12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Верхолетова Ирина Николаевна49
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Web-квест «Показательная функция»

Верхолетова Ирина Николаевна, преподаватель математики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж».

Аннотация

В данной конкурсной работе представлена визитная карточка web-квеста по математике на тему «Показательная функция, уравнения и неравенства». Web-квест предназначен для обучающихся 1-х курсов колледжа (10-х классов общеобразовательной школы). Данный web-квест реализован с помощью Google-sites и использует такие сервисы, как Google-форма, Google-документ, Google-таблица.

Предмет: Алгебра [1], информатика.

Тема занятия: «Показательная функция, уравнения и неравенства».

Организационная форма: web-квест.

Форма работы учащихся: групповая.

Тип урока: обобщения и систематизация.

Участники: 1 курс колледжа (10 класс)

Продолжительность: подготовительный этап - 1 неделя, отчетный этап – 90 мин.

 

Рис. Web-квест

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства»;
  • углубить знания по данной теме;
  • формировать информационную компетентность обучающихся;
  • формировать навыки работы в программе Excel, построения графиков и решения заданий по математике [10];
  • развивать познавательный интерес обучающихся к изучению математики.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «показательная функция», «показательные уравнения», «показательные неравенства» знать свойства показательной функции, методы решения показательных уравнений и неравенств.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД) формулировать тему и цель урока, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Место web-квеста в образовательном процессе: данный web-квест можно использовать на уроках обобщения и систематизации знаний по теме «Показательная функция, уравнения и неравенства» [1].

Центральное задание: Для участия в квесте необходимо разбиться на группы. Каждая группа должна выбрать себе одну из ролей. Каждая роль предполагает выполнение определённых заданий, справиться с которыми вам помогут полезные ссылки в Интернет. После выполнения всех заданий следует составить итоговый отчёт, который будет сформирован из отчётов каждого участника группы. Отчёт должен быть представлен в виде презентации.

Роли: Путешественники во времени (3 чел.), Оторванные от реальности (4 чел.), Приближенные к реальности (4 чел.), Великие уравнители (4 чел.), Графисты (5 чел.), Мастера игр (5 чел.).

 

Пошаговая инструкция:

Роль

Задание

Путешественник во времени

Вы – путешественник во времени, который занимается историей развития показательной функции [7].

Задание:

Провести исследование материала по истории показательной функции, ответить на вопросы:

1. История развития понятия "функция"

2. Определение показательной функции.

3. Какие математики изучали показательную функцию?

4. Какие открытия совершили математики, изучая показательную функцию?

! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"

Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.

Оторванные от реальности

Вы – математик, который должен систематизировать все знания о показательной функции [1].

Задания: подобрать материалы по следующим вопросам:

1. Определение показательной функции

2. Виды показательной функции

3. Основные свойства показательной функции

4. Привести примеры с решением, иллюстрирующие свойства показательной функции

! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"

Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.

Приближенные к реальности

Вы – математики, которые должны рассмотреть применение показательной функции в окружающем мире.

Задание:

Провести исследование материала по применению показательной функции, ответить на вопросы:

1. Привести примеры применения показательной функции в различных областях знания: биология, химия, физика, астрономия, экономика, медицина и др.

2. Привести примеры задач и их решение, с практическим применением знаний свойств показательной функции.

! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"

Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.

Великие уравнители

Вы – уравнители, которые должны систематизировать все знания о видах и методах решения показательных уравнений и неравенств.

Задание:

Провести исследование материала по видам и методам решения показательных уравнений и неравенств, ответить на вопросы:

1. Сформулировать определение уравнений и неравенств.

2. Систематизировать виды показательных уравнений и методы их решения.

2. Систематизировать виды показательных неравенств и методы их решения.

! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"

Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. Подготовиться к выступлению.

Графисты

Вы – графисты, которые должны построить графики сложных показательных функций в программе Exsel.

Задание:

1. Построить заданные графики показательных функций в программе MS Exsel [10] или в онлайн-сервисе [11]:

 

Функции
2. Провести исследование свойств построенных функций по плану:

 

  • Область определения D(y)
  • Множество значений Е(у)
  • Исследовать на монотонность: указать промежутки возрастания и/или убывания функции
  • Четность/нечетность функции
  • Ограниченность функции
  • Наибольшее и/или наименьшее значение

! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"

3. Отчёт о проделанной работе представить в виде презентации. На слайде график функции справа, результаты исследования свойств функции слева.

4. Подготовиться к выступлению.

Мастера игр

Вы – игротехники, которые должны систематизировать все знания о показательной функции, ее свойства, уравнениях и неравенствах в форме игры "Своя игра" [1].

Задание:

Подобрать практические задания по следующим категориям 5 уровней сложности стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов:

1. Свойства показательной функции по ее графику

2. Виды и методы решения показательных уравнений

3. Виды и методы решения показательных неравенств

4. Системы показательных уравнений и неравенств

5. Случайный вопрос

! Все формулы вставляются через "Вставка"-"Объект"-"Microsoft Equcation 3.0"

Настроить анимацию. Представить решение и ответ на поставленный вопрос к каждому вопросу.

Настроить дизайн презентации.

Отчёт о проделанной работе представить в виде интерактивной игры-презентации.

Список интернет-источников:

Путешественники во времени

Оторванные от реальности

Приближенные к реальности

Великие уравнители

Графисты

Мастера игр

  • Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник – М.: Просвещение, 2012. – 462 с.

Критерии оценки: Приложение 1, 2 [8, 9, 15].

Планируемый результат: участники web-квеста, отвечая на вопросы и выполняя задания, оформляют работы в виде отчетной презентации и выступают с устным докладом.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (оценочный лист, критерии оценивания), сайт web-квеста (URL: https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf) [2, 4, 5, 6].

Деятельность педагога и обучающихся по работе с web-квестом

№ п/п

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактический материал

Результат

Подготовительный этап

 

Организационный момент

Включить обучающихся в деятельность

Проводит инструктаж по работе с web-квестом

Знакомство с сайтом урока, уточнение критериев оценки

https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf

Понимание задания

 

Выбор ролей урока

   

Знакомство с ролью

https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf/роли

Роли распределили

 

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Изучить источники

Координация работы обучающихся

Выполняют отбор источников информации

https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf/ресурсы

Выбор сделан

 

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Организовать поиск, сбор и изучение информации

Проводит консультации

Отбирают теоретический материал

 

Устное комментирование

 

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Выполнить задание

Комментирует план задания

Выполняют задание по выбранной роли

 

Отчет о проделанном исследовании

Отчетный этап

 

Постановка цели урока

Актуализировать все понятия и определения темы «Показательная функция, уравнения и неравенства».

Фронтальный опрос

Выдвигают цель урока

 

Вывели тему и цель урока

 

Представление отчетов групп

Повторить и углубить знания по теме

Заслушивает отчеты. Задает вопросы

Устные выступления.

 

Представлен отчет о проделанной работе.

 

Рефлексия деятельности

Достигнута ли цель урока

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

 

Вывод по теме урока

 

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Оценка работ групп [8, 9, 12, 15]

Контролирует заполнение форм. Выдает критерии взаимной оценки участников web-квеста

Взаимооценка результатов web-квеста

Заполняют Google-форму оценивания

https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf/критерии-оценки

Оценка выставляется суммарно

https://sites.google.com/view/webqvest-pokazf/результаты

 

Домашнее задание

Закрепить полученные знания по теме

Задает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

   

Приложение 1. Критерии оценки выполнения веб-квеста учителем

 

Критерии

Обоснование критериев

Баллы

Содержание

Полнота

раскрытия темы

полно

частично

не раскрыта

5

3

0

Логика  изложения

информации

-логичное изложение материала

-нарушение логики

-отсутствие логики

5

3

0

Самостоятельная  работа

группы

Слаженная  работа

в группе

-Четко спланированная работа группы

-Работа группы частично спланирована

-Не спланирована работа в группе

5

3

0

Авторская

оригинальность

-Уникальная  работа. Содержится большое число оригинальных примеров

-В  работе  присутствуют  авторские находки

- Стандартная  работа, не содержит авторской индивидуальности

5

3

0

Степень

самостоятельности работы группы

-полная   самостоятельность   при выполнении работы

-частичная самостоятельность работы

-несамостоятельная работа группы

5

3

0

Оформление

работы

(презентация)

Математические формулы

Математические формулы вставлены с помощью редактора Microsoft Equation 3.0

Частично математические формулы вставлены с помощью редактора Microsoft Equation 3.0

Математические формулы вставлены картинками или текстовым редактором

5

3

0

Стиль презентации

-соблюден единый стиль,

-наблюдаются некоторые нарушения

-не соблюден стиль

5

3

0

Использование

цвета      в

презентации

-грамотно подобранная цветовая гамма

-наличие  несоответствия  в цветовой гамме

-нарушение гармонии цветовой палитры

5

3

0

Анимационные

эффекты

презентации

-Рационально использованы возможности компьютерной анимации

-Нерационально использованы возможности компьютерной анимации

-Не   использованы   возможности компьютерной анимации

5

3

0

Разнообразие

видов слайдов

-Оправданное  включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео  в работе

-Неоправданное  включение в работу графиков, рисунков, музыки, видео в работе

-Отсутствие в работе графиков, рисунков, музыки, видео в работе

5

3

0

Оценка «5»  - 43-50; Оценка «4» - 36-42; Оценка «3» - 25-35 баллов

Приложение 2. Критерии взаимной оценки выполнения веб-квеста обучающимися

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Обучающиеся просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Список литературы:

  1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 462 с./data/files/q1546945797.PNG (0x0)
  2. Бесплатный конструктор Google-сайт: что это такое, как создать и удалить. https://www.inetgramotnost.ru/sajt/gugl-sajty-sozdat.html
  3. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности. https://www.youtube.com/watch?v=oAkW-3YfN1I
  4. Верхолетова И.Н., Козлов О.А. Веб-квест технология как информационно-образовательная среда в рамках современных стандартов // Педагогическая информатика. - № 2, 2018. – с. 3-8.
  5. Верхолетова И.Н., Поначугин А.В. Платформы для создания и реализации веб-квестов // Информатика и образование. - № 2 (291), 2018. - с.24-27.
  6. Верхолетова И.Н., Самерханова Э.К. Web-квест – технология цифровой эпохи // «Современные информационные технологии в образовании»: Материалы XXIX международной конференции (26 июня 2018 г.). Научно-методическое издание. Троицк-Москва, 2018, с. 190-191.
  7. История открытия функции. http://www.hintfox.com/article/storija-otkritija-fynktsii.html
  8. Критерии оценки веб-квеста. http://planeta.tspu.ru/files/kriterii_ocenki_veb_kvesta.pdf
  9. Набатова А.В. Использование технологии Web-квест в преподавании предметов естественнонаучного цикла. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/14/diplomnaya-rabota-po-teme-ispolzovanie-tekhnologii-web-kvest-v
  10. Показательная функция, её свойства. Использование возможностей Excel для построения графиков и решения задач. https://videouroki.net/razrabotki/pokazatiel-naia-funktsiia-ieio-svointieghrirovannyi-urok-matiematiki-i-informati.html
  11. Построение графиков онлайн. http://www.yotx.ru
  12. Сандракова Н. С. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1396–1400. http://e-koncept.ru/2013/53282.htm
  13. Тарасевич А. К., Соловьева А. Д., Морозова Е. В. Использование тематических образовательных web-квестов в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1471–1475. http://e-koncept.ru/2017/970621.htm
  14. Хлупина Надежда Олеговна Использование веб-квест-технологии в организации самостоятельной работы студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-veb-kvest-tehnologii-v-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov
  15. Web-квест История вычислительной техники. Критерии оценки выполненной работы. http://istoriya-vt.narod.ru/ocenka.htm
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.