомить вас с национальным узбекским блюдом из риса - пловом.
Ваниль -. А я используюсь в основном при выпечке и изготовлении сладких блюд. Я хочу представить вам сладкое блюдо из Англии- рисовый пудинг -блюдо из риса, смешанного с водой или молоком, которое  используется либо как десерт, либо как основное блюдо чаще всего на ужин.

На самом деле блюд из риса гораздо больше, как и приправ, которые меняют вкус блюда., как вы поняли.

- Проведём работу в наших тетрадях (задание №5с.49)и запишем свои любимые блюда. Теперь вы точно сможете ответить на вопрос, нравятся вам продукты с одинаковым вкусом или вы предпочитаете разные вкусы.

Проверка предпочтений

Итог.
- Что интересного вы узнали сегодня?
- Какая работа была наиболее интересной?
- Прочитайте записи на доске и подумайте, какие слова здесь пропущены?

…должна быть разнообразной.

…помогает различать вкус.

..придают пище необычный вкус и аромат, улучшают аппетит.

Дети вставляют слова: пища, язык, пряности.

Вывод: Полезно есть продукты с разными вкусами, так как они обладают разными свойствами и необходимы организму все в правильных количествах»

Я предлагаю оформить итог нашего урока сочинением синквейна на тему сегодняшнего урока:

 1 строка – слово предмет, выражающее главную тему занятия
2 строка – два слова признака, выражающих главную мысль.
3 строка – три слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение, вывод  (ассоциация с первым словом).

Задание на дом: создание кулинарного рецепта  блюд с добавлением пряностей  "Пряности добавляем – новый вкус  получаем".

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Наталья Алексеевна Яковлева, 28.05.20 в 21:46 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за удивительный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.