Здоровьесберегающие педагогические технологии как фактор сохранения и формирования здоровья во внеучебное время

0
0
Материал опубликован 10 December

Здоровьесберегающие педагогические технологии как фактор сохранения и формирования здоровья во внеучебное время


Ульянова Наталия Владимировна

МОУ «Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района саратовской области»

учитель начальных классов


«Человеку свойственно по природе своей

соблюдать умеренность не только из – за заботы

о своем здоровье в будущем, но также

из – за хорошего самочувствия настоящем».

Иммануил Кант.

Бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества – здоровье. Существует множество определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По данным официальной статистике, в нашей стране, около 25 – 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза, одна из самых частых патологий – нарушение остроты зрения. Перед педагогами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учащихся после поступления в школу, когда возрастает и физическая и психологическая нагрузка на организм ребенка.

Эффективность воспитания и обучения зависит от состояния здоровья. По мнению английского философа: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».

Учащимся младших классов в процессе внеучебной и внеклассной деятельности трудно постоянно удерживать внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения головного мозга, неустойчивостью нервных процессов. Снижение внимания проявляется в «двигательном беспокойстве». Это поведение оправдано, так как различные движения препятствуют напряжению мышц. Излишняя активность может смениться вялостью, пассивностью, безразличием к учебному процессу.

Систематическая работа учителя начальных классов должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья ребенка во время уроков и внеурочной деятельности, обеспечивать устойчивое усвоение знаний, создавать благоприятный микроклимат в классе.

На здоровье учащихся влияет правильная организация внеучебной деятельности, а именно:

строгая дозировка учебной нагрузки;

построение занятия с учетом работоспособности учащихся;

соблюдение гигиенических требований;

благоприятный эмоциональный настрой;

проведение физкультминуток и физкультпауз.

Посредством проведения физминуток и физкультпауз предупреждается утомление детей. Цель двух этих форм одна – вернуть уставшему ребенку работоспособность, снять умственное утомление, предупредить нарушение осанки. Физкультпаузы предназначаются для конкретного воздействия на определенную группу мышц или систему организма. На пример, если дети много писали, то можно провести упражнения для пальцев рук, плечевого пояса, туловища. Длительность физкультпаузы 1 – 2 минуты. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета внеурочной деятельности, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность.

Физкульминутки воздействуют на организм ребенка в целом и состоят из серии упражнений. Физкульминутки повышают внимание и улучшают осанку. Они проводятся на каждом занятии при проявлении первых признаков утомления.

Важно соблюдать принципы здоровьесберегающих технологий:

«Не навреди!» Дать максимальный объем знаний школьнику, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого.

Принцип сознательности – формирует понимание, устойчивый интерес, осмысленное отношение к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – выражается во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

Принцип активности – рассчитывает на высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативности.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьников в процессе обучения.

На внеурочной деятельности в создании здоровьесберегающей среды мне помогают советы докторов:

Ребенок должен больше двигаться. Не ограничивать естественную свободу детей. Без движения – тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

Не усади! Не усаживать за стол, а дать работать в режиме телесной вертикали, использовать конторки.

Никакой преграды глазу ребенка! Необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.

Рукотворчество! Творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование и т.д.)

Образы управляют миром. Учащийся должен постоянно совершенствоваться в художественно – образной речи.

Школа должна содействовать сохранению здоровья своими методами, применять образовательные технологии с учетом возрастных и физиологических возможностей ребенка, организовывать благоприятный психологический и эмоциональный фон занятий. Сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Забота о сохранении здоровья обучающегося - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Проблема внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе является актуальной.

Наблюдая за детьми с первых дней занятий в школе, отметила, что большинство детей шумные, подвижные, эмоциональные, без комплексов. В связи с этим для себя определила главные задачи: добиться развития личности, научить учиться, при этом сохранить и укрепить здоровье детей, используя УМК «Школа 2100». Каждому ребенку помогаю осознать свои способности, создаю условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья ребенка. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

При реализации намеченных задач работаю по следующим направлениям.

Организовываю занятия внеурочной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий.

Для сохранения здоровья школьников стараюсь правильно организовать учебный день.

внимательно отношусь к состоянию каждого ребёнка, оцениваю его настроение и эмоциональные реакции;

слежу за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;

соблюдаю рациональный режим труда и отдыха;

обеспечиваю и поддерживаю двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;

стараюсь создать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;

оказываю педагогическую помощь в овладении учебным материалом.

В структуре внеурочной деятельности выделяю следующие блоки:

1 – психологическая пауза.

2 – деятельность.

3 – пауза здоровья.

4 – рефлексия.

Здоровьесберегающая среда в воспитательном процессе.

Провожу внеклассные мероприятий, на которых пропагандируется здоровый образ жизни.

Проведение дней здоровья, некоторых праздников, отдельных занятий на природе. Провожу тематические классные часы, способствующих формированию у обучающихся представления о здоровом образе жизни (день здоровья: «Осенний кросс», «Русская зима»; устный журнал «Вредные привычки»; викторина « Питайся правильно» и др.)

Проведение родительских собраний, посвященных здоровью детей («Организация свободного времени», « Режим дня в жизни школьника»)

У обучающихся формируется начальное представление о ЗОЖ. На занятиях внеурочной деятельности провожу корригирующие упражнения по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий во внеучебной деятельности позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.-М., 2002

Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа // «ОБЖ»

Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьников. М.: Просвещение, 1964, с. 230.


М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска. – wwwHYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/".HYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/"ruscenterHYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/".HYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/"ru

Н.Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся. – wwwHYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/".HYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/"ruscenterHYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/".HYPERLINK "http://www.ruscenter.ru/"ru

www.breath.ru/education.htm

http://zdd.1september.ru/2006/05/14.htm

http://www.fizkult-ura.ru/node/11




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации