Адаптация. Бояться или нет?
Дошкольное образовательное учреждение- первая ступень общественной жизни любого человека. Все мы являемся частью социума, а то, как мы приспособимся к своему положению, какое место в нем займем, влияет на протяжении всей нашей жизни.
В последнее время возросло количество детских садов. Уже немыслимо строительство новых микрорайонов, без включения в него нескольких дошкольных учреждений. Растет число и частных садиков. И муниципальные, и негосударственные сады не перестают пользоваться спросом у населения, а какой именно выбрать для своего ребенка, выбирают сами родители. На это может повлиять и финансовое положение семьи, и вопрос качества образования, отдаленности того или другого сада от дома и много других критериев. Но вне зависима от вида учреждения, везде возникает один из, наверное, наиболее болезненных вопросов, вопрос адаптации.
Адаптация- приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования. То есть мы полностью меняем свой обычный образ жизни, к новому. Даже взрослых, по приходу из очередного отпуска, придя на свое привычное место работы, где все свое и знакомо, в первые дни тянет домой, что уж говорить о ребенке, который после «тепличных» условий, попадает в незнакомую им реальность.
Состояние растерянности, интересна к новому, а иногда и даже страха, присуще многим детям. Иногда, как не странно, это же испытывают и сами родители. Конечно, их можно понять, всеми любимое им чадо попадает к совершенно незнакомым людям. От поведения родителей, от их настроя часто зависит, на сколько болезненно и быстро пройдет адаптация у ребенка. Родитель должен сам для себя усвоить, что приводя сына или дочку в садик, он не бросает его, а передает на время пребывания людям, которые будут присматривать, обучать и заботиться. Чтобы убедиться в этом, в некоторых учреждениях, в частности и в нашем детском саду, специально установлены видео камеры, что позволяет заботливым мамам и папам наблюдать за жизнью ребенка. Он в тепле, в окружении сверстников, вкусно накормлен , под постоянным присмотром, участвует в игровой и образовательной деятельности- что еще надо для того, чтобы сердце родителей было за него спокойным? Легко, находясь на расстоянии, в любое время видеть то, чем занимается малыш. Не стоит излишне бить тревогу, видя на экране монитора , как другой ребенок хочет отобрать у сына или дочки ту или иную игрушку. Это дети, они в отличии от нас, взрослых, пока еще умеют не только быстро ссориться, но и мириться. Бывает и такое , что в течение буквально нескольких минут, детки успевают и поплакать, и посмеяться. Лично я, исходя из своего почти десятилетнего опыта работы в детском саду, считаю, что от настроя родителей и зависит настроение ребенка. Если мама, со слезами на глазах будет провожать его в садик каждый раз, то при всем желании ребенок не сможет полюбить это место. Ребенок чувствует, когда испытывают тревогу, недоверие, значит и у него есть основания на опасение, на страх. Так же наоборот: добрый и бодрый настрой родителей помогает ребенку в короткое время влиться в коллектив и в первую, в его жизни, общество таких же деток, как и он сам. Конечно, для полного «вливания», необходимо время. Через некоторый промежуток родители уже сами начинают замечать, как меняется их ребенок. Он растет и развивается, он становиться самостоятельным, взрослым.
Настрой родителей, индивидуальные особенности ребенка, доброта и ответственность работников детского сада- вот что влияет на адаптационный период. И, как мне кажется, не стоит так сильно бояться этого периода. Как показывает практика, ребенок в более младшем возрасте переносит его быстрее и лучше. А полностью освоившись, у малыша появятся не только настоящие друзья, но и приобретет по -настоящему свой второй дом, в который будет всегда спешить и в котором его всегда будут рады видеть.
Анна Замараева , воспитатель
ЧДОУ «Детский сад «Сказочный» г. Казань