Урок географии в 6 классе «Защитим природу Земли!»
"Защитим природу Земли"
Цель: познакомить обучающихся с влиянием человека на природу.
Задачи: формировать культуру поведения в природе;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
прививать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся делать выводы.
Ход урока:
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.
- Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Лес, и воздух, и листва,
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)
Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево.
-А как можно помочь природе? Чтобы был зеленый лес?
Дети : Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло .
Учитель: Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, сирень, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.
- Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?
Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.
Учитель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в лес?
Дети: Да.
Учитель: Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.
Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся
-А какой бывает природа?
Игра «Найди лишнее».
- Рассмотрите, пожалуйста, группы картинок и найдите лишнее изображение.
-Как вы думаете, а в природе, бывает что-нибудь лишним?
-А человека можно отнести к природе?
Отвечают на вопросы учителя.
Учитель:
Ребята сегодня утром в школу пришло письмо, в котором указан ваш класс. Сейчас я для вас его прочту.
"С нашей планетой произошла беда.
Её здоровью угрожает опасность.
Человек наносит природе большие и маленькие раны.
Ребята помогите спасти природу!
Фея Экология"
- Ребята предлагаю совершить экскурсию в лес. (Дети закрывают глаза)
Звучит тихо музыка (учитель загадывает загадку)
-Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
Дети: лес.
-Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?
Учитель показывает макет сухого дерева берёзы.
Учитель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
- Почему это произошло?
Дети делают свои гипотезы, учитель подводит итог.
Учитель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Дети вместе с учителем замазывают ранку на стволе.
- Теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас, ребята, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не совершали таких поступков.
Знак «Не повреждай кору деревьев!».
Учитель: Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же зайчик! Не бойся нас, зайчик, мы друзья природы и не сделаем тебе плохо.
Но почему зайчик прячется? Что бы мы поняли он предложила нам просмотреть небольшой мультфильм
«На лесной тропе»
1)Как вели себя лисы, когда приехали отдыхать?
2)Что могло случиться из – за их поведения?
- Ребята из-за неправильного отношения людей к природе, страдают и животные. Как вы думаете чем опасен человек для животных? (ответы детей)
- К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы все, ничего не давая взамен. И теперь, в результате безумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания.
У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.
За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры.
Растения уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. Люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов растений.
Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно еще спасти.
Учитель: Красный цвет книги – знак опасности, который приказывает нам:
«Остановись!»
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное - что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
Учитель:
Лес - это сказочное царство!
Где кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем, как что лечить,
Можем тебя мы научить.
Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь зайке вылечить лапку?
Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист подорожника, и боль пройдёт, и скоро это место заживёт.
Учитель: Лапку вылечить несложно, вот совет наш от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи.
Учитель вместе с детьми прикладывают лист подорожника зайчику на ранку.
Зайчик: Спасибо вам, ребята! Вы и правда, друзья природы - наши друзья!
А сейчас немного отдохнем
Звучит музыка «Звуки леса».
Учитель: Проводится игра «Слово на ладошке».
Перед уходом зайчик рассказал одну историю, может вы сможете помочь лесным жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось, что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы: развели костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они рубили деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.
Учитель: Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для питья животных.
Учитель: Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред наносят костры?
Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо как следует затушить.
Учитель: Костры без необходимости не разводят, но если без него не обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог земле. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.
Учитель: Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?
Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.
Учитель: Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину. !»
Игра «Прилетели птицы»- хлопнуть в ладоши, если услышанное слово - не птица.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, воробьи, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы,
Все вы Молодцы.
Включается запись «Голоса леса».
Учитель:
Кто человек без природы? Представить себе это невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.
Человек уничтожает не только леса, но загрязняет водоёмы. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога. По ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Почти вся вода содержит соли, что делает её непригодной к употреблению. Пресных вод очень мало, поэтому воду нужно беречь.
Вырубка лесов.
Гибель животных.
Загрязнение воды.
Загрязнение воздуха.
Накопление мусора.
Отравление почвы.
- Кто виноват во всех причинах болезни планеты?
У каждого из нас одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество.
Учитель: Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем.
Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не жги костры!», «Не оставляй мусор!». (размещают на макете леса)
Учитель: Давайте повторим правила поведения в лесу. Какие правила вы должны помнить, находясь в природе?
- Нельзя рвать цветы.
-Нельзя ломать сучья деревьев.
-Нельзя убивать лягушек.
-Нельзя пугать птиц и трогать их гнезда.
-Нельзя брать детёнышей животных и приносить их домой.
Учитель:
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы!
В лесах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину!»
Спешите, люди, оставлять добро
Оно, как неразменная монета.
Какие жизни отданы за это...
Творите, люди, на земле добро.
Обучающимся раздаются памятки «Правила поведения в природе»