Логопедическое занятие с обучающимися 2 класса «Дифференциация согласных В-Ф»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
Дифференциация согласных В-Ф
(логопедическое занятие с обучающимися 2 класса)
Крехтунова Елена Павловна,
учитель-логопед
г. Бийск
Тема: «Дифференциация согласных В-Ф».
Предметные УУД. Создание условий для развития умений различать буквы «В» - «Ф» на материале слогов, слов.
Метапредметные УУД.
Познавательные:
совершенствование навыка работы с информацией;
нахождение общих схем решения;
совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;
совершенствование грамматического строя речи.
Регулятивные:
● развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов артикуляции;
● развитие всех видов восприятия;
развитие связной речи.
Личностные:
● формирование положительной учебной мотивации;
● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;
● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;
Коммуникативные:
● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.
Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); изображения мальчика Вани и девочки Фаи; буквы В, Ф; картинный материал; карточки с чистоговорками; карточки с заданиями; светофорики для самооценки работы учащихся.
Ход занятия |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение. |
Учитель-логопед читает стихотворение: - Вот опять звенит звонок. Начинается урок. Встали ровно, подтянулись, И друг другу улыбнулись. |
Дети внимательно слушают. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику. |
- Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать, сделаем гимнастику для язычка. - Молодцы! |
Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику (упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Лопаточка», «Киска сердится», «Трубочка» и т.д.). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Совершенствование движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику. |
Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики: - Раз, два, три, четыре, пять! - Хорошо. Молодцы! |
Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Основной этап |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Знакомство с парой согласных. Развитие смекалки, мышления. Расширение пассивного и активного словаря. |
- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. По первым звукам слов-картин составить слова. (на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода) - Кто готов? Слушаем. - Совершенно верно. - Что означают эти слова? (Вывешиваются портреты Вани и Фаи). - Наши герои будут сегодня наблюдать за вашей работой на занятии. Назовите первые звуки в их именах. |
Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую. - Ваня, Фая. - Имена. - Звуки [В]- [Ф]. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Определение темы занятия. |
- Сделаем вывод о теме занятия. - Чему сегодня учимся? - Зачем нам нужно уметь их различать? - Какой буквой обозначается звук [В]? - Какой буквой обозначается звук [Ф]? - Молодцы! |
- Различать звуки и буквы В-Ф. - Чтобы правильно писать в словах. - Буквой В. - Буквой Ф. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление знаний норм артикуляции звуков [В] и [Ф]. |
- Произнесите перед зеркалом звуки [В]-[Ф]. - Как работает наш речевой аппарат? - Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат? - А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? - Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему? - А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. |
- При произнесении звуков [В]- [Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают. - Голосовые связки не дрожат, отдыхают. - Звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой. - Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). - Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Работа над новым материалом. Соотнесение звука и буквы. |
- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слоги со звуками [В–Ф]. На слоги со звуком [В] – топаете, со звуком [Ф] – хлопаете. (ва, фи, во, ви, фу, фо, вя, вю, вё, фа) |
Дети внимательно слушают слоги и выполняют соответствующие действия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу с чистоговорками. |
- А теперь наши герои Ваня и Фая предлагают вслух прочитать чистоговорки: Ва-ва-ва - во дворе трава. - Как звучат согласные [В–Ф] перед гласными? - Твёрдость согласного как обозначаем на письме? |
Дети читают хором за учителем-логопедом. - Твёрдо. - Синим цветом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Развитие навыков звукобуквенного анализа и фонематического восприятия через игру «Лишнее слово». |
- В следующем задании необходимо списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами, Ф – одной. Найдите «лишнее» слово и объясните почему? Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши. Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки. .ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте задание! |
Дети выполняют задание. Взаимопроверка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Развитие зрительного и слухового внимания через отгадывание кроссворда. |
- Ребята! Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
За водой идут – Зазвенели ручьи, По полю рыщет, Без ног и без крыльев оно, Знак, обозначающий число. (Цифра) Обувь. (Туфли) Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть) Водитель автомобиля. (Шофер) |
Дети отгадывают кроссворд. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. |
- А теперь настало время отдохнуть: (Физминутка «Ветерок») Дует ветер нам в лицо. |
Ученики повторяют предлагаемые движения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Развитие навыка деления слов на слоги. |
- Ваня и Фая предлагают нам поупражняться в выделении слогов с буквами В-Ф в словах (вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь). - Изобразим это графически (Образец: вок ___). - Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог. |
Дети выполняют задание в тетрадях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Развитие слухового внимания и фонематического анализа через работу с картинным материалом. |
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки [В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. (После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце). - Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце. - Молодцы справились с заданием! |
Дети выполняют задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Развитие зрительного внимания и фонематического восприятия. |
- Ваня и Фая писали диктант и допустили в нем ошибки. Поможем им их исправить? Дети получают карточки с заданием: Ведор и Фаля шли в школу. У Федора новая Ворма. У Вали красивый портвель. Валя несла цветы. Это были гфоздики, фиалки и флоксы. |
Дети исправляют ошибки в тексте. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Заключительный этап |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Уточнение, анализ полученных знаний. |
- Наше занятие подходит к концу. Давайте вместе вспомним: Чему мы учились на уроке? (На доске записано предложение - Ворона проворонила воронят). Работа над пословицей. - Прочитайте предложение. Что это? - Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса. - Обратите внимание на слова в предложении. Что у них общего? - А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти. - Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами, букву Ф - одной чертой. |
- Учились различать звуки и буквы В – Ф. - Это пословица. - У них одинаковый корень. Дети записывают предложение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Рефлексия. |
- Ребята, мы сегодня выполнили много заданий. Наши герои Ваня и Фая очень довольны вашей работой. - Скажите, а вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы оценили свою работу? - Все работали хорошо, всем спасибо, занятие окончено! |
Называют понравившиеся задания. Говорят о настроении. Оценивают свою работу с помощью светофорика. |