12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бушуева Людмила Николаевна19

Методические разработки.

Классный час для учащихся 5-7 классов

по теме: «Здоровый образ жизни или как прожить до 120 лет»

Без физического и душевного здоровья человека

долголетия быть не может. (И.И. Мечников)

Пояснительная записка

Здоровье детей и подростков в любом обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, и наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия, но, нельзя не обращать внимание на то, что уже в начальной школе дети впервые начинают пробовать на себе действие психоактивных веществ, алкоголя. В связи с этим одной из основных целей деятельности социальных педагогов и классных руководителей является пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни.

Цель: научить детей ценить и сохранять свое здоровье.

Задачи:

- предоставление школьникам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о здоровом образе жизни,

- рассказать о способах сохранения и укрепления здоровья.

Предварительная подготовка:

- 2 учащимся раздать материалы для вступлений,

- приготовить чистые листы бумаги и карандаши (для теста).

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Ход занятия

Мечтаешь ли ты о жизни продолжительной и счастливой? Конечно! Кто добровольно согласится на кроткий век и жалкое существование.

Здоровье, здоровье и еще раз здоровье! Именно оно основа всех основ, фундамент долгой и счастливой жизни. О здоровье, о том, что ему вредит, и будем говорить сегодня.

От чего зависит продолжительность жизни?

Держал ли ты когда-нибудь в руках книгу рекордов Гиннеса? Нет? Загляни в нее, и ты узнаешь, что на земле есть люди, которые живут до 100-120 летнего возраста. И это не предел! Личный рекорд старейшего жителя мира - иранца Китахи – 185 лет, второе место в этом своеобразном марафоне занимает 182 летний колумбиец Солис, третье и четвертое принадлежат супругам из Великобритании Йорату (180 лет) и Мери (177 лет).

Самый древний из нынешних обитателей планеты – Нарьян Чаудхари, родившейся в ноябре 1856 года. Живет он в небольшой непальской деревушке неподалеку от Катманду, столицы королевства. В рационе старца преимущественно свежий и сушеный виноград и овощи, свежая родниковая вода.

Если ты считаешь, что долголетие – удел жителей далеких стран, ты заблуждаешься. Долгожители встречаются и среди твоих земляков: омичей, калачинцев, исилькульцев и т.д. Вот только некоторые имена замечательных мужчин и женщин, ныне живущих в Омской области: Рожкова Ирина Павловна (1895 г.р. г.Называевск), Москаленко Иван Иванович (1886 г.р., г.Омск), Барсукава Зоя Тимофеевна (1895 г.р., г. Омск) и т.д.

А задумывался ли ты над тем, от чего зависит продолжительность жизни человека? Давайте поговорим об этом.

По заключению ученых, здоровья человека зависит от наследственности на 20 %, еще 20 % приходится на влияние окружающей среды – природной и социальной, еще 60 % - последствия образа жизни, привычек, пристрастий, поведения в быту, на работе и на отдыхе. А это значит, что ресурс здоровья, его потенциальные возможности можно сохранить и приумножить, а можно и «зарыть в землю». Очень важно понять, что, принимая меры по укреплению здоровья, занимаясь профилактикой возможных заболеваний, не пуская в свою жизнь вредные привычки – курение, пьянство, употребление наркотиков, ты можешь пусть не изменить свою наследственность, так хотя бы сгладить негативные проявления, а значит улучшить качество жизни и ее продолжительность.

А разве есть другое здоровье кроме физического? – спросишь ты. Конечно, есть! Физическое здоровье – это способность человека выполнять физические нагрузки благодаря слаженному функционированию всех органов и систем организма, психическое – состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, спокойно и быстро приспосабливаться к сложным ситуациям, преодолевать их. А еще ученые – биологи выделяют как вариант физического репродуктивное здоровье. От состояния репродуктивного здоровья зависит появление здорового потомства (здоровая мать – здоровый ребенок).

Здоровье – системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создание крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей (академик Д.В. Колесов).

Обязательно ли человек, имеющий «железное здоровье», будет жить долго? А вдруг его жизнь прервется неожиданно? Такое не исключено, человек может попасть в автокатастрофу и т.д. И нам очень жаль тех, кто стал жертвой трагических обстоятельств.

Но ведь долголетие может не состоятся и по собственной вине. Перелистайте страницы газет, послушайте новости по телевизору. Что мы там можем увидеть? «Пьяный подросток на глазах своих друзей падает с балкона многоэтажного дома», «…умер от передозировки наркотиков» и т.д.

Главный секрет долголетия – здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и несчастных случает – этим и увеличивает продолжительность жизни. А рискованный образ жизни, когда человек сам своими привычками и своим поведением вредит своему здоровью, приводит к ускоренному изнашиванию организма, увеличивает вероятность несчастных случаев – и этим сокращает продолжительность жизни.

Знаешь ли ты?

Средняя продолжительность жизни в России 71,1 года у женщин, 57,3 – у мужчин. В Омской области 73,6 – у женщин и 62,6 – у мужчин.

Люди интеллектуального труда живут в среднем на 10 лет дольше неквалифицированных рабочих.

Нужно ли вести здоровый образ жизни? Что он даст лично тебе? (Выслушать ответы детей).

Вести здоровый образ жизни время от времени и от случая к случаю не возможно, вернее возможно, но малоэффективно.

Личная гигиена – одна из составляющих здорового образа жизни.

В понятие гигиена ученые включают и меры профилактики заболеваний, и создание условий, которые позволяют сохранить здоровье и продлить жизнь человека. Гигиена в широком смысле этого слова пронизывает всю жизнь человека – гигиена питания, гигиена воздуха, гигиена жилища, гигиена одежды. Медики говорят о гигиене кожных покровов, желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей и т.д. Важно понять, что гигиена не самоцель, а средство достижения здоровья.

Опрятный, подтянутый, аккуратно одетый человек вызывает симпатию у тех, с кем он общается, он как бы изначально располагает к себе собеседника. А пренебрегающий гигиеной укорачивает собственную жизнь, представляет опасность для здоровья других и оскорбляет их взгляд своим внешним видом.

А теперь посмотри внимательно на себя …

Ученик. В древности …

Частоту тела стремились поддерживать и наши далекие предки. Для этого они использовали не только естественные водоемы, озера и реки … Так, «умывальни» были знакомы жителям древнего Египта, Индии. А первые бани появились в Древнем Риме и были предназначены для мужчин, которые не только совершали омовение, а общались и отдыхали в них как в своеобразных клубах.

Любителями бань были и древние русичи. Этому есть документальные свидетельства. Например, право на использование бань в Константинополе русскими путешественниками оговорено в договоре Руси с Византией (907 год).

Режим дня – важная составляющая здорового образа жизни.

Хорошее утро – заряд на весь день. А что бы и день прошел хорошо, он должен быть разумно спланирован. Этот план может выглядеть примерно так:

- подъем

- утренняя гимнастика

- гигиенические процедуры

- завтрак

- учеба

- обед

- помощь родителям (уборка квартиры, покупка продуктов, мытье посуда и т.д.)

- выполнение домашнего задания

- полдник

- активный отдых (занятие спортом, подвижные игры и т.д.)

- ужин

- свободное время (чтение книг, просмотр телепередач и т.д.)

- гигиенические процедуры

- сон

Составь собственный режим дня.

А в какие активные игры играете вы? (Выслушать ответы детей).

Ученик. Движение …

Физическими упражнениями можно не только предупреждать, но и лечить болезни. Существует специальный раздел медицины, который так и называется – лечебная физкультура, многие люди обретают, благодаря ей, вторую жизнь, встают на ноги после тяжелых травм, занятия на тренажерах способствуют восстановлению мышечных клеток, увеличению волокон, избавлению от атрофии.

Мышечная атрофия может наступить и от вынужденного бездействия (сломанная нога и др.) и от малоподвижного образа жизни.

В тренировке нуждаются не только мышцы, но и сосуды, легкие, кровь человека. Так, при низкой двигательной активности часть крови уходит в резерв, застаивается печени, селезенке и других органах. Но выполнил человек какое либо упражнение, резервная кровь выходит в кровяное русло чтобы переносить кислород и продукты обмена.

Подвижный образ жизни (прогулки, игры на свежем воздухе и многое другое) уже способствует закаливанию – одному из важнейших составляющих здорового образа жизни. Но есть и специальные приемы и методы закаливания с использованием воздуха, воды и солнца.

Можно много ходить, обливаться по утрам холодной водой, но если ты не правильно питаешься, - хороших результатов не жди. Рациональное питание – это путь к твоему здоровью.

Что значит питаться правильно? (Выслушать ответы детей).

Как вы считаете, способен ли ответственно относиться к своему здоровью алкоголик или наркоман? Представляет ли для него ценность здоровье как таковое? Правильно ли он понимает, что такое здоровье?

Какой вред здоровью могут нанести «вредные привычки»? (Выслушать ответы детей).

А в заключении давайте ответим на вопросы теста и проверим себя.

Как ты относишься к своему здоровью?

И в молодые годы человек должен беречь свое здоровье, иначе старость он встретит не в лучшей форме. За каждый ответ:

а) – 4 очка

б) – 2 очка

в) – 0 очков

1. Как известно, нормальный режим питания это полноценный завтрак, обед и ужин. Какой режим питания у тебя?

а) именно такой и еще я ем много овощей и фруктов;

б) иногда бывает, что я обхожусь без завтрака или обеда;

в) я вообще не придерживаюсь режима.

2.Куришь ли ты?

а) нет;

б) да, но одну – две сигареты в день;

в) курю часто.

3. Употребляешь ли ты спиртное?

а) нет;

б) пробовал немного шампанского на Новый год;

в) не отказываюсь, если предлагают.

4. Пьешь ли кофе?

а) нет;

б) да, но не больше одной чашки в день;

в) пью несколько чашек в день.

5. Регулярно ли делаешь зарядку?

а) да, для меня это необходимо;

б) да но не всегда могу себя заставить;

в) нет.

6. Тебе доставляет удовольствие учеба?

а) да, иду в школу с удовольствием;

б) школа меня не устраивает;

в) хожу в школу без особой охоты.

7. Принимаешь ли ты лекарства?

а) нет;

б) да, когда дают родители;

в) принимаю сам, часто.

8. Используешь ли ты хоть один из выходных для занятий спортом или туризмом?

а) да;

б) да, но если есть возможность;

в) нет.

9. Страдаешь ли ты хроническими заболеваниями?

а) нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да.

10. Как ты предпочитаешь проводить каникулы?

а) активно занимаюсь спортом;

б) в приятной веселой компании;

в) перед телевизором.

11. Есть ли что-то, что раздражает тебя в школе или дома?

а) нет;

б) да, но я стараюсь избегать этого;

в) да.

12. Закаляешься ли ты?

а) конечно и делаю это систематически;

б) начинал, но не довел до конца;

в) нет.

Результат.

34-48 очка.

У тебя есть шанс дожить до 100 лет. Ты следишь за своим здоровьем. Если ты и дальше будешь вести здоровый образ жизни, то сохранишь энергичность, активность до глубокой старости.

15-33 очка.

У тебя хорошее здоровье. Ты, вероятно, общителен. Ты не отказываешься и от удовольствия, которое делает твою жизнь разнообразной, но подумай, не будут ли с годами некоторые твои привычки иметь последствия для здоровья.

0-14 очков.

Твое здоровье зависит, прежде всего, от тебя, но ты слишком легкомысленно к нему относишься. Откажись от вредных привычек и упорядочи режим питания.

Литература

1.Байер К. Здоровый образ жизни. Мир, 2009 год.

2.Генкова Л.Л. Почему это опасно. Просвещение, 1999 год.

3.Мосеева О.Н., Тараданова И.И. Выбираем мир без наркотиков. Омск, 2003 год.

4.Колсов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. Москва, 2008 год.

КВН «За здоровый образ жизни»

Л.Н.Бушуева, учитель биологии, МБОУ Поклоновская ООШ

Аннотация.

Людмила Николаевна Бушуева, учитель биологии МБОУ Поклоновская ООШ,

х.Поклоновского Алексеевского района Волгоградской области.

Внеклассное мероприятие «За здоровый образ жизни» для учащихся 8-9-х классов.

Современное понимание здоровья - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для человека, но его качество постоянно ухудшается и становится проблемой общества.

Цель мероприятия: формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью.

Задачи мероприятия:

1. углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья;

2. ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье;

3. развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: кабинет оформлен плакатами с высказываниями писателей, ученых, общественных деятелей, поговорками о здоровом образе жизни, мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия

Звучит музыка. «Мы начинаем КВН»

Слайд 1

Ведущий:

Добрый день! Приветствую всех, кто пришел на КВН!

Сегодня мы проводим КВН «За здоровый образ жизни», участвуют команды 8-9-х классов.

Ведущий:

Позвольте представить наше жюри. (Приложение)

Слайд 2

Представление команд (Команды по очереди показывают свои эмблемы и говорят девизы).

Ведущий: Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на создание и на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете? (Диалог с учащимися)

Здоровый человек – это (ответы детей) крепкий, здоровый, выносливый, ловкий, стройный ит.д.

Здоровый человек – это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений.

Слайд 3

А еще, подняв бокалы, мы говорим друг другу стандартный набор пожеланий:

"Здоровья! Счастья! Долгих лет! Удачи!" И тут же забываем о них. А здоровье - это сокровище, которое нужно сохранять ежедневно. Так давайте же вместе забудем о пустых пожеланиях и займемся нашим сокровищем - здоровьем.

Конкурс «Разминка»

Ведущий

Предлагаю капитанам команд подойти ко мне. Вы должны выбрать лепесток.

На этих лепестках – задания для разминки:

Слайд 4, 5

На листках написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан. На подготовку 2 минуты.

За пантомиму команда получает 1-3 балла. Та команда, которая первой разгадает вид спорта,

получит 1 балл.

Слайд 6 , 7, 8

Выступление команд.

Жюри подводит итоги

Ведущий: Ребята, я провела блиц-опрос учащихся 8-9-х классов, меня интересовали вопросы:

Слайд 9

1. Как часто в этом году у вас была простуда?

2. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит, гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?

3. Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т.д.)?

Слайд 10

Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке, 2-4 балла – вы в группе риска по заболеваниям; 5-6 баллов – ваш организм ослаблен.

Подводя итоги опроса, мы видим, что среди нас многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания.

Слайд 11

Как помочь себе? Ответ один – закаливание.

Нужно помнить, что для того чтобы правильно заниматься закаливанием необходимо:

1. Сначала нужно избавиться от « микробного гнезда» в организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т.д. Слайд 12

Закаливание должно быть постепенным.

Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма, ведь разные люди по-разному реагируют на низкие температуры.

Нужно использовать любую возможность для закаливания.

И тогда наш организм будет здоров

Конкурс капитанов.

Я приглашаю капитанов команд для викторины, за каждый правильный ответ начисляется – 1 балл:

Назовите природные средства закаливания. (Солнце, воздух, вода)

Приведите пример общих закаливающих процедур. (Душ, купание, загорание)

Приведите пример местных закаливающих процедур. (Умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком и т.д.)

Как возобновить закаливание, если по какой – либо причине оно было прервано? (Нужно «вернуться на шаг назад», например, если до перерыва в занятиях вы обливались водой 20 С, то после перерыва будете пользоваться водой до 24 С.)

Какие процедуры можно принимать, не выходя из своей комнаты? (При открытом окне – солнечные и воздушные ванны).

Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания? (положительно, т.к. «приучение» организма к воздействию холода идет быстрее.)

В каком возрасте можно начинать закаливание? (с рождения).

Почему считается, что успех в закаливании зависит от настойчивости и упорства? (потому, что главное в закаливании – систематичность процедур).

Можно ли соревноваться в закаливании? (нет, у каждого – свой ритм и график.)

Спасибо капитанам, прошу пройти к командам.

Жюри подводит итоги. Общий счет за 3 конкурса.

Следующий конкурс для команд

Конкурс «Нарисовать плакат, листовку о здоровом образе жизни» 2-3 минуты. Максимально 3 балла.

Слайд 13 Команды приступают к конкурсу.

Конкурс болельщиков. Проводится во время конкурса плакатов.

Каждый правильный ответ – 1 балл. Очки, заработанные болельщиками, суммируются с очками команд.

Вопросы:

Назовите принципы закаливания - три П. (Постоянно, последовательно, постепенно).

Назовите насекомых – индикатор отсутствия у человека навыков гигиены (блохи, вши).

Чем болеют толстяки? (ожирение, гипертония, плоскостопие, болезни суставов, сахарный диабет, панкреатит, холецистит)

Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак- съешь сам, обед - раздели с другом, а ужин - отдай врагу).

Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами).

Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста идет активное формирование скелета).

Всем спасибо! Узнаем у жюри сколько дополнительных баллов получат наши команды в общий зачет.

Команды представляют свои листовки, плакаты и отдают жюри на оценивание.

Оценки жюри за конкурс плакатов.

Конкурс «Домашнее задание»

Задание дается командам заранее. Темы по желанию команд. Нужно подготовить литературно-музыкальную композицию – шутку о необходимости здорового образа жизни. Длительность 3-5 минут. Максимальная оценка 5 баллов. Жюри оценивает соответствие теме, достоверность материала, артистизм, оригинальность, музыкальное сопровождение. Слайд 14

VIII .Подведение итогов. Объявляются победители. Команды награждаются грамотами.

Слайд 15

Ведущий: Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия. Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!” Так что будьте здоровы!

Литература:

Интернет ресурсы.

В.В.Балабанова и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2013г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.