Технология наставничества как ключевой фактор формирования метакомпетенций

4
0
Материал опубликован 15 September 2021

Технология наставничества как ключевой фактор в формировании метакомпетенций учащихся


Вложить душу нельзя только учить

(Учительская дилемма)


В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.

Но для того, чтобы понять, что такое наставничество, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA.

Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA – то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.

Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Также очень важно развить у учащихся не только ключевые, общепредметные и предметные компетенции. Очень важно наряду с основными компетенциями развить метакомпетенции. Так как именно метакомпетенции наиболее отвечают запросам современного общества.

Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

За плечами любого успешного человека стоит наставник. Но кто же такой наставник? Хотелось бы спросить у Вас, наставник – кто же он? Какой он?

Мы можем привести множество примеров наставничества из мультфильмов, фильмов. Также из истории нашего государства нам известно данное понятие, когда молодому специалисту любой отрасли назначали наставника, чтобы тот обучил и показал, как нужно делать данный вид работы, рассказывал обо всех нюансах и сложностях профессии. Но это был «профессиональный наставник»

Современное наставничество отличается, прежде всего, горизонтальностью связей. Если раньше связь была вертикальная, и наставляемый был в подчинении у наставника, то теперь наставничество не просто не может быть директивным!

Современное наставничество может возникнуть только через мотивацию и личное желание наставника и наставляемого. Если раньше наставничество было от слова наставлять и применялось в контексте деятельности дополнительного учителя, то теперь этимологию слова рассматривают как взаимообогащение обоих сторон.

А любой ли человек может стать наставником? Зачем наставнику нужно быть наставником и какие качества должны быть у наставника?

Наставником может быть любой человек, независимо от возраста. Главное, чтобы человек имел какой-либо опыт, желает развиваться, готов делиться и всегда открыт новому.

Наставничество, прежде всего, – это экологичные коммуникации, основанные на доверии, взаимообогащении, открытости, партнерстве, личности. Главные и основные принципы наставничества – доверие и взаимообогащение.

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого обучающегося:

подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе;

одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации;

ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.

Программа наставничества способствует решению следующих задач:

раскрытие потенциала каждого наставляемого;

преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;

адаптация обучающегося в новом учебном коллективе;

повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося;

создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями

формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);

формирование предпринимательского потенциала и финансовой грамотности наставляемого (проективное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;

создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;

Планируемые результаты реализации технологии наставничества:

измеримое улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;

рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;

улучшение психологического климата в образовательном учреждении как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;

практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению;

измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;

привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ региона и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

Какие же проблемы можно решить, применяя технологию наставничества?

прежде всего, можно повысить низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость;

помочь учащемуся в выборе осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

создать условия для формирования активной гражданской позиции;

повысить информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;

помочь учащимся сформировать личностные ценностные и жизненные позиций и ориентиры;

разрешить конфликтные ситуации, развить недостаточно развитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение учащихся;

создать условия для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;

создать необходимые условия для вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;

помочь учащимся в период психологических кризисов, связанных с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;

помочь с проблемами адаптации в (новом) учебном коллективе.

В своей работе я применяю следующие формы и приемы технологии наставничества.

Очень часто провожу различные тесты, анкетирования, опросники, направленные на выявление личностных, психологических и профессиональных качеств. Тесты на тип темперамента Г. Айзенка, тест на выявление типа мышления Г. Гарднера, тестирование на выявление финансовой грамотности и мышления и т.д.

На уроках применяю прием моделирования ситуаций и решения практических задач, где ученики сами придумывают проблемную ситуацию, а затем мы вместе ее решаем.

Также одним из направлений наставничества в моей работе является разбор ситуаций «ученик-учитель». Ученики рассказывают о возникших у них проблемах, мы вместе ищем пути решения данной проблемы, а также я говорю, как делала я в их возрасте.

Для того, чтобы подготовить учащихся к реальной жизни, не достаточно теоретического материала, изложенного в учебниках. Для этого нужно разбирать конкретные жизненные ситуации, рассматривать жизненные проблемы. В связи с этим на уроках обществознания предлагаю учащимся окунуться «во взрослый мир» и познакомиться с официальными и важными жизненными документами: свидетельство о браке, свидетельство о разводе, счета на оплату ЖКХ, судебные извещения и т.д. и применить данные знания на практике относительно нашего региона.

Одним из важнейших направлений деятельности как учителя, по моему мнению, является формирование экзистенциального опыта и знаний о себе у учащихся. Зачастую учащиеся не знают, для чего они учатся, какие у них слабые и сильные стороны, что им делать дальше после окончания школы. Я пытаюсь каждому ученику показать его сильные и слабые стороны, акцентирую внимание на том, что у него хорошо получается. Многие учащиеся остаются после уроков, для того чтобы поделиться со мной своими проблемами и переживаниями.

Также особую роль на своих уроках отвожу формированию финансовой грамотности учащихся. Для этого провожу семинары, вебинары по финансовой грамотности. Также с учащимися решаем финансовые задачи, совместно планируем бюджет, следим за рынком ценных бумаг, пытаемся анализировать динамику финансового рынка.

И самое интересное для меня как учителя на уроке – смена ролевой модели на модель «ученик». На своих уроках я очень часто предлагаю ученикам научить меня чему-то. Это может быть не только предметная информация. Абсолютно любые и интересные факты, которые знают ученики. Именно благодаря своим ученикам я знаю, что такое кринж, таргет, крипово, роффлить, пруфы и т.д.

Мне кажется, что для каждого учителя-наставника в работе важно использовать два основных вектора: сотрудничество и сотворчество.

Причем коллаборировать можно не только с учениками. Можно расширить свое поле деятельности. В работе наставник может использовать не только свои знания и умения. Можно привлекать в качестве наставников выпускников, родителей, представителей бизнеса и т.д. Это будет интересно для учеников, познавательно для учителя и очень ответственно и значимо для родителей или выпускников.

Наставничество – ресурс интенсивного развития личности. В наставничестве нет шаблонов, макетов, формул. Каждый учитель сам решает, быть ли просто учителем или быть больше, чем учитель – быть наставником.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, кто каждый учитель сам решает профессиональную дилемму. Я же решила для себя ее для себя так:

«Вложить душу, нельзя только учить»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации