Статья «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья школьника»
МБОУ Кулундинская СОШ №1 Довбня С.А.
Тема: «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья школьника»
Цель: способствовать осознанию ответственности родителей за воспитание здоровой личности.
Задачи:
Создать условия для выявления родителями факторов, влияющих на здоровье школьника.
Показать важную роль режима дня в сохранении и укреплении здоровья - необходимости его выполнения.
Воспитывать ребенка, чтобы он заботился о своем здоровье и дорожил им.
Разработать запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня.
Подготовительный этап
1) Анкетирование учащихся класса. ( Приложение 2 )
2) Анкетирование родителей. (Приложение 1, 3 )
Изучение учителем показателей здоровья учащихся класса по данным медкомиссии.
Подготовка материала по проведению родительского всеобуча по данной проблеме:
Как следует воспитывать ребенка, чтобы он заботился о своем здоровье и дорожил им?
Ход лектория
1. Тема: «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья школьника.»
Проблема:
Как следует воспитывать ребенка, чтобы он заботился о своем здоровье и дорожил им?
4. Обсуждение в группах следующего вопроса.
Как выглядит здоровый ребенок? Что такое режим дня? Из чего он складывается?
Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут 20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не «хлюпает» носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд.
- Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Учёба в школе, домашние задания, свободное время, физкультура и спорт, сон, приём пищи.
Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка?
- Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.
- Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.
- Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон).
Недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности, сосредоточенности внимания.
- Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ.
Вывод: Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».
I. Вступительное слово классного руководителя
Увеличилась нагрузка на растущий организм, новые обязанности требуют большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Врачи утверждают, что режим дня – это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. Младший школьник характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
Родителям необходимо помнить, что между здоровьем человека и его питанием очевидна прямая зависимость. Существует много правил рационального питания ребенка. Главное, питание должно быть сбалансировано.
Завтрак – это самое важное в дневном рационе ребенка, и возможность проконтролировать его со стороны родителей.
Количество калорий, потребляемых ребенком, определяется не массой тела, а расходованием энергии.
В среднем на 1 кг веса ребенка до 12 лет необходимо 60 калорий. Детскому организму требуются все питательные вещества: белки, жиры, углеводы и все витамины.
Важен и регулярный прием пищи: четырехразовое питание: 30% - завтрак, 40-45% - обед, 10% - полдник, 15-20% ужин. Утром рекомендуется каша или омлет. На обед: салат и суп. Ужинать ребенок должен за 2-3 часа до сна, иначе может возникнуть бессонница.
Перед сном полезно выпить стакан кефира или молока с медом – успокаивающими свойствами.
Обязательно поинтересуйтесь в школе, что и как ест ваш ребенок. Старайтесь, чтобы он не выходил из дома в школу голодным, т.к. первокласснику может не понравиться завтрак, и тогда ребенок первый раз сможет поесть только, в лучшем случае, в обед. Перекусы пирожками, чипсами и лимонадом, как вы понимаете, не выход
Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела).
Жиры (запасной источник энергии).
Углеводы (обеспечивают нас энергией).
Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма).
Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет его рост.
Какие же советы можно дать?
1. Желательно знать высококалорийные продукты и стараться избегать их чрезмерного употребления, например, таких, как:
• сдобные хлебные и кондитерские изделия
• мороженое
• шоколад, шоколадные конфеты
• жареные продукты
2. Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приемом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры.
3. Не допускать слишком длительного перерыва между приемами пищи. При неправильном питании дети могут терять или набирать вес. Наблюдение за весом должно быть заботой не только родителей, но и мальчика или девочки, Хорошо, если в доме есть весы, а на косяке двери время от времени отмечается рост ребенка. Это воспитывает самоконтроль у детей, умение анализировать состояние своего организма и здоровья.
Свободное время: использовать на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому, которая должна быть регулярна и контролироваться со стороны взрослых. Стоит прислушаться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:
- не меньше 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
- 30-40 минут - на посильную работу по дому;
- 1 час – на самообслуживание.
- оставшееся время – на кружки, секции
51% детей вообще не бывают на улице после школы.
73% не устраивают перерывов между приготовлением уроков.
30-40% имеют избыточный вес
Физическая активность важна так как : утром - школа, где ребенок сидит, днем – делает домашнее задание – сидит, отдыхает – за компьютером, телевизором. Малоподвижный образ жизни для ребенка очень вреден. Для поддержания нормальной двигательной активности ребенок должен делать ежедневно 23-30 тысяч шагов. Но это выполняется наполовину.
Гиподинамия – отрицательно влияет на все органы и системы организма. Снижает его устойчивость к простудным факторам и действию патогенных микроорганизмов. Люди, страдающие гиподинамией, простужаются в 3-5 раз чаще, чем люди с нормальной активностью. Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы и тяжелее излечива-ются.
на подготовку домашнего задания отводится 1 час- в 1 классе, 1-1,5 часа- во 2 классе, 2 часа- в 3-4 классе.
Уроки лучше делать в спокойной обстановке
Значительно увеличивается нагрузка на опорно-двигательный аппарат ребенка. Много часов в школе и дома он будет проводить сидя за партой. Нарушение осанки может привести к большим проблемам со здоровьем Поэтому, необходимо направить все силы на профилактику этих болезней: постарайтесь приучить ребенка сидеть прямо, ровно, ведь в этом возрасте идет формирование скелета. Плечи должны быть на одном уровне, оба локтя лежать на крышке стола, ортопедический рюкзак, парта, «растущая» вместе с ребенком — это не роскошь, а жизненная необходимость.
У одного ребенка прямая спина, развернутые плечи, хорошая походка, а у другого — круглая спина, одно плечо выше другого, лопатки выступают, живот выпячен. Может, это именно ваш ребенок? К сожалению, часто родители замечают нарушения только тогда, когда на них укажет врач или учитель и не придают этим «мелочам» особого значения. Однако, в этой ситуации нужно торопиться. Ведь ребенок растет, исправить осанку с каждым днем будет все труднее.
Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них наблюдается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.
При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.
Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.
Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 15 до 17 часов.
Наиболее трудными считаются уроки математики, , иностранного языка, обучения грамоте.
В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается. Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.
Поэтому лучше готовить домашние уроки так:
1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.
2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.
4-й урок – более лёгкий.
Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.
Для работы с компьютером отводится такое же время.
Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки:
• постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
• движение во всех видах;
• подвижные игры на воздухе;
• утренняя гимнастика;
• закаливание;
• достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
• специальные комплексы физических упражнений. Выполняйте эти упражнения вместе с ребенком, только не время от времени, а регулярно.
И еще: посмотрите на себя в зеркало. Ваша осанка должна быть примером!
Сон. Перед сном не стоит играть в подвижные игры и на компьютере, не надо разрешать просмотр страшных фильмов, нужно отложить неприятные разговоры, споры и ссоры до утра: это делает сон беспокойным. Перед сном рекомендуется спокойная прогулка, проветрить комнату. Сон не менее 10 часов. Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:
3. Ознакомление родителей с результатами анализа состояния здоровья учащихся на момент проведения родительского собрания
Таблица 1
№ п/п | Список учащихся класса | Группа здоровья учащегося | Физкультурная группа учащегося | Количество дней, пропущенных по болезни |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
Общее количество дней, пропущенных по болезни, по классу: | |
Таблица 2
№п/п | Основные виды заболеваний учащихся класса | Количество учащихся, подверженных данному заболеванию, % | Количество учащихся, пропустивших учебные занятия по причине этого заболевания, % |
1 | Простудные заболевания | | |
2 | Заболевания зрения | | |
3 | Заболевания желудочно – кишечного тракта | | |
4 | Вегето – сосудистые заболевания | | |
Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
Увеличивается количество детей, больных ожирением.
Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.
Рассмотрим, какие нарушения в состоянии здоровья детей наиболее типичны
Заболевания зубов
Всем известно, что хорошие зубы — залог здоровья. Более 90% детей приходят в школу уже с проблемным состоянием полости рта. А больные зубы — это и различные хронические воспалительные очаги в организме, и ревматизм, и болезни почек. Но особенно страдают органы пищеварения: в желудок попадает плохо пережеванная и мало пропитанная слюной пища. Дети, имеющие больные зубы, быстро утомляются, рассеянны, у них чаще отмечаются трудности обучения.
На что родителям обязательно надо обратить внимание? Кроме распространенного кариеса у младших школьников часто встречаются искривление зубов и неправильный прикус. И в этом случае не стоит надеяться, что «само пройдет», когда молочные зубы сменятся постоянными. Обратитесь к специалисту, в настоящее время подобные проблемы достаточно просто и успешно решаются.
Заболевания уха, горла и носа
Затрудненное дыхание через нос, постоянно открытый рот, постоянный насморк, периодическое воспаление среднего уха, частые ангины свидетельствуют о неблагополучии в этой области. Многие родители не задумываются над тем, что не только в период болезни, но и после нее еще довольно долго функциональные возможности организма ребенка снижены, а значит, снижена трудоспособность, повышена утомляемость.
Затрудненное дыхание через нос возникает в результате значительного увеличения носовых миндалин (аденоидов). Они препятствуют поступлению достаточного количества кислорода в легкие и, соответственно, в различные клетки организма, особенно клетки головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, ухудшению памяти и, как следствие, к комплексу школьных проблем.
Холодный воздух, поступая в дыхательные пути через рот, не успевает нагреться, поэтому в осеннее, зимнее время года верхние дыхательные пути постоянно переохлаждаются, что приводит к частым простудным заболеваниям, еще больше ослабляющим организм. Частые отиты, следствием которых бывает снижение слуха, также могут стать одной из причин затруднений в учебе.
Нарушения нервно-психического здоровья у детей
Особую группу составляют дети с нарушением нервно-психического здоровья. Именно у них чаще всего возникают в школе различные проблемы. Такие дети выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот родителям и воспитателям.
Они очень подвижные и эмоциональные, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя послушания, но, видя, что все напрасно, вынуждены признаться в собственном бессилии.
Или, наоборот, застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие дети. Они, еще не начав выполнять задание, пасуют, оправдываясь, что оно «очень трудное», «вокруг шумят», «голова болит». Всегда винят кого-то другого, а на самом деле просто заранее уверены, что не справятся с поставленной задачей.
Очень часто дети с нарушением нервно-психического здоровья плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики (например, подергивание век), ночное недержание мочи, различные вредные привычки (обгрызание ногтей, покашливание, выдергивание волос и т.п.).
Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное состояние ребенка. Однако зачастую они не всегда правильно понимают и оценивают его: объясняют такое поведение избалованностью или характером, проходящими недостатками дошкольного возраста, порой поддаются чувству раздражения, показывают свое нетерпение и нетерпимость, срываются, совершая тем самым подчас непоправимые ошибки.
Опыт показывает, что частые наказания, окрики, желание настоять на своем во что бы то ни стало, в подобных случаях не помогают, а только провоцируют ухудшение состояния ребенка. Не имеет смысла вступать с перевозбужденным малышом в дискуссию, пытаться перекричать его, в чем-то убедить, грубо удерживать, заражаться его яростью и гневом. Ни к чему хорошему это не приведет. Лишь ваше хладнокровие и выдержка помогут ребенку остыть, успокоиться. Лучше не использовать жестокие меры, которые лишь озлобляют ребенка. Прежде чем наказывать, обвинять, строго требовать подчинения, необходимо разобраться: не связано ли подобное поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача.
А вот за советом к врачу родители как раз обращаются очень редко. Больше того, рекомендация учителя показать ребенка детскому психиатру вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Бывают и непреклонные ответы: «Разве мой ребенок нервнобольной? Психиатр нам не нужен». В подобном случае чаще всего родителями движет непонимание и страх: вдруг поставят на учет в психдиспансер, об этом узнают знакомые и т.п. А если и идут на диспансеризацию перед школой, то с одной целью: не сказать ничего лишнего, скрыть самое существенное, убедить себя и доктора, что все в порядке. Получается, что внешнее благополучие превыше всего, а ребенок страдает. Ведь если родители ничего не рассказывают врачу о своем беспокойстве, о нарушениях поведения ребенка, пытаются убедить, что «это он сейчас так разнервничался», то за короткое время приема разобраться в истинном положении врачу трудно. Отсюда и понятное заключение в медицинской карте: «Здоров». А ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге на серьезный срыв здоровья. Ведь все эти нарушения поведения — признаки неблагополучия, сигналы тревоги. Именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья, которые относятся к категории пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.
Не откладывайте визит к врачу. Только своевременно принятые меры помогут вашему ребенку преодолеть все трудности, которые ждут его в начале учебы.
г) Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам исследований особо опасны для любого человека пассивные эмоции: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.
Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать поистине здоровое потомство.
7. Разработка запретных законов для родителей
Каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и все же в редкой семье он соблюдается. Мы все время делаем себе поблажки: вот пройдет праздник. сегодня воскресенье. ребенок недавно болел. у нас сегодня гости. и т.д. и т.п.
Приучение ребенка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.
Родители в группах разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ».
НЕЛЬЗЯ:
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Ругать ребенка перед сном;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
6. Решение собрания.
1) Формировать у учащихся активную жизненную позицию. Вести здоровый образ жизни, понимать необходимость и роль двигательной активности учащихся.
2)Быть во всём примером своим детям, помогать школе, учителю сохранять и укреплять здоровье учащихся.
3)Формировать представление о том, что полезно, а что вредно для детского организма.
4)Обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности, формировать правильную рабочую позу при выполнении домашних заданий.
5)Родителям вместе с ребёнком предлагается составить индивидуальный режим дня для школьника с учетом услышанных на собрании рекомендаций.
Помните, уважаемые родители, что наше здоровье, здоровье наших детей в наших руках! Желаем всем здоровья!
10. Итог:
В заключении слова Льва Кассиля:
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Памятка для родителей №1.
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Приложение 1
Анкета для родителей
Режимные моменты |
Делает ли ребенок утреннюю зарядку? 1 – делает всегда 2 – иногда 3 - не делает |
Пребывание ребенка на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно: 1 –до 3,5 часов и более 2 – от 2 до 3 часов 3 – менее 2 часов |
Сколько ребенок тратит времени на приготовление уроков? 1 – до 1 часа 2 – до 1,5 часов 3 – до 2 часов 4 – до 2,5 часов 5 – до 3 часов 6 – до 3,5-4 часов 7 – более 4 часов |
Сколько времени, в среднем, ребенок тратит ежедневно на просмотр телевизионных передач? 1 – до 0,5 час 2 – до 1 часа 3 – до 2 часов 4 – до 3 часов 5 – до 4 час и более |
Сколько времени в день ребенок проводит за компьютером? 1 – до 20 мин 2 – до 30 мин 3 – до 1 часа 4 – до 1,5 часов 5 – до 2 часов 6 – до 3 часов 7 – 4 и более часов |
Занимается ли ребенок в кружке, секции, спортклассе, музыкальной школе и т.п.? 1 – да 2 – нет |
Соблюдает ли ребенок режим дня в свободный от учебы день, на каникулах? 1 – да 2 – не всегда 3 – нет |
Наблюдаются ли у ребенка после занятий: 1 – раздражительность 2 – головные боли 3 - сонливое состояние 4 – не наблюдаются |
Продолжительность ночного сна, в среднем: 1 – 11 час и более 2 – 10,5 час 3 – 10 час 4 – 9,5 час 5 – 9 час 6 – 8,5 час 7 – 8 час 8 – менее 8 час |
Как протекает период засыпания ребенка? 1 – засыпает быстро 2 – долго не засыпает |
Сон ребенка: 1 – спокойный, глубокий 2 – беспокойный |
Хронические заболевания 1 – нет 2 –есть |
Более ли ребенок острыми респираторными заболеваниями? 1 – нет 2 – да |
Приложение 3
Анкеты для родителей
С тех пор, как мой ребенок учится в школе, он стал:
а) болеть чаще в) без особых изменений б) болеть реже
2. С приходом в школу эмоциональное состояние стало:
а) более устойчивым в) без особых изменений
б) менее устойчивым
3. Часто ли вы замечаете, что ваш ребенок устал:
а) достаточно часто в) редко б) бывает
4. Усталость связываете:
а) с особенностями здоровья в) с режимом дня
б) с учебными нагрузками г) другое
5. С приходом в школу появились хронические заболевания:
а) улучшилось в) без особых изменений
б) ухудшилось
Самочувствие и эмоциональное состояние
Нравится ли вашему ребенку в школе?
а) очень б) нравится в) не нравится
2. Трудно ли вашему ребенку учиться в школе?
а) трудно в) легко
б) не очень трудно г) боимся, что не справляется
3. Сколько времени тратит ваш ребенок на приготовление д/з
а) до 1 часа в) более 2 часов
б) от 1 часа до 2 часов
4. Бывают ли у ребенка отрицательные эмоции вовремя приготовления
домашнего задания?
а) не бывают б) редко бывают в) часто бывают
5. Каковы причины отрицательных эмоций?
а) усталость физическая в) забыл задание
б) усталость психическая г) «неохота»
д) недопонимание материала
6. Как поздно ребенок ложиться спать?
а) в 21-00 б) в 22-00 в) позднее 22-00
7. Каким ложиться спать?
а) достаточно бодрым в) в меру усталым
б) утомленным
8. Каким встает по утрам?
а) свежим и бодрым в) не выспался
б) выспался, но ленится вставать
9. Жалуется ли ребенок на недомогание?
а) не жалуется; в) жалуется на головную боль;
б) жалуется; г) жалуется без видимой причины.
10 Устраивает ли вас самочувствие ребенка?
а) устраивает полностью; в) не все устраивает;
б) устраивает в целом; г) не устраивает.
Приложение 2
Выявление состояния детей с помощью методики «цветопись» Лутошкина
Согласно этой методике, каждому эмоциональному состоянию соответствует
определенный цвет, а именно:
красный – восторженное настроение
оранжевый – радости
желтый – светлое, приподнятое
зеленый – ровное, спокойное
синий – грустное, печальное
фиолетовый – тревожное, неудовольствие
черный – унылое, упадочное
Ежедневно, в течение недели каждый ребенок выбирает цвет, соответствующий его настроению. Настроение можно отследить в течение дня, недели и обратить внимание на тех, у кого отрицательные эмоции возникают чаще и более продолжительное время.
Тест «Мои чувства»
Чаще всего я радуюсь, когда …
Чаще всего я смеюсь, когда …
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда …
Чаще всего я плачу, когда …
Чаще всего я злюсь, когда …
Чаще всего я обижаюсь, когда …
Мне хорошо, когда меня …
Мне плохо, когда меня …
Анкета для детей
1. Во сколько ты встаешь? _____________________________________
2.Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? ________________________
3.Хорошо ли ты завтракаешь? ЧЕМ? ______________________________ 4.Проветриваешь ли ты комнату перед сном и днем? ___________________
5.Сколько раз в день ты чистишь зубы?_______________________________ 6.Умываешься ли ты после школы и перед сном? ______________________
7.Сколько часов в день ты гуляешь? _________________________________
8.Выключаешь ли ты телевизор\радио, когда делаешь Д\З?______________
9. Сколько времени в день ты смотришь телевизор?_____________
играешь на компьютере?____________________
10.Когда делаешь Д/З: днем или вечером?____________________________
11.Делаешь ли ты перерывы в выполнении Д/З?_______________________
12.Сколько времени ты делаешь Д/З?________________________________
13.Принимаешь ли ты витамины? ___________________________________
14.Ешь ли ты овощи и фрукты каждый день? _________________________
15.Ешь ли ты сухарики и чипсы? Сколько раз в день?___________________
В неделю?______________________
16.Во сколько ты ужинаешь? _______________________________________
17.Во сколько ты ложишься спать?___________________________________ 18.Соблюдаешь ли ты режим дня?___________________________________
19.Помогаешь ли ты родителям по дому? Что делаешь? ________________
_______________________________________________________________ ________________________________________________________
20.Отдыхаешь ли ты на переменах? Как? _____________________________
21.Занимаешься ли ты спортом? Каким?______________________________
22.Какие виды сорта тебе нравятся больше всего? _____________________
________________________________________________________________
23.Нравятся ли тебе уроки физкультуры? ____________________________
24. Доволен ли ты своей оценкой по физкультуре?________________
25. Нравится ли тебе участвовать в спортивных соревнованиях?____
каких?_________________________________________________________
Приложение 4
Памятка для родителей №1.
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка для родителей №2.
Как проводить оздоровительные минутки
при выполнении домашних заданий первоклассников.
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» – энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» – попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» – воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Приложение 5
Приглашение
на лекцию для родителей.
Уважаемые
_______________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________
Мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился, поступил в престижный университет, выбрал наилучшую профессию и обязательно добился успехов в будущей жизни, потому, что мы знаем цену успеха. Для того, чтобы стать успешным человеком, мало одних только выдающихся личных качеств, нужны еще знания, хорошо развитые способности и … крепкое здоровье.
Приглашаю Вас на лекцию для родителей. «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья школьника», которое состоится 10 февраля 2023 года в 13-00 в каб. №18.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель
Светлана Александровна.
Точечный массаж.
Приложение 6
(использовать на уроках, в перерыве приготовления домашнего задания, в свободное время)
По праву, одним из самых важных и древнейших способов лечения является точечный массаж Процедура, без сомнения полезная, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж детям родители могут делать самостоятельно, начиная с самых первых дней жизни.
В настоящее время точечный массаж для детей в детском саду и в начальной школе становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.
Основные условия проведения самомассажа для детей:
-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
- движения должны быть плавными, массирующими;
-двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
- начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
Точечный массаж для дошкольников проводится с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки, ответственные за состояние тех или иных органов или систем организма. Длится он всего 2—3 минуты и хорошо воспринимается ребенком. Основные точки находятся на ладонях и стопах человека, плечах и лопатках, голенях и коленях.
Самомассаж головы. Круговой массаж черепа детьми проводится следующим образом: правая ладонь поглаживает правый висок, двигаться при этом необходимо к затылочку. Левой рукой в это время осуществляются массирующие движения на лбу. Все это можно выполнять под стишок:
На комод забрался ежик
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причесаны колючки:
И никак не разберёшь-
Щетка это или ёж?
Точечный самомассаж лица для детей, способствует предотвращению простудных заболеваний, позволяет научиться управлять мимикой лица. Самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.
Детей усаживают на стульчик и учат «лепить красивое лицо»:
1. Дети выполняют поглаживание лба, щек, крыльев носа от центра к вискам, мягкое постукивание по коже, как бы уплотняя ее.
2. Указательными пальчиками делают надавливание на переносицу и точки над бровями с вращательными движениями по часовой стрелке, затем против нее по 5 раз.
3. Затем проводят с усилием по бровям и «лепят» щипками брови по направлению к вискам. Можно задействовать точку между бровями «третий глаз».
4. Затем средними пальчиками поглаживают под глазами (по глазнице) по направлению от внешнего уголка во внутреннему. Делают акцент на точку на внешнем уголке и в центре глазницы, и легко проводят по верхнему веку по направлению к внешнему уголку глаз (глаза закрыты). Такими способами задействуют слизистую оболочку полости носа (решетчатых образований) и пазух лба, лобные отделы головного мозга, активизируя в них кровообращение, включая также глазное яблоко, для улучшения зрения и стимулирования умственного развития.
5. Указательными или средними пальчиками легко надавливают на крылья носа, проводят их по переносице в сторону носовых пазух, легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа. Этим задействуют передние и средние доли гипофиза, слизистые оболочки носа, гайморовых полостей, улучшая в них кровообращение.
6. Затем нужно потереть ушную раковину и прижать точку возле козелка уха для положительного воздействия на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Выполняя вышеуказанный комплекс самомассажа можно использовать следующее слова:
«Крылья носа разотри – раз, два, три!
И под носом ты утри – раз, два, три!
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять!
Вытри пот себе со лба – раз, два, раз, два!
Серьги на уши повесь, если есть!
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три!
Сзади пуговку найди, пристегни – раз, два, три!
А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку!
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики!
Вы так славно потрудились и красиво нарядились! »
Точечный самомассаж носа для детей является одним из способов лечения заложенности носа и насморка. Он оказывает положительное воздействие на детский организм: стимулирует процесс кровообращения, оказывает укрепляющее влияние на мышцы носоглотки, оказывает тонизирующее воздействие на эндокринную систему.
Чтобы снять неприятные симптомы, необходимо трижды пройтись по указанным ниже точкам, нажимая на них по 10 раз:
- край ноздрей;
- внешние уголки глаз;
- область между бровями (переносица) ;
- точка, немного выше ушной мочки.
Самомассаж для лица и шеи для детей способствует расслаблению мышц. Детей обучают выполнять поглаживание шеи по направлению к области подбородка. При этом они разворачивают плечи и вытягивают шею, держа голову прямо. Выполняют похлопывание по подбородку тыльной стороной ладошки. Надавливают на точку в центре нижней челюсти со стороны подбородка для улучшения кровообращения, обмена веществ, выработки гормонов, так как точка задействует особые образования, контролирующие химический состав крови.
Нажимают точку в центре ключицы над впадинкой для регуляции иммунной системы организма посредством слизистой оболочки нижнего отдела глотки, включая гортань и даже тимус (вилочковую железу) .
Точечный самомассаж рук. Дети должны активно потереть ладошки друг о друга до ощущения тепла, вытянуть каждый пальчик и надавить на него, ногтями одной ручки потереть по ногтям другой («стиральная доска») для оказания благотворного воздействия на внутренние органы. Точки на ногтях связаны с сердцем, легкими, печенью и кишечником. Нажимают точку между большим и указательным пальцами (в конце складочки) для нормализации функций всего организма, снятия усталости. Следует потереть всю ручку до плеча, нажимая на мышцы, затем от плеча вниз ладошкой для возбуждения мышц рук и прочистки энергетических каналов.
Точечный массаж ног для детей. Проведенный в игровой форме, точечный массаж ног для детей вызывает у них только положительные эмоции. Сев по-турецки, малыш попеременно должен подтягивать стопы, затем размять пальцы и пятки, выполнить пощипывающие движения, предотвращающие развитие плоскостопия. Затем можно похлопать по пальцам и потереть голеностоп, сделать несколько вращений и потянуть носочки вперед. Чтобы активизировать основные биологически активные центры, расположенные на нижних конечностях, нужно погладить и легко пощипать голени и бедра. Ладонями необходимо похлопывать себя по направлению от лодыжек к бедрам. Затем ножки растирают ребрами ладоней и после – кулачками. Все это время можно приговаривать:
Туки-точки, туки-точки,
застучали молоточки.
Туки-туки-туки-точки,
застучали молоточки.
Туки-ток, туки-ток,
так стучит молоток.
Точечный массаж для детей в стихах в детском саду, в начальной школе или дома приносит не только пользу, но и вызывает массу положительных эмоций.
Точечный массаж для детей в детском саду проводится во время игр или после сна. Это способствует повышению защитных свойств дыхательных органов и сердечно-сосудистой системы. Обычно точеный массаж для детей не вызывает у них негативной реакции, малыши делают его с радостью. Никаких проблем с запоминанием текста и движений не возникает, ведь заучиваются они в процессе, представленном в игровой форме.
Чтобы получить ожидаемый результат, точечный массаж в детском саду или во время пребывания малыша в домашних условиях должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку, организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.
Массаж – один из древних методов целительства. Все мы пользуемся прикосновениями, не подозревая, что это массаж. Ласковое касание живительно для нашего эмоционального и физического благополучия.
Список литературы
1. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004.-144с.- (Руководство практического психолога).
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + Новые собрания.М.: «ВАКО», 2005, 256с.- (Педагогика. Психология. Управление).
3. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1986.-192с.
5. http://www.metodkopilka.ru/roditelskoe_sobranie_osnovnye_faktor_sposobstvuyuschie_ukrepleniyu_i_sohraneniyu_zdorovya-11498.htm
6. http://new.pedsovet.org/publikatsii/vospitanie/iskusstvo-i-kultura-pitaniya
http://new.pedsovet.org/publikatsii/vospitanie/zdorovesberejenie-v-vospitanii
http://new.pedsovet.org/publikatsii/biologiya/soblyudenie-rejima-dnya-shkolnikom
http://new.pedsovet.org/publikatsii/klassnomu-rukovoditelyu/zdorova-semya-silnaya-rossiya-
http://new.pedsovet.org/publikatsii/zdorove-i-meditsina/issledovatelskaya-rabota
8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/09/06/konsultatsiya-dlya-roditeley-tochechnyy-massazh-kak
Страница 22