12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебах Марина Геннадьевна19
7

Здоровье учителя или как бороться со стрессом

Здоровье учителя или как бороться со стрессом

Лебах Марина Геннадьевна, учитель математики

МБОУ «СОШ №1 г. Строитель Яковлевского городского округа Белгородской области»

Работа современного учителя невозможна без постоянного освоения новых методик и технологий. Ему нужно дополнительное время, для чтобы изучить образовательные возможности современных гаджетов, которые должны облегчить работу и коммуникацию. С другой стороны, учитель находится под давлением со стороны родителей, и даже детей. Требования, часто противоречивые, вызывают стресс, а чрезмерная загруженность усугубляет его.

Стресс (в психологии) – это физиологические реакции человека, возникающие при ответах организма на экстремальные воздействия внешней среды, которые несут в себе некоторый элемент угрозы или элемент новизны. Эти воздействия внешней среды в первую очередь оказывают влияние на психику человека. Но так как тело человека, его организм и психика – являются единой системой, то, следовательно, стресс распространяется и на весь организм в целом. С точки зрения физиологии человека, в результате действия негативных факторов, т.е. стресса, происходит выброс надпочечниками гормона кортизола (отвечает за скорость обмена веществ, за регуляцию артериального давления, иммунную систему) и гормона адреналина (влияет на частоту сердечных сокращений, на артериальное давление и определяет расход энергии). Таким образом организм человека, его тело, психика должны быть готовы к ответу на внешний раздражитель, и сразу адаптироваться к нему.

После первичного шока, когда мы сталкиваемся с каким-то непонятным событием, к которому нужно адаптироваться, наступает период адаптации, который как раз и определяется взаимодействием двух гормонов с организмом человека. Если действие стресса оказывается не слишком длинным, то наступает фаза компенсации, мы быстро справляемся со стрессом. Но если мы не можем справиться, если действующие на нас факторы оказываются слишком длительными или слишком сильными, то тогда идет уже нарастание утомления. Это то состояние, которое называют дистресс – разрушительный стресс, который истощает организм постоянными стрессовыми вспышками. Самое опасное на физиологическом уровне, что происходит истощение надпочечников и они перестают вырабатывать гормоны стресса, кортизол и адреналин, в тех количествах, которые необходимы, чтобы справиться с ситуацией. Истощение надпочечников и снижение уровня гормонов стресса ведет к тому, что очень сильно сдает иммунная система. Поэтому всем необходимо беречь себя от стресса.

В психологии, фактор, вызывающий стресс, называют стрессором. Действие стрессора зависит от нашей оценки этого фактора. Потому что один и тот же фактор для кого-то является стрессором, а для кого-то нет. Например, для одних учеников, контрольная работа является очень серьезным стрессором, а для других – нет, они относится к этой работе совершенно спокойно, свободно и расслаблено. Точно также происходит с нами, когда на нас воздействуют какие-то факторы, к которым нам нужно приспособиться.

В ситуации карантина, самоизоляции, дистанционной работы учителя столкнулись с такими основными стрессорами как: отсутствие привычного общения, переход на новые средства коммуникации с коллегами, учениками и их родителями, трудностями организации и контроля учебного процесса, замкнутое пространство дома. Таким образом, стрессором становится все, что нарушает привычное течение жизни.

В борьбе со стрессом для защиты своей психики и иммунной системы можно выделить несколько способов. Первая группа, это рациональные способы, когда при помощи логической цепочки, каких-то доводов человек заставляет себя снизить значимость тех раздражителей, которые вызывают у него стрессовую реакцию. В этом случае, помогает понимание того, что он не одинок, что подобные трудности сейчас испытывают многие люди. «Все люди справляются с этими трудностями, и я тоже с ними справлюсь»; концентрация на позитивных событиях; практика благодарности – сядьте, подумайте и напишите, за что вы благодарны этому дню. Если сосредоточиться на практике благодарности, то уровень кортизола падает на 10-15%. Вторая группа, телесно-ориентированные способы – направлены на работу со своим телом и его расслабление. Они подходят тем людям, у кого хороший контакт со своим телом. Когда расслабляется тело, то одновременно с ним расслабляется и психика. К этим способам относится дыхательная гимнастика, занятие йогой и физическими упражнениями. Третья группа, исключение стрессов – направлена на ограничение источников негативной информации, отказ от общения с негативными людьми, отдых от телефона и компьютера, переключение на отдых и приятные дела, на книгу, вышивание, игру в шахматы.

Каждому человеку, очень важно понимать, что такое стресс? И нельзя впадать в уныние. Потому что хронический стресс ведет и к хроническим заболеваниям, и к ослаблению иммунитета. Важно понимать, что лично я могу сделать в этой ситуации для того чтобы себя обезопасить.

https://psychologyjournal.ru/stories/stress/

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.