Научно-исследовательская работа «Здоровьесберегающие технологии в физкультурном образовании»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Конопёлкина Александра Евгеньевна Учитель физической культуры МБОУ «Школа №109»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Внутришкольные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ «НЕ НАВРЕДИ!» - ВСЕ ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБОСНОВАННЫМИ, ПРОВЕРЕННЫМИ НА ПРАКТИКЕ, НЕ НАНОСЯЩИМИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ. УСПЕХ ПОРОЖДАЕТ УСПЕХ - АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ХОРОШЕЕ; В ЛЮБОМ ПОСТУПКЕ, ДЕЙСТВИИ СНАЧАЛА ВЫДЕЛЯЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, А ПОТОМ ТОЛЬКО ОТМЕЧАЮТ НЕДОСТАТКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ - У КАЖДОГО РЕБЕНКА НАДО СТАРАТЬСЯ СФОРМИРОВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ, ТОЛЬКО ТОГДА ОН РЕАЛИЗУЕТ СВОИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО СОХРАННОСТИ ЗДОРОВЬЯ. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ - УЧАЩИЙСЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ УЧАСТНИКОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ И В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ, И В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ АСПЕКТАХ. АКТИВНОСТЬ – АКТИВНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛЮБОЙ ПРОЦЕСС СНИЖАЕТ РИСК ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ . КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСТАНОВКА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В СПОРТЗАЛЕ ТЕМПЕРАТУРА И СВЕЖЕСТЬ ВОЗДУХА, ОСВЕЩЕНИЕ, МОНОТОННЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ ЗВУКОВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ЧАСТОТА ЧЕРЕДОВАНИЯ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-10МИНУТ, ПОТОМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СМЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛИЧЕСТВО ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ВИДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ: СЛОВЕСНЫЙ, НАГЛЯДНЫЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЧЕРЕДОВАНИЕ ВИДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УСМОТРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЛИЧИЕ И МЕСТО МЕТОДОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИ МЕТОД СВОБОДНОГО ВЫБОРА (СВОБОДНАЯ БЕСЕДА, ВЫБОР СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ, СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА). АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (УЧЕНИК В РОЛИ: УЧИТЕЛЯ, СУДЬИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ, КАПИТАНА КОМАНДЫ). МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА САМОПОЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМОЦИЙ, ОБЩЕНИЯ, САМООЦЕНКИ, ВЗАИМООЦЕНКИ. НАЛИЧИЕ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ: ОЦЕНКА, ПОХВАЛА, СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ. СТИМУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ: СТРЕМЛЕНИЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ, РАДОСТЬ ОТ АКТИВНОСТИ, ИНТЕРЕС К ИЗУЧАЕМОМУ МАТЕРИАЛУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА УРОКЕ: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК (КОМФОРТ-НАПРЯЖЕНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО - АВТОРИТАРНОСТЬ, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ); УЧЕНИК – УЧЕНИК: СОТРУДНИЧЕСТВО – СОПЕРНИЧЕСТВО, ДРУЖЕЛЮБИЕ - ВРАЖДЕБНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ - ПАССИВНОСТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ - БЕЗРАЗЛИЧИЕ) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЯДКИ НА УРОКЕ ШУТКА, УЛЫБКА, ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ КАРТИНКА, ПОГОВОРКА, АФОРИЗМ, МУЗЫКАЛЬНАЯ МИНУТКА, МОМЕНТ НАСТУПЛЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ И СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ХОДЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ПАССИВНЫХ ОТВЛЕЧЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМП ОКОНЧАНИЯ УРОКА НЕ СКОМКАН, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ НА СЛЕДУЮЩИЕ УРОКИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования: 1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, обучение его средствам психологической защиты. 3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала. 4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Организация учебной деятельности: - строгие дозированные физические нагрузки; - использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; - использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; - учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; - построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; - соблюдение гигиенических требований; - благоприятный эмоциональный настрой; - создание комфортности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учёт динамики работоспособности на уроке: 1 фаза врабатывание 8-10 минут. 2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут. 3 фаза преодолеваемого утомления. Индивидуально-дифференцированный подход: 1. Работа в индивидуальном темпе. 2. Использование источников информации. 3. Возможность обратиться за помощью. 4. Отсутствие страха ошибиться. 5. Положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности. 6. Высказывание и аргументирование своего мнения. 7. Контрольные испытания, задания, тестирования должны лишь давать исходную информацию для разработки индивидуальных заданий. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ По статистике больше половины учеников в старших классах носят очки, близоруких пятая часть. Физические упражнения - прекрасное средство в профилактике зрительного утомления (предпосылки близорукости), и даже в совершенствовании зрения. Профилактический урок физической культуры рекомендуется в комплексе проводить два- три раза в месяц.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Нестандартный урок по физкультуре «Самый зоркий». Тема урока: Техника ведения баскетбольного мяча. Цель: Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча. Задачи урока: Образовательные: Совершенствование техники ведения и передачи баскетбольного мяча. Развивать зрительный контроль за мячом, за игровой ситуацией на площадке во время игры. Воспитательная: воспитание активности, внимательности и коллективизма; Оздоровительные: профилактике зрительного утомления (предпосылки близорукости) Место проведения: спортивный зал Инвентарь: флажки, баскетбольные мячи, теннисные мячи, конусы, стереокартинки
Нестандартный урок по физкультуре «Самый зоркий». № п/п Содержание Дозировка Действия учителя Подготовительная часть – 9 мин 1 Построение, приветствие, сообщение задач урока, рассказ о зрении, его важности, первичный показ стереокартинок. Перестрение из 1 шеренги в 3 3 мин Строевые команды 2 Общеразвивающие упражнения 5 мин Корректировка исходного положения, устная оценка действий обучающихся 3 Восстановление дыхания 1 мин «Вдох-руки через стороны вверх, выдох-вниз» 4 Осуществить переход из подготовительной в основную часть урока, перестроить учащихся в одну шеренгу, проверить готовность, оценить состояние Основная часть – 27 мин 1 Упражнения с флажками Сидя на гимнастической скамейке, ведение баскетбольного мяча правой (левой) рукой и одновременный зрительный контроль за движением флажка. 5 мин Объяснение, показ, контроль техники выполнения, устная оценка действий обучающихся 2 Упражнения с флажками Сидя на гимнастической скамейке, подбрасывание теннисного мяча правой (левой) рукой и одновременный зрительный контроль за движением флажка. 5 мин Объяснение, показ, контроль техники выполнения, устная оценка действий обучающихся 3 Выполнение различных перемещений с мячом (ведение, остановки, повороты, возможно, передачи) 10 мин Объяснение, показ, контроль техники выполнения, устная оценка действий обучающихся 4 Игра «Салки с ведением». Баскетбольные мячи у всех играющих. Игра проходит на половине или на всей баскетбольной площадке. Играющие по сигналу начинают передвигаться с мячом, уворачиваясь от водящего. Водящий (тоже с мячом) старается поймать (осалить) в кого-нибудь из игроков (только во время ведения мяча). Игрок, в которого попали, останавливается и поднимает вверх руку: произошла смена водящего 7 мин Объяснение, показ, контроль техники выполнения, устная оценка действий обучающихся Заключительная часть – 9 мин 1 Построение. Вторичный показ стереокартинок. Подведение итогов. 7 мин Построение в одну шеренгу. 2 Выход из зала. 2 мин Проконтролировать состояние обучающихся, ответить на имеющиеся вопросы.