12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулевич Галина Ивановна170
В школе работаю 40 лет. Много лет являюсь руководителем м.о. классных руководителей начальных классов.
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Здоровьесберегающие технологии

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья ребенка является чрезвычайно актуальной. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. В школу активно вошла компьютеризация, создавая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Увеличение объема образовательных нагрузок является причиной более выраженного утомления младших школьников. Учащимся не хватает движений, чистого воздуха, яркого света. По результатам исследований, у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением предметов). По результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5 подростков. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья младших школьников. Поэтому задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся. Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей. Для решения этой задачи используются здоровьесберегающие технологии: профилактические; компенсаторно-нейтрализующие (физминутки); стимулирующие (создание ситуации успеха); информационно-обучающие (пропаганда здорового образа жизни).

В соблюдение гигиенических норм входят: световой режим, проветривание кабинета, ростовая мебель, оформление доски мелом желтого цвета. Существует множество физминуток для снятия напряжения, волнения, коррекции осанки, профилактики простудных заболеваний. Используя их на уроках, педагог проводит пропаганду здорового образа жизни. Особой заботы требуют и глаза ребенка. Детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависит от общего состояния здоровья ребенка. В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близком расстоянии при чтении и письме. Существует немало простых упражнений для глаз: моргание, движение глазами вверх-вниз, из стороны в сторону, вращение. Для тренировки зрения можно применять цветотерапию, плакат-схему зрительно-двигательных траекторий («восьмерка») или упражнение-тренинг со зрительными метками. Детям нравится работать с сенсорным тренажером-кругом. Он способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц. Можно использовать методику динамических поз, или подвижный способ обучения В.Ф Базарного. Периодически переводить детей из положения, сидя, в состояние свободного стояния. В положении стоя они чувствуют себя свободнее, плечевой пояс у них расслаблен, нет давления крышки стола на диафрагму, а значит, нормально работает система кровообращения и дыхания, что приводит к улучшению снабжения всех органов, особенно коры головного мозга.

Во многом сохранение здоровья зависит от образа жизни, который ведет человек. Привычки здорового образа жизни формируются в течение всей жизни, но основы закладываются в период дошкольного и младшего школьного возраста. Первичную информацию о здоровом образе жизни ребенок получает в семье. К сожалению, многие современные семьи не уделяют должного внимания формированию у детей привычек здорового образа жизни. Часто воспитанию ребенка отводится второстепенная роль, в семье не соблюдаются правила личной гигиены, режима дня, питания и т.п. В связи с этим формирование привычек здорового образа жизни необходимо начинать с первых дней ребенка в школе. Конечно, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень сформированности у них умений и навыков здорового образа жизни. В начальной школе актуальным является проведение уроков и внеурочных занятий, в ходе которых у детей закрепляются необходимые навыки и умения, формируется убеждение о необходимости сохранять и укреплять свое здоровье. Данная работа осуществляется при изучении всех школьных предметов, но особенно при изучении таких учебных курсов, как ОБЖ, «Мир вокруг нас», «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», «Физическая культура». Практика показывает, что эффективность уроков и внеклассных мероприятий повышается, если они проходят в игровой форме (ролевые игры, соревнования, игры-викторины, игры-путешествия и пр.). В качестве основных функций игры, организуемой в учебно-воспитательном процессе, можно выделить:

- обучающую – закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие познавательных процессов;

- развлекательную – создание благоприятной атмосферы на занятии;

- коммуникативную – сплочение детского коллектива;

- релаксационную – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

- психотехническую – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Проводя систематическую работу по формированию у учащихся начальных классов привычек здорового образа жизни, педагог тем самым оказывает содействие их гармоничному развитию, укрепляет физическую и духовную составляющие их здоровья. Совершенствуется нравственная сфера детей, делая их добрее и счастливее.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, в целом, можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

Золотыми правилами здоровьесбережения можно считать следующие правила: 1). Соблюдайте режим дня! 2). Обращайте больше внимания на питание! 3). Больше двигайтесь! 4). Спите в прохладной комнате! 5). Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! 6). Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7). Гоните прочь уныние и хандру! 8). Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9). Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10). Желайте себе и окружающим только добра!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Кадырова Ольга Игоревна, 19.12.17 в 10:04 0Ответить Пожаловаться
Особенно всегда актуальны золотые правила!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.