Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

1
0
Материал опубликован 23 January 2021

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности» для здоровья.

В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Необходимо  обеспечить  детям возможность сохранить здоровье, сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни,  научить использовать их в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включает в себя:

  • Здоровьесберегающую структуру ДОУ.
  • Оптимальные условия жизнеобеспечения детей.
  • Формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Цель: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следущие группы средств:

  • Средства двигательной направленности  (движения, физминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим);
  • Оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, арома-, витаминотерапия, ионизация воздуха).
  • Гигиенические факторы (выполнение СанПиНа, личная и общественная гигиена).

Методы здоровьесберегающих технологий – методы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления:

  1. Специфические, характерные только для педагогики оздоровления.
  2. Общепедагогические, применяемые во всех случаях обучения и воспитания.

Здоровьебсерегающая деятельность осуществляется в разных формах:

  • Медико-гигиеническая (использование современного медицинского оборудования, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, оздоровительный массаж, плавание и др.).
  • Медико-профилактическая (закаливание, точечный массаж по Уманской, комплексы упражнений для снятия напряжения с глаз, дыхательная гимнастика,  др.).
  • Физкультурно-оздоровительная (утренняя гимнастика, физминутки, прогулка, активный отдых, новые формы организации физического воспитания: организация полодифференцированного подхода, использование тренажёров, использование на дополнительных занятиях элементов йоги, обучение детей самомассажу, акробатике, спортивных танцев, художественной гимнастики и т.д.).
  • Информационно-просветительская.
  • Образовательная (валеология и т.д.).
  • Коррекционная (упражнения на коррекцию плоскостопия и т.д.).
  • Спортивно-досуговая.
  • Экологическая и др.

Модели оздоровления.

  • Динамические паузы – кратковременный активный отдых, смена видов деятельности, активизация умственных способностей. Динамические паузы применяются на занятиях и имеют фиксированное время: 10.30 и 15.30. Комплекс упражнений рассчитан на 10 дней.
  • Психогимнастика (технология Чистяковой) используется на всех занятиях во всех возрастных группах.
  • Ароматерапия – сохранение здоровья с помощью эфирных масел и др.

Как средство здоровьесбережения используют различные виды театрализованной деятельности, особую роль в оздоровлении детей отводят музыке.

Особое внимание уделяется современным методам укрепления психического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребёнка. Интенсивно внедряются игровые технологии, используемые для сохранения и улучшения здоровья детей.

Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ зависит от уровня взаимодействия педагогов и родителей. Необходимо разнообразить формы работы с родителями для повышения педагогической культуры родителей  и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья детей.

Литература.


  1. Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления - М., Линка-пресс, 2000г., 293с.
  2. Оздоровительная работа в ДОУ, автор-составитель М.С.Горбатова, Волгоград,  издательство «Учитель», 2008г., 428с.
  3. Рунова М.А. Движение день за днём – М., Линка-пресс, 2007г., 96с.
Комментарии
Комментариев пока нет.