Web-квест «Показательная функция» (для обучающихся 1-х курсов колледжа (10-х классов общеобразовательной школы))
Web-квест «Показательная функция»
Верхолетова Ирина Николаевна, преподаватель математики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж».
Аннотация
В данной конкурсной работе представлена визитная карточка web-квеста по математике на тему «Показательная функция, уравнения и неравенства». Web-квест предназначен для обучающихся 1-х курсов колледжа (10-х классов общеобразовательной школы). Данный web-квест реализован с помощью Google-sites и использует такие сервисы, как Google-форма, Google-документ, Google-таблица.
Предмет: Алгебра [1], информатика.
Тема занятия: «Показательная функция, уравнения и неравенства».
Организационная форма: web-квест.
Форма работы учащихся: групповая.
Тип урока: обобщения и систематизация.
Участники: 1 курс колледжа (10 класс)
Продолжительность: подготовительный этап - 1 неделя, отчетный этап – 90 мин.
Рис. Web-квест
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства»;
- углубить знания по данной теме;
- формировать информационную компетентность обучающихся;
- формировать навыки работы в программе Excel, построения графиков и решения заданий по математике [10];
- развивать познавательный интерес обучающихся к изучению математики.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «показательная функция», «показательные уравнения», «показательные неравенства» знать свойства показательной функции, методы решения показательных уравнений и неравенств.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД) формулировать тему и цель урока, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Место web-квеста в образовательном процессе: данный web-квест можно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства» [1].
Центральное задание: Для участия в квесте необходимо разбиться на группы. Каждая группа должна выбрать себе одну из ролей. Каждая роль предполагает выполнение определённых заданий, справиться с которыми вам помогут полезные ссылки в Интернет. После выполнения всех заданий следует составить итоговый отчёт, который будет сформирован из отчётов каждого участника группы. Отчёт должен быть представлен в виде презентации.
Роли: Путешественники во времени (3 чел.), Оторванные от реальности (4 чел.), Приближенные к реальности (4 чел.), Великие уравнители (4 чел.), Графисты (5 чел.), Мастера игр (5 чел.).
Пошаговая инструкция:
Роль |
Задание |
Путешественник во времени |
Вы – путешественник во времени, который занимается историей развития показательной функции [7]. Задание: Провести исследование материала по истории показательной функции, ответить на вопросы: 1. История развития понятия "функция" 2. Определение показательной функции. 3. Какие математики изучали показательную функцию? 4. Какие открытия совершили математики, изучая показательную функцию? ! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0" Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Оторванные от реальности |
Вы – математик, который должен систематизировать все знания о показательной функции [1]. Задания: подобрать материалы по следующим вопросам: 1. Определение показательной функции 2. Виды показательной функции 3. Основные свойства показательной функции 4. Привести примеры с решением, иллюстрирующие свойства показательной функции ! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0" Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Приближенные к реальности |
Вы – математики, которые должны рассмотреть применение показательной функции в окружающем мире. Задание: Провести исследование материала по применению показательной функции, ответить на вопросы: 1. Привести примеры применения показательной функции в различных областях знания: биология, химия, физика, астрономия, экономика, медицина и др. 2. Привести примеры задач и их решение, с практическим применением знаний свойств показательной функции. ! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0" Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Великие уравнители |
Вы – уравнители, которые должны систематизировать все знания о видах и методах решения показательных уравнений и неравенств. Задание: Провести исследование материала по видам и методам решения показательных уравнений и неравенств, ответить на вопросы: 1. Сформулировать определение уравнений и неравенств. 2. Систематизировать виды показательных уравнений и методы их решения. 2. Систематизировать виды показательных неравенств и методы их решения. ! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0" Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению. |
Графисты |
Вы – графисты, которые должны построить графики сложных показательных функций в программе Exsel. Задание: 1. Построить заданные графики показательных функций в программе MS Exsel [10] или в онлайн-сервисе [11]:
Функции
2. Провести исследование свойств построенных функций по плану:
! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0" 3. Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. На слайде график функции справа, результаты исследования свойств функции слева. 4. Подготовиться к выступлению. |
Мастера игр |
Вы – игротехники, которые должны систематизировать все знания о показательной функции, ее свойства, уравнениях и неравенствах в форме игры "Своя игра" [1]. Задание: Подобрать практические задания по следующим категориям 5 уровней сложности стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов: 1. Свойства показательной функции по ее графику 2. Виды и методы решения показательных уравнений 3. Виды и методы решения показательных неравенств 4. Системы показательных уравнений и неравенств 5. Случайный вопрос ! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0" Настроить анимацию. Представить решение и ответ на поставленный вопрос к каждому вопросу. Настроить дизайн презентации. Отчёт о проделанной работе представить в виде интерактивной игры-презентации. |
Список интернет-источников:
Путешественники во времени
- История открытия функции. URL: http://www.hintfox.com/article/storija-otkritija-fynktsii.html
Оторванные от реальности
- Определение, график, свойства показательной функции. URL: http://fizmat.by/math/function/pokazateln
- Показательная функция, ее свойства и график. URL: https://www.mathematics-repetition.com/11-klass-algebra/11-3-1-pokazatelynaya-funktsiya-ee-svoystva-i-grafik.html
- Задачи по свойствам показательной функции. URL: http://oldskola1.narod.ru/Kochetkov2/Kochetkov179.htm
Приближенные к реальности
- Показательная функция в жизни. URL: http://repetitor-problem.net/pokazatelnaya-funkciya-v-gizni
- Применение показательной функции в жизни, науке и технике. URL: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/10/09/prezentatsiya-primenenie-pokazatelnoy-funktsii-v-zhizni-nauke-i
- Показательная функция. Ее применение. История. URL: http://studydoc.ru/doc/4986313/primenenie-pokazatel._noj-funkcii-v-prirode-i-tehnike
Великие уравнители
- Способы решения показательных уравнений. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/600586/
- Методика изучения показательных уравнений и неравенств, систем. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F1046086245/Zaripova.pdf
- Показательные уравнения и неравенства. URL: http://mathus.ru/math/pokazun.pdf
Графисты
- Видеоурок построения графика функции в Exsel. URL: https://www.youtube.com/watch?v=w65V90LjBjI
Мастера игр
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник – М.: Просвещение, 2012. – 462 с.
Критерии оценки: Приложение 1, 2 [8, 9, 15].
Планируемый результат: участники web-квеста, отвечая на вопросы и выполняя задания, оформляют работы в виде отчетной презентации и выступают с устным докладом.
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (оценочный лист, критерии оценивания), сайт web-квеста (URL: https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf) [2, 4, 5, 6].
Деятельность педагога и обучающихся по работе с web-квестом
№ п/п |
Этап |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Дидактический материал |
Результат |
Подготовительный этап |
||||||
|
Организационный момент |
Включить обучающихся в деятельность |
Проводит инструктаж по работе с web-квестом |
Знакомство с сайтом урока, уточнение критериев оценки |
Понимание задания |
|
|
Выбор ролей урока |
Знакомство с ролью |
Роли распределили |
|||
|
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) |
Изучить источники |
Координация работы обучающихся |
Выполняют отбор источников информации |
Выбор сделан |
|
|
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач |
Организовать поиск, сбор и изучение информации |
Проводит консультации |
Отбирают теоретический материал |
Устное комментирование |
|
|
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков |
Выполнить задание |
Комментирует план задания |
Выполняют задание по выбранной роли |
Отчет о проделанном исследовании |
|
Отчетный этап |
||||||
|
Постановка цели урока |
Актуализировать все понятия и определения темы «Показательная функция, уравнения и неравенства». |
Фронтальный опрос |
Выдвигают цель урока |
Вывели тему и цель урока |
|
|
Представление отчетов групп |
Повторить и углубить знания по теме |
Заслушивает отчеты. Задает вопросы |
Устные выступления. |
Представлен отчет о проделанной работе. |
|
|
Рефлексия деятельности |
Достигнута ли цель урока |
Задает вопросы |
Отвечают на вопросы |
Вывод по теме урока |
|
|
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности |
Оценка работ групп [8, 9, 12, 15] |
Контролирует заполнение форм. Выдает критерии взаимной оценки участников web-квеста |
Взаимооценка результатов web-квеста Заполняют Google-форму оценивания |
https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf/критерии-оценки |
Оценка выставляется суммарно |
|
Домашнее задание |
Закрепить полученные знания по теме |
Задает домашнее задание |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Приложение 1. Критерии оценки выполнения веб-квеста учителем
Критерии |
Обоснование критериев |
Баллы |
|
Содержание |
Полнота раскрытия темы |
полно частично не раскрыта |
5 3 0 |
Логика изложения информации |
-логичное изложение материала -нарушение логики -отсутствие логики |
5 3 0 |
|
Самостоятельная работа группы |
Слаженная работа в группе |
-Четко спланированная работа группы -Работа группы частично спланирована -Не спланирована работа в группе |
5 3 0 |
Авторская оригинальность |
-Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных примеров -В работе присутствуют авторские находки - Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности |
5 3 0 |
|
Степень самостоятельности работы группы |
-полная самостоятельность при выполнении работы -частичная самостоятельность работы -несамостоятельная работа группы |
5 3 0 |
|
Оформление работы (презентация) |
Математические формулы |
Математические формулы вставлены с помощью редактора Microsoft Equation 3.0 Частично математические формулы вставлены с помощью редактора Microsoft Equation 3.0 Математические формулы вставлены картинками или текстовым редактором |
5 3 0 |
Стиль презентации |
-соблюден единый стиль, -наблюдаются некоторые нарушения -не соблюден стиль |
5 3 0 |
|
Использование цвета в презентации |
-грамотно подобранная цветовая гамма -наличие несоответствия в цветовой гамме -нарушение гармонии цветовой палитры |
5 3 0 |
|
Анимационные эффекты презентации |
-Рационально использованы возможности компьютерной анимации -Нерационально использованы возможности компьютерной анимации -Не использованы возможности компьютерной анимации |
5 3 0 |
|
Разнообразие видов слайдов |
-Оправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе -Неоправданное включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе -Отсутствие в работе графиков, рисунков, музыки, видео в работе |
5 3 0 |
Оценка «5» - 43-50; Оценка «4» - 36-42; Оценка «3» - 25-35 баллов
Приложение 2. Критерии взаимной оценки выполнения веб-квеста обучающимися
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
|
Понимание задания |
Работа демонстрирует точное понимание задания |
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. |
Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания |
Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. |
Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. |
Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы |
Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. |
Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. |
Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход |
Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. |
Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. |
Обучающиеся просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
Список литературы:
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 462 с./data/files/q1546945797.PNG (0x0)
- Бесплатный конструктор Google-сайт: что это такое, как создать и удалить. https://www.inetgramotnost.ru/sajt/gugl-sajty-sozdat.html
- Веб-квест как способ активизации учебной деятельности. https://www.youtube.com/watch?v=oAkW-3YfN1I
- Верхолетова И.Н., Козлов О.А. Веб-квест технология как информационно-образовательная среда в рамках современных стандартов // Педагогическая информатика. - № 2, 2018. – с. 3-8.
- Верхолетова И.Н., Поначугин А.В. Платформы для создания и реализации веб-квестов // Информатика и образование. - № 2 (291), 2018. - с.24-27.
- Верхолетова И.Н., Самерханова Э.К. Web-квест – технология цифровой эпохи // «Современные информационные технологии в образовании»: Материалы XXIX международной конференции (26 июня 2018 г.). Научно-методическое издание. Троицк-Москва, 2018, с. 190-191.
- История открытия функции. http://www.hintfox.com/article/storija-otkritija-fynktsii.html
- Критерии оценки веб-квеста. http://planeta.tspu.ru/files/kriterii_ocenki_veb_kvesta.pdf
- Набатова А.В. Использование технологии Web-квест в преподавании предметов естественнонаучного цикла. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/14/diplomnaya-rabota-po-teme-ispolzovanie-tekhnologii-web-kvest-v
- Показательная функция, её свойства. Использование возможностей Excel для построения графиков и решения задач. https://videouroki.net/razrabotki/pokazatiel-naia-funktsiia-ieio-svointieghrirovannyi-urok-matiematiki-i-informati.html
- Построение графиков онлайн. http://www.yotx.ru
- Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400. http://e-koncept.ru/2013/53282.htm
- Тарасевич А. К., Соловьева А. Д., Морозова Е. В. Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1471–1475. http://e-koncept.ru/2017/970621.htm
- Хлупина Надежда Олеговна Использование веб-квест-технологии в организации самостоятельной работы студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-veb-kvest-tehnologii-v-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov
- Web-квест История вычислительной техники. Критерии оценки выполненной работы. http://istoriya-vt.narod.ru/ocenka.htm