Здоровьесберегающие технологии в воспитании и образовании

1
0
Материал опубликован 16 December 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степановская средняя общеобразовательная школа»

636516, Россия, Томская область,

                                                                                 Верхнекетский район, пос. Степановка                                                                                                                                                                                                                                                                                                пер. Аптечный, дом 5,

тел./факс: (8-382) 58-25-1-66

Е-mail: stepanovca@mail.ru

 

Здоровьесберегающие  технологии в воспитании и образовании

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и возникает справедливый вопрос:

“Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?”

Ещё А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс.

Мне повезло, я начинала работать воспитателем в предшкольной группе, а окончив Томский государственный университет в 2011 году перешла в школу учителем начальных классов. И работа, начатая в детском саду, была продолжена в школьных стенах.

Всегда считалось, что школа должна обучать, но не менее важной задачей стало сохранение в процессе обучения и здоровья детей.

Целью моей работы является сформировать потребности в здоровом образе жизни,  а перейдя вместе со своими воспитанниками в первый класс способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, созданию благоприятной обстановки  в классе, помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их дальнейшего развития.

Понимая, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является  игра еще в дошкольном возрасте начала работу по внедрению пальчиковых игр  в разные режимные моменты.  Пальчиковые упражнения очень помогли детям  в подготовке руки к  работе с карандашами и ручкой, Использование игр способствует  положительному эмоциональному настрою на занятие, работа с пальчиками  дает возможность ребятам быстро и с интересом включаться в работу.  Рефлексию на уроке также  можно совместить с пальчиковой гимнастикой. Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

Мизинец. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный. Что я делал и чего достиг?

Средний. Какое у меня настроение?

Указательный. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

Большой. Что я сделал для своего здоровья?

На многих уроках (русский язык, математика, окружающий мир) учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Признаки утомления могут отступить, если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективно помогают в этом физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, для кистей рук,  коррекции  осанки. Есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук

 

Мы ладошкой потрясём,

 Каждый пальчик разомнём.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

 Надо пальчики размять

 Раз, два, три, четыре, пять

 За письмо получим пять!

 

 Зная это, я на своих уроках стараюсь как можно больше времени уделять  пальчиковой гимнастике. Для младших школьников важно развитие мелкой муску­латуры кистей рук. Перед работой в тетрадях прово­жу небольшой массаж пальцев («Бурый Мишка», « Варим компот»).

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, помога­ют через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внут­ренних органов.

Работая в предшколе и проводя занятия по физкультуре, всё время было чувство какой-то  неудовлетворённости, хотелось разнообразить занятия, сделать более увлекательными и полезными.  В интернете однажды наткнулась  на методику  игрового стретчинга.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов,  подражательных движений. Эффективность  заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Полезная забава помогает снизить  комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, приобрести  запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы, развивают артистичность, фантазию, правильное  дыхание.

Игровой стретчинг – это образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.  Сказку для игрового стретчинга легко придумать самому, применяя основные упражнения на растяжение. Сказки для занятия могут быть разнообразными: с элементами воспитания или же посвящены соответствующим развивающим темам, обучающие или просто развлекательного характера. Наибольшая привлекательность игрового стретчинга для детей заключается в выполнении легких физических упражнений во время слушания сказки или музыки.  В таком случае дети с интересом выполняют движения, а также развивается внимание и воображение. Очень эффективен этот прием на уроках литературного чтения, окружающий мир. (ПРИМЕР. Улыбнитесь приветливо мне, солнышку,  друг другу.

 Ребята, у нас зима (холодная осень), а есть страны, где нет зимы и про снег там и не, слышали. Давайте сегодня отправимся в жаркую страну – Африку и посмотрим, какие звери там живут. Согласны? Ну, тогда в путь. Ходьба обычная в чередовании с ходьбой на носках ;

Вот мы и в Африке. Посмотрите как много здесь зверей, птиц, а какие зеленые стоят деревья.

- Упражнение для мышц глаз.

1. Смотреть вверх – вниз 4-5раз. . Смотреть влево - вправо 4-5раз. Смотреть вдаль, на нос 4-5 раз. Закрыть – открыть глаза 3раза.

2. Комплекс ОРУ игрового стретчинга.

Посмотрите, ребята, все обитатели Африки пришли поприветствовать нас, давайте и мы будем вежливыми.

А сколько здесь птиц, ярких, красивых вот и страус тянет свою шею, чтобы лучше рассмотреть нас.

«Страус тянет шею»

И.п: стать, пятки вместе, носки врозь, плечи слегка отведены назад, голова прямо, руки внизу.

Поднять руки вверх, смотреть на них и подняться на носки; опустить руки, стать на всю ступню. Дыхание спокойное, повторить 6-7 раз.

«Шимпанзе»

Это шимпанзе весело передразнивает наши движения.

И.п: основная стойка, размахиваем  руками вперед – назад делая хлопки вперед и сзади себя. То же в стороны, хлопок над головой).

 Игровой стретчинг должен включать многократное повторение, умение выполнять упражнения самостоятельно, вне занятий.

Сейчас мои дети уже во втором классе, естественно, что растут учебные нагрузки, приходится многое выполнять, больше действовать самостоятельно и приемы, приобретенные в раннем возрасте, очень помогают обучающимся. У меня, как педагога, появилась новая задача разнообразить методы и расширить знания детей о здоровьесбережении.

Все знают, что комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе"

в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя.

"Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.

Для снятия психоэмоционального напряжения я использую такой прием как  психогимнастика. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных  упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья путем самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления, расслабиться. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.

                                               Мы лежим на травке

        На зеленой мягкой травке…

     Греет солнышко сейчас…

                                               Руки теплые у нас…

                      Дышится легко…ровно…глубоко…

         Губы чуть приоткрываются.

                                               Всё чудесно расслабляется…

                                               Нам понятно, что такое

                                               Состояние покоя

 

             Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с ровным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность, а значит,  помогает сохранить здоровье. Психофизическая тренировка предусматривает кроме этого контроль стресса, уровня тревожности и ряда других психических показателей обучающихся для управления их психоэмоциональным состоянием  за счёт дозирования умственных и физических нагрузок и психотренингов с обучением методикам саморегуляции настроения.

       Приведу пример такой игры:

        Игра «Подари тепло другу»

      Ученики за партой поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук?  А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…»

Чтобы поднять настроение, можно предложить написать крупными буквами на большом листе предложения: «Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я – хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!!!»

На уроке русского языка учитель может предложить правильно списать с доски, написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: “Спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность, в конце рабочего дня  у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 минутки юмора, благотворно действующего на них, например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за 1 минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает). «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые)

К.Д.Ушинский писал, что если учитель заметил, что « класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести хором какие-нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродится, и учащиеся начнут работать по - прежнему.

Одни из самых популярных и полезных видов физкультмину­ток — это двигательно-речевые. Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие детей.

Задачи физминуток:

1) снять психическое напряжение у учащихся путем переключения  на другой вид деятельности;

2) добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;

3) возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;

4) сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по  самостоятельному выполнению физических упражнений.

Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для слуха; упражнения, корректирующие осанку.

Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.  («Юрта», «Три кота»)

Обычно я приглашаю  троих ребят, они выходят вперёд и каждый  выбирает  стихотворное упражнение  и весь класс  с удовольствием повторяет движения за одноклассниками.

Упражнения для профилактики нарушений осанки. Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зави­сит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы. Напоминание о правильной осанке, смена заданий  помогают  профилактики нарушений осанки. Чтобы избежать проявления усталости учащихся на уроках необходимо чередовать  виды  работ: самостоятельную,  с учебником, творческие задания. От учителя требуется такого построения урока, где он учтет объем нагрузки, рациональное распределение  ее благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

На своих уроках  я провожу упражнения, способствующие укреплению  мышц глаза. Упражнения для глаз гимнастика для глаз проводятся в виде игры Филин»), «цветной круг на стекле», использую тренажёры  для глаз но чаще,  упражнения по  Жданову  ( пальминг), каждое упражнение выполняется несколько секунд.

Очень хороший эффект дает использование физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей. В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно - моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

Упражнения для слуха

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко.( Ушки должны стать тёплыми).Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Выгибание ушек вперёд, а затем в обратную сторону (10 раз),упражнение « ракушка».

Для наглядной пропаганды здорового образа жизни вырастили в классе         « Дерево здоровья». На это "дерево" заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение. Вместе с детьми на уроках общения вывели  правила здорового человека, устроили уголок здоровья, где поместили советы и рекомендации о здоровом образе жизни.

Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Пропишите себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.

1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться; вспомнить что то приятное.

И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!

 

Список используемых источников.

1.     Павлова М.А.. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры –Волгоград: Учитель, 2009 – 143 с.

2.     Ковальково В.И. Школа физминуток (1 -4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М. : ВАКО, 2007. – 208 с – (Мастерская учителя)

3.     Вакуленко Ю.А. Физминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3  --Волгоград: Учитель, 2007. – 106с.

4.     Лёвина С.А. Физминутки. Вып. 2 \авт. – сост. С.А.Левина, С.И.Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2009.- 76с

5.     Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

6.     Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

7.     Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

8.     Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

9.     Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

10.                       Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

 

Приложение № 1

Комплекс ОРУ игрового стретчинга

Посмотрите, ребята, все обитатели Африки пришли поприветствовать нас, давайте и мы будем вежливыми.

1 упр. «Приветствие»

И.п: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

В-е: 1-поворот головы направо; 2-и.п.; 3-поворот головы налево; 4-и.п.

Дыхание произвольное, повторить 5-6раз.

А сколько здесь птиц, ярких, красивых вот и страус тянет свою шею, чтобы лучше рассмотреть нас.

2 упр. «Страус тянет шею»

И.п: стать, пятки вместе, носки врозь, плечи слегка отведены назад, голова прямо, руки внизу.

В-е: поднять руки вверх, смотреть на них и подняться на носки; опустить руки, стать на всю ступню.

Дыхание спокойное, повторить 6-7 раз.

Это шимпанзе весело передразнивает наши движения.

3 упр. «Шимпанзе»

И.п: основная стойка.

В-е: размахивать руками вперед – назад делая хлопки вперед и сзади себя. То же в стороны, хлопок над головой.

Дыхание произвольное. Повторить 9-10 раз.

Необычайной красоты летают разноцветные бабочки.

4 упр. «Бабочки».

И.п.: стать прямо, руки в стороны.

В-е: согнуть руки в локтях, касаясь пальцами затылка, локти отвести назад, выпрямить руки в стороны, снова согнуть их.

Дыхание спокойное. Повторить 6-7 раз.

Это – крокодил. Крокодилы живут в реках, и прекрасно плавают.

5 упр. «Крокодил разминается»

И.п :стать, ноги вместе, руки внизу.

В-е: присесть, обхватить колени руками, наклонить голову к коленям, выпрямиться.

Дыхание произвольное, повторить 7-8раз.

 Ребята, посмотрите, как важно стоит  в воде птица Фламинго, своим большим клювом она достает со дна реки  мелких рачков и моллюсков.

6 упр. «Фламинго»

И.п.: стать, ноги слегка расставить, руки на поясе.

В-е: сделать 2-3 полуприседания, с каждым разом приседая все ниже, выпрямиться.

Дыхание произвольное. Повторить 7-8 раз.

А вот и газель, это ловкое и быстрое животное.

7 упр. «Газель»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе.

В-е: 1-прыжком ноги врозь; 2-прыжком ноги вместе. Прыгать мягко на носках. Сохраняя прямое положение туловища.

Дыхание произвольное, повторить 8-10 раз.

Можно увидеть в Африке и необычных животных. Вот один из них – вместо носа у него растет рог, а зовут его – носорог.

8 упр. «Носорог»

И.п: лечь на спину, руки положить за голову, ноги выпрямить, носки оттянуть.

Комментарии
Комментариев пока нет.