Статья «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.
Единственная красота,
которую я знаю,- это здоровье.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с детства. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Поэтому в своей работе я включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания, необходимого для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации рук, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
На занятиях я использую следующие принципы здоровьесбережения:
Не навреди!
Принцип триединого представлении о здоровье.
Непрерывность и преемственность.
Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
Комплексный подход.
Успех порождает успех!
Представляю Вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на коррекционно-логопедических занятиях.
Дыхательные упражнения.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, формируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции.
Развитие мелкой моторики.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных т нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый теневой театр, графические упражнения, игры с шишками, орехами, прищепками, ниткография.
Ниткография – как средство развития зрительно- моторной координации.
Любое нарушение речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное. Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как на занятиях, так и дома. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём на занятиях, я еще и расширяю знания детей по основным лексическим темам.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, то есть путём физической активности. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяю такие упражнения как «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмерка» и так далее.
Биоэнергопластика.
Представляет собой содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей,развивает координацию движений и мелкую моторику. На занятии ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляю движение кисти.
Здоровьесберегающие технологии, представленные вам, при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития ребёнка и формирует его личность в целом.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Учитель-логопед: Коровина Т.Л.
Надежда Сергеевна
Коровина Татьяна Леонидовна