12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Супроненко Ирина Эдуардовна27


Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»

 

Автор: Супроненко ирина Эдуардовна,

методист МБУДО «СЮН»


   Одной из главных задач политики государства в сфере образования по обеспечению социализации личности является формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья в настоящий момент приобретает значение необходимого условия обеспечения национальной безопасности и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

    Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем организме. Вполне закономерен вопрос: «А что же такое здоровье?» Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, - записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

В этом определении есть принципиально важные моменты:

- Если здоровье – это состояние, то оно динамично и проявляется на разных уровнях, т.е. понятие здоровья включается и здоровое развитие.

- Понятие здоровья включает все стороны развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

- Детские и юношеские годы приходятся на период интенсивного роста человека, поэтому здоровье – это состояние гармонии психического и физического развития.

Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Французский писатель Стендаль писал: «Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым». А люди говорят проще: «Здоровье за деньги не купишь». Поэтому одна из важнейших проблем семьи и школы, учреждений дополнительного образования является – укрепление здоровья детей с раннего возраста, формирование у детей здорового образа жизни.

   Одним из продуктивных подходов к решению проблемы развития, сохранения и укрепления здоровья детей является единство целей и формирование особой образовательной среды учреждений основного и дополнительного образования, нацеленной на формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.

Можно выделить несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека.

2. Физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье – это состояние психической сферы, душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Можно считать, что критериями здоровья являются:

1. Соматическое и физическое здоровье – «я могу».

2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.

3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности.

4. Психическое здоровье – «я хочу».

5. Нравственное здоровье – «я должен».

Вы знаете, что такое здоровье, и что не может быть здоровья тела без психического здоровья. Возникает вопрос: как же надо жить, чтобы быть здоровым? Образ жизни человека, его поведение и мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни.

Основа ЗОЖ – достижение равновесия организма с внешней средой.

Здоровье и ЗОЖ не всегда идут параллельно. Например: один никогда не делает зарядку и не болеет, другой – выполняет требования гигиены, а здоровьем не блещет. В чём здесь дело? Образ жизни – лишь один из факторов здоровья. Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов:

- на 50 % - от образа жизни;

- на 20 % - от наследственности;

- на 20 % - от экологической обстановки;

- на 10 % - от здравоохранения.

Основные элементы ЗОЖ:

1. Двигательная активность.

2. Рациональное питание.

3. Недопущение вредных привычек.

4. Умение управлять своим здоровьем.

5. Регуляция труда и отдыха.

6. Оптимальные семейные и брачные отношения.

7. Любовь к природе и людям.

   В школьном среднем образовании учащиеся узнают «понемногу о многом», в учреждениях дополнительного образования в объединениях по интересам они постигают то или иное явление глубоко и подробно, то есть узнают «все о немногом». В этом и заключается сущность дополнительного образования, так как происходит гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни. В системе дополнительного образования процесс учения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах, максимально учитывается индивидуальность ученика.

   Поэтому педагогика дополнительного образования наиболее полно отвечает принципам гуманистической педагогики - педагогике успеха. Усиление роли дополнительного образования в решении проблемы формирования культуры здоровья и навыков здорового образа жизни детей и подростков происходит, так как на практике именно после школьных уроков, когда дети не озабочены школьными заданиями, появляется реальная возможность формирования здорового образа жизни. Главным инструментом процесса формирования ценностных ориентаций воспитанников в учреждениях дополнительного образования (УДОД) выступает само детское творчество, которое помогает решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования здорового образа жизни. При этом дополнительное образование не дублирует предметное обучение в области здоровья. Это качественно другой уровень-освоение знаний и навыков через практический опыт ребенка.

  Деятельность «Станции юннатов» учитывает специфику содержания дополнительного образования, определяемого, в первую очередь, интересами образовательного учреждения, запросами ребенка и его родителей, как основных социальных заказчиков и потребителей предоставляемых дополнительных образовательных услуг, а также программой развития ОУ и имеющимися программно-методическими разработками педагогов и сотрудников.

   Одной из главных задач своей работы мы видим в создании здоровьесберегающей образовательной среды совместно с другими образовательными учреждениями нашего города и района, любыми заинтересованными партнерами. Вопрос о создании здоровье сберегающих технологий обучения и воспитания встал в связи с тем, что в последние годы отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей.

Эта практическая деятельность осуществляется в следующих направлениях:

1. Пропаганда ценности здоровья через привлечение детей в творческие объединения естественнонаучной направленности.

2. Включение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду нашего учреждегия.

3. Пропаганда культуры ЗОЖ через досуговые, массовые мероприятия, проводимые нашим образовательным учреждением.

4. Организация летней оздоровительной кампании для детей из образовательных учреждений города и района.

5. Включение родительской общественности в обсуждение и решение проблем ЗОЖ.

6. Работа с педагогическим коллективом по формированию культуры ЗОЖ и т.д.

   В нашем ОУ реализуется 6 программ дополнительного образования, каждая из которых включает в себя разделы, посвященные темам по формированию здоровьеориентированного мышления. Это такие разделы как: «Неболей-ка», «Хочу быть здоровым!», «Зеленая аптека» - для детей младшего возраста, «Экология человека», «Экология городской среды», «Я — эколог» - для детей среднего возраста, «Движение навстречу», «Генетика и экология: перекрестки и взаимодействия» - для старшеклассников и другие.

   Организуются и проводятся занятия с детьми, с использованием здоровьесберегающих технологий. В течение учебного года в творческих объединениях проводятся беседы на различные темы: «Мое здоровье в моих руках», «Психологические аспекты здоровья», «Профилактика вредных привычек», для старшеклассников «Генетическое картирование», «Правила оказания доврачебной помощи» и другие.

Разработка игр и упражнений для проведения «минуток здоровья» во время учебного процесса с детьми творческих способствует увеличению двигательной активности.

Педагогами разработаны рекомендации по профилактике гриппа, сахарного диабета.

Организация экскурсий в музей и на выставки проходящие в нашем городе способствуют формированию и сохранению социального здоровья детей.

   Организация и проведение массовых мероприятий, направленных на просвещение и пропаганду здорового образа жизни. По данной теме прошел конкурс рисунков и плакатов «Твоё здоровье в твоих руках» в 2020-2021 учебном году в нем приняли участие 18 ОУ города и района, победители районного этапа стали участниками областного конкурса.

   Традиционным стал «День Здоровья» (Проходит в апреле) в ходе которого на занятиях объединения ведется работа по формированию у учащихся правильного здоровьеорентированного мышления.( в этом году проводились занятия по правильному питанию, профилактике сахарного диабета).

   Участие ребят в летней оздоровительной кампании. Каждый год наше учреждение организует летнюю смену с дневным пребыванием детей, в рамках которой проходит игра по изучению лекарственных растений «Зеленая аптека», акция «Комфортная среда», «Наш чистый город».

КОНТАКТНЫЙ ЗООПАРК.

Одной из традиционных форм работы нашего учреждения по пропаганде здорового образа жизни является работа контактного зоопарка. Возможность общения с животными имеют не только учащиеся нашего учреждения.

Станция юннатов регулярно проводит выездные эколого-просветительские мероприятия для жителей города и района с демонстрацией прирученных животных, которых можно трогать, гладить, кормить и фотографировать. Педагоги с удовольствием рассказывают о своих питомцах их кормлении, условиях содержания и т.д.

Общение с животными способствует формированию (созданию) позитивного эмоционального настроя, что способствует укреплению психологического здоровья детей.

На официальном сайте нашего учреждения в разделе «Комплексная безопасность детей» размещается и периодически обновляется информация об угрозах, которые подстерегают детей по сезонам года:

- Как защитится от клещей;

- ядовитые грибы, опасные растения и т.д.

   В реализации программы ЗОЖ мы тесно сотрудничаем с другими ОУ нашего города и района. Так в мае 2020 года на базе МОУ СШ №3 г. Рославля совместно с педагогами и учащимися объединений «Охрана природы», «Я-эколог» прошла встреча с инспектором ПДН на тему борьбы с наркоманией. Инспектор рассказал ребятам о данной проблеме, ситуации, которая сложилась в нашем городе и уголовной ответственности несовершеннолетних. Встреча закончилась совместной работой ребят на созданием коллажа «Умей сказать –НЕТ»

   Педагоги нашего учреждения в ноябре 2020 года принимали участие в работе районного семинара педагогов по теме сохранения и укрепления здоровья детей – «Школа - территория здоровья».

   Главным партнером в реализации задач здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса являются родители наших детей. Именно родители знают своих детей с рождения, наблюдают их в самых разнообразных жизненных ситуациях, могут располагать наиболее полной информацией об их здоровье и индивидуальных особенностях. Но практика показывает, что не всегда родители заботятся о том, чтобы иметь полную информацию о здоровье и развитии детей. Поэтому администрация педагоги постоянно направляет усилия на поддержание контакта с родителями детей в режиме диалога, согласовывают особенности индивидуального подхода к учащимся, привлекает родителей к участию во всех проводимых массовых мероприятиях, открытых занятиях, и т.д.

   Одной из форм работы с родителями является ежегодное проведение диагностики потребностей социума в образовательных услугах нашего ОУ. В рамках программы по набору детей в творческие объединения мы проводим анкетирование родителей и учет их пожеланий.

В диагностической работе «Востребованность в образовательных услугах СЮН» - 70 % опрошенных родителей указали комфортную психологическую среду обучения как одну из главных причин посещения станции детьми. Таким образом, сохранение психологического здоровья детей в нашем ОУ является одним из ключевых характеристик образовательной среды.

«Как вы считаете, почему Ваш ребенок посещает СЮН»- задавали мы вопрос родителям в анкетах и получили интересные данные, непосредственно связанные с формированием и сохранением культуры психологического, социального здоровья. Приоритеты распределились так:

Прежде всего для формирования системы этических, морально-нравственных ценностей -20%;
2. Для того, чтобы развивать то, что развито недостаточно -37%;
3. Для развития навыков общения в группе -12%;
4. Дополнительное образование отвлекает ребенка от улицы, дурных компаний -46%;
5. Для того, чтобы развить природный талант и подготовиться к профессиональной деятельности - 28%.
В
ажными компонентами здоровья школьников являются физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное и духовное здоровье. Духовное здоровье влияет на уровень физического. Здоровье, творчество и духовность – три взаимосвязанные составные части гармонично развитого человека. Детям. Как воздух необходима самостоятельность, увлекательная игра, изобретаемая ими самими, нужно свободное общение – иных путей к развитию эмоций и интеллекта нет.

   Ведь здоровье детей – ценность общественная. Наша задача – воспитать не только физически здоровую, но и духовно развитую личность. Это вопрос, от решения которого зависит благополучие и здоровье общества в целом и каждого его члена.

     Подводя итоги нашей работы хочется вернуться к основному вопросу – так в чем же роль учреждения дополнительного образования, по формированию культуры здорового образа жизни? Можно это сформулировать так: главная роль - в формировании здоровьесберегающей, развивающей образовательной среды среди учащихся, педагогов, родителей как внутри нашего учреждения, так и в расширении образовательной среды с включением в нее социума.


Список литературы: 

1. Малярчук Н.Н. Здоровье как нравственная ценность и экономический ресурс / Н.Н. Малярчук // Народное образование. – 2013. - № 10. – С.9-18. 

2. Перемышленникова Е.Л. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях / Е.Л. Перемышленникова // Дополнительное образование и воспитание.- 2014. - №6. – С. 26-28.

3. Плюснина Е.С. Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности / Е.С. Плюснина // Методист. – 2014. - № 5. – С.16 – 20. – (мониторинг, экспресс-диагностика).

4. Шахова О.В. Реализация здоровьесберегающего подхода в учреждении допобразования / О.В. Шахова // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. - №7. – С. 33-38.

5. Шестакова В.А. «Сегодня-здоровые дети, завтра-здоровое общество!»: программа физического воспитания школьников / В.А. Шестакова // Методист – 2013. - № 10. – С. 30-36. 

6. Шумилина Т.О. Нормативно-правовые основы охраны здоровья учащихся / Т.О. Шумилина // Народное образование. – 2014. - №8. – С. 183- 189. - (ЗОЖ, безопасность уч-ся).

7. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. № 2. С. 21–28.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.