Верхолетова Ирина Николаевна, преподаватель математики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж».
Аннотация
В данной конкурсной работе представлена визитная карточка web-квеста по математике на тему «Показательная функция, уравнения и неравенства». Web-квест предназначен для обучающихся 1-х курсов колледжа (10-х классов общеобразовательной школы). Данный web-квест реализован с помощью Google-sites и использует такие сервисы, как Google-форма, Google-документ, Google-таблица.
Предмет: Алгебра [1], информатика.
Тема занятия: «Показательная функция, уравнения и неравенства».
Организационная форма: web-квест.
Форма работы учащихся: групповая.
Тип урока: обобщения и систематизация.
Участники: 1 курс колледжа (10 класс)
Продолжительность: подготовительный этап - 1 неделя, отчетный этап – 90 мин.
Рис. Web-квест
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства»;
формировать навыки работы в программе Excel, построения графиков и решения заданий по математике [10];
развивать познавательный интерес обучающихся к изучению математики.
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «показательная функция», «показательные уравнения», «показательные неравенства» знать свойства показательной функции, методы решения показательных уравнений и неравенств.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
развивающие (формирование регулятивных УУД) формулировать тему и цель урока, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Место web-квеста в образовательном процессе: данный web-квест можно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства» [1].
Центральное задание: Для участия в квесте необходимо разбиться на группы. Каждая группа должна выбрать себе одну из ролей. Каждая роль предполагает выполнение определённых заданий, справиться с которыми вам помогут полезные ссылки в Интернет. После выполнения всех заданий следует составить итоговый отчёт, который будет сформирован из отчётов каждого участника группы. Отчёт должен быть представлен в виде презентации.
Роли: Путешественники во времени (3 чел.), Оторванные от реальности (4 чел.), Приближенные к реальности (4 чел.), Великие уравнители (4 чел.), Графисты (5 чел.), Мастера игр (5 чел.).
Пошаговая инструкция:
Роль
Задание
Путешественник во времени
Вы – путешественник во времени, который занимается историей развития показательной функции [7].
Задание:
Провести исследование материала по истории показательной функции, ответить на вопросы:
1. История развития понятия "функция"
2. Определение показательной функции.
3. Какие математики изучали показательную функцию?
4. Какие открытия совершили математики, изучая показательную функцию?
! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"
Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.
Оторванные от реальности
Вы – математик, который должен систематизировать все знания о показательной функции [1].
Задания: подобрать материалы по следующим вопросам:
1. Определение показательной функции
2. Виды показательной функции
3. Основные свойства показательной функции
4. Привести примеры с решением, иллюстрирующие свойства показательной функции
! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"
Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.
Приближенные к реальности
Вы – математики, которые должны рассмотреть применение показательной функции в окружающем мире.
Задание:
Провести исследование материала по применению показательной функции, ответить на вопросы:
1. Привести примеры применения показательной функции в различных областях знания: биология, химия, физика, астрономия, экономика, медицина и др.
2. Привести примеры задач и их решение, с практическим применением знаний свойств показательной функции.
! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"
Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.
Великие уравнители
Вы – уравнители, которые должны систематизировать все знания о видах и методах решения показательных уравнений и неравенств.
Задание:
Провести исследование материала по видам и методам решения показательных уравнений и неравенств, ответить на вопросы:
1. Сформулировать определение уравнений и неравенств.
2. Систематизировать виды показательных уравнений и методы их решения.
2. Систематизировать виды показательных неравенств и методы их решения.
! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"
Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.
Графисты
Вы – графисты, которые должны построить графики сложных показательных функций в программе Exsel.
Задание:
1. Построить заданные графики показательных функций в программе MS Exsel [10] или в онлайн-сервисе [11]:
Функции
2. Провести исследование свойств построенных функций по плану:
Область определения D(y)
Множество значений Е(у)
Исследовать на монотонность: указать промежутки возрастания и/или убывания функции
Четность/нечетность функции
Ограниченность функции
Наибольшее и/или наименьшее значение
! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"
3. Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. На слайде график функции справа, результаты исследования свойств функции слева.
4. Подготовиться к выступлению.
Мастера игр
Вы – игротехники, которые должны систематизировать все знания о показательной функции, ее свойства, уравнениях и неравенствах в форме игры "Своя игра" [1].
Задание:
Подобрать практические задания по следующим категориям 5 уровней сложности стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов:
1. Свойства показательной функции по ее графику
2. Виды и методы решения показательных уравнений
3. Виды и методы решения показательных неравенств
4. Системы показательных уравнений и неравенств
5. Случайный вопрос
! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"
Настроить анимацию. Представить решение и ответ на поставленный вопрос к каждому вопросу.
Настроить дизайн презентации.
Отчёт о проделанной работе представить в виде интерактивной игры-презентации.
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник – М.: Просвещение, 2012. – 462 с.
Критерии оценки: Приложение 1, 2 [8, 9, 15].
Планируемый результат: участники web-квеста, отвечая на вопросы и выполняя задания, оформляют работы в виде отчетной презентации и выступают с устным докладом.
Приложение 2. Критерии взаимной оценки выполнения веб-квеста обучающимися
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Понимание задания
Работа демонстрирует точное понимание задания
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.
Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.
Выполнение задания
Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.
Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.
Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.
Результат работы
Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.
Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.
Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.
Творческий подход
Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.
Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.
Обучающиеся просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.
Список литературы:
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 462 с./data/files/q1546945797.PNG (0x0)
Верхолетова И.Н., Козлов О.А. Веб-квест технология как информационно-образовательная среда в рамках современных стандартов // Педагогическая информатика. - № 2, 2018. – с. 3-8.
Верхолетова И.Н., Поначугин А.В. Платформы для создания и реализации веб-квестов // Информатика и образование. - № 2 (291), 2018. - с.24-27.
Верхолетова И.Н., Самерханова Э.К. Web-квест – технология цифровой эпохи // «Современные информационные технологии в образовании»: Материалы XXIX международной конференции (26 июня 2018 г.). Научно-методическое издание. Троицк-Москва, 2018, с. 190-191.
Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400. http://e-koncept.ru/2013/53282.htm
Тарасевич А. К., Соловьева А. Д., Морозова Е. В. Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1471–1475. http://e-koncept.ru/2017/970621.htm