Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности» для здоровья.
В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Необходимо обеспечить детям возможность сохранить здоровье, сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включает в себя:
- Здоровьесберегающую структуру ДОУ.
- Оптимальные условия жизнеобеспечения детей.
- Формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Цель: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следущие группы средств:
- Средства двигательной направленности (движения, физминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим);
- Оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, арома-, витаминотерапия, ионизация воздуха).
- Гигиенические факторы (выполнение СанПиНа, личная и общественная гигиена).
Методы здоровьесберегающих технологий – методы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления:
- Специфические, характерные только для педагогики оздоровления.
- Общепедагогические, применяемые во всех случаях обучения и воспитания.
Здоровьебсерегающая деятельность осуществляется в разных формах:
- Медико-гигиеническая (использование современного медицинского оборудования, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, оздоровительный массаж, плавание и др.).
- Медико-профилактическая (закаливание, точечный массаж по Уманской, комплексы упражнений для снятия напряжения с глаз, дыхательная гимнастика, др.).
- Физкультурно-оздоровительная (утренняя гимнастика, физминутки, прогулка, активный отдых, новые формы организации физического воспитания: организация полодифференцированного подхода, использование тренажёров, использование на дополнительных занятиях элементов йоги, обучение детей самомассажу, акробатике, спортивных танцев, художественной гимнастики и т.д.).
- Информационно-просветительская.
- Образовательная (валеология и т.д.).
- Коррекционная (упражнения на коррекцию плоскостопия и т.д.).
- Спортивно-досуговая.
- Экологическая и др.
Модели оздоровления.
- Динамические паузы – кратковременный активный отдых, смена видов деятельности, активизация умственных способностей. Динамические паузы применяются на занятиях и имеют фиксированное время: 10.30 и 15.30. Комплекс упражнений рассчитан на 10 дней.
- Психогимнастика (технология Чистяковой) используется на всех занятиях во всех возрастных группах.
- Ароматерапия – сохранение здоровья с помощью эфирных масел и др.
Как средство здоровьесбережения используют различные виды театрализованной деятельности, особую роль в оздоровлении детей отводят музыке.
Особое внимание уделяется современным методам укрепления психического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребёнка. Интенсивно внедряются игровые технологии, используемые для сохранения и улучшения здоровья детей.
Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ зависит от уровня взаимодействия педагогов и родителей. Необходимо разнообразить формы работы с родителями для повышения педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья детей.
Литература.
- Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления - М., Линка-пресс, 2000г., 293с.
- Оздоровительная работа в ДОУ, автор-составитель М.С.Горбатова, Волгоград, издательство «Учитель», 2008г., 428с.
- Рунова М.А. Движение день за днём – М., Линка-пресс, 2007г., 96с.