Статья «Занятия в детском театральном коллективе, как способ развития навыков общения»
Занятия в детском театральном коллективе,
как способ развития навыков общения
Театральный коллектив это весьма специфическая среда, в которой осуществляется создание такого сложного аудиовизуального представления, как спектакль. При этом, в ходе работы этого коллектива происходит специфическая трансформация энергии, творческих замыслов, психических и физических усилий всех участников – от технических специалистов и декораторов до режиссера! – в то самое аудиально и визуально доступное произведение, которое реализуется всеми персонами, занятыми в сценическом действе, основанном на литературно-драматической основе сценария.
Совершенно особый случай, это работа детского театрального коллектива. Здесь, в отличие от «взрослых» театров – как профессиональных, так и любительских – происходит становление личности юного театрала. Его развитие, как участника сценического действа, и реализация его личного потенциала прямо на сцене.
Дети играют в театр. И созидают театр – каждую его часть. Сами, а также с помощью взрослых – режиссера, сценариста и даже собственных родителей. И это здорово!
Главное это то, что дети, несмотря на творчески художественный характер театральных занятий, по ходу своей театральной деятельности учатся многому и значимому. Развивая свои способности и творческие навыки. Меняя свою личность, адаптируя ее к весьма специфическим требованиям театральной деятельности.
При этом, согласно мнению специалистов, дети, в ходе театральной деятельности, усиливают свой потенциал творческого развития и нарабатывают ряд навыков особого рода, находящихся между собой в синергетической взаимосвязи.
Прежде всего, это навык к самой творческой деятельности. Как отмечает В. В. Богачев, занятия в театральном кружке раскрывают творческий потенциал ребёнка, который раньше могли не замечать ни его родители, ни даже он сам. Театральная деятельность развивает в детях умение видеть мир широко открытыми глазами, позволяет часто видеть то, чего не видят взрослые («Король-то голый!»). Работа ребенка в театральном коллективе позволяет раскрыть его творческий потенциал.
Помимо этого, театральные занятия развивают фантазию ребенка, будят его воображение. Кроме того, театральные игры и тренинги учат детей сосредотачивать свое внимание, уметь концентрироваться на значимом, развивают у ребенка память и осознанную реакцию. Соответственно, по мнению Е. А. Бабиной театральные занятия прекрасно развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях.
Указанный навык является ключевым для развития у ребенка умения общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Кроме того, театральные игры позволяют ребенку избавиться от страхов. В ходе тренингов опытный руководитель работает на преодоление психологических и физических зажимов и комплексов, развивая юного актера, помогая ему стать сильнее и смелее – как в психологическом, так и в физическом смысле. Это также работает на активизацию потенциала ребенка к общению, а значит и на общее развитие его личности. Воображение перестает быть опасным для ребенка и становится для него могучим средством обновления себя.
Театральные подготовительные тренинги и сценическая работа развивают у ребенка его голосовые возможности, вырабатывают у юного актера правильное дыхание, правильную речь и дикцию. Кроме того, пластические этюды позволяют выработать особую пространственную пластику, умение взаимодействовать с окружающими ребенка людьми и предметами. Снимаются телесные и голосовые зажимы, речь становится внятной, а голос звучным. Дети учатся правильно строить фразы, на основе текстуальных практик и работы над ролью нарабатывают навыки красноречия, учатся говорить красиво, выразительно, содержательно, доходчиво и понятно. Танцы и упражнения на координацию позволяют ребенку научиться владеть собственным телом.
Все это вместе взятое позволяет детям, благодаря занятиям по актёрскому мастерству, быстро находить общий язык со сверстниками, находить новых друзей. Юные актеры становятся более открытыми в общении, чем их сверстники. Театральные занятия избавляют ребенка от самых разных барьеров в общении, учат взаимодействовать с другими участниками театральной команды, что становится для ребенка образцом для общения с другими детьми и взрослыми.
Помимо прочего, театральные занятия приучают детей к дисциплине и самодисциплине, без которых сценическая работа попросту невозможна. Ребенок постепенно развивает свои возможности, осваивает логику и последовательность действий, учится проявлять внимание к значимому, реализовывать свое умение действовать в предлагаемых обстоятельствах. В целом юный актер учится брать на себя ответственность при отыгрывании роли, собираться в нужный момент психологически, импровизировать и получать удовольствие от результата. В ходе театральной работы у ребенка серьезно расширяется кругозор, нарабатывается словарный запас и опыт взаимодействия с другими людьми. Соответственно, общение ребенка максимально обогащается. Юный актер развивается как личность и получает весьма серьезные возможности для дальнейшего своего развития.
Литература
Бабина Е. А. Развитие коммуникативных навыков посредством театра среди детей начальных классов. Санкт-Петербург, 2020 г. Электронный доступ: https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnyh-navykov-posredstvom-teatra-sredi-detej-nachalnyh-klassov-6250573.html
Богачев В. В. Конспект занятия по актерскому мастерству №1 для
детей I года обучения Электронный доступ: https://cdt-psh.edu.yar.ru/o_tsentre/stranichka_pedagoga_bogacheva_v_v_/konspekti_zanyatiy_po_akterskomu_masterstvu.html
Н.Н.Суворова Дополнительная общеразвивающая программа
в области театрального искусства по учебному предмету
Театральные игры. Москва 2013 Электронный доступ: https://rumc.dag.muzkult.ru/media/2018/08/25/1229691128/teatralnye_igry.pdf
Викулова С. И. Конспект открытого занятия Образцового детского коллектива театра "Золотой ключик" Электронный доступ: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/13/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-obraztsovogo
Перевозчикова Л. Вся наша жизнь – игра. Театральная деятельность как способ формирования личностных результатов учащихся начальной и основной школы //Учительская газета, №49 от 4 декабря 2018 г. Электронный доступ: https://ug.ru/vsya-nasha-zhizn-igra-teatralnaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya-lichnostnyh-rezultatov-uchashhihsya-nachalnoj-i-osnovnoj-shkoly/