Методическая разработка урока литерары в 8 классе «Жанр святочного рассказа в русской литературе»
Методическая разработка урока
Предмет : родная русская литература, комбинированный тип урока.
Тема: Жанр святочного рассказа в русской литературе
Класс: 8
Технологии: элементы сингапурской методики, технологии критического мышления, ИКТ – технологии.
Аннотация: Данный урок является 8-ым в программе курса «Родная русская литература» для 8 класса; относится к разделу «Русская литература 19-20 века»; выбрана тема «святочного « рассказа, т.к. данная тема слабо отражена в основном курсе литературы, что делает ее особо интересной. Урок комбинированного типа, соответствует ФГОС основного образования; использованы групповая и индивидуальная формы работы, задействованы элементы сингапурской методики. Применение элементов цифровых образовательных технологий вкупе с традиционными увеличивает шансы каждого обучающегося на успех, т.к. позволяет самому выстраивать систему отметок за работу на уроке и вне его.
Конспект урока
Тема: « Жанр «святочного» рассказа в русской литературе.
Цель урока: познакомить с особенностями жанра «святочного» рассказа, историей возникновения, воспитывать чувство красоты и милосердия .
Задачи урока:
-познакомиться с образцами святочных рассказов;
-охарактеризовать основные жанровые признаки святочных рассказов;
-провести интерактивный контроль усвоения полученных знаний и умений работы с жанровыми особенностями святочного рассказа.
Планируемые результаты:
-предметные:
- познакомить с историей возникновения жанра святочного рассказа ,его особенностями,произведениями А.Аверченко,А.Куприна,Ф.Достоевского,Н.Вагнера,С.Черного;
- определить единую жанровую и идейную составляющую святочного рассказа;
-метапредметные:
- развивать навыки критического мышления;
- формировать коммуникативные (аргументированно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи) и интерактивные (выполнение учебных задач в интерактивном рабочем листе) навыки ;
-личностные:
- формировать бережное отношение к своим близким, традициям и культуре русской литературе;
- воспитывать у обучающихся эстетическую культуру , желание дарить и получать радость.
Оборудование урока: смартфоны или ноутбуки с выходом в Интернет, медиа проектор.
Интернет - ресурсы: социальная сеть «ВКонтакте» (сообщество для учеников и родителей «Учимся с умом», виртуальный конструктор в приложении Wizer.me
Цель применения ИКТ на уроке:
1) усиление воспитательной функции урока;
2)активизации познавательной деятельности учащихся;
3)формирование коммуникативной компетенции;
4)повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
5) формирование информационной культуры.
План – конспект урока
Этап урока | Про дол жи тель ность | Орг. форма | Содержание деятельности (деятельность учителя и учеников) | Предполагаемый результат | Используе- мые ИКТ средства |
1.Актуализа-ция знаний | 2 мину ты | Фрон тальная | Просмотр фрагмента художественного фильма «Ночь перед Рождеством». Учитель: Здравствуйте, ребята!Я предложила вам начать урок с просмотра одного из самых любимых фильмов моего детства. Думаю, что не только мною… Как называется фильм? Учитель: Замечательный фильм, хорошая книга, да и сам праздник. И разговор пойдет именно о нем (озвучивает тему урока). | 1. Интерес к теме 2.Озвучивание темы урока | Мультимедиа проектор. Фрагмент фильма. |
2.Целепо- лагание | 2 мину- ты | Групповая Используя обучающие структуры сингапурской методики, класс поделила на 4 группы –команды. | Учитель: Обратите внимание на набор инструментов для работы на уроке. Это «Дорожная карта». Следуя строго по этапам выстроенного в ней маршрута, группа зарабатывает баллы, из их количества складывается общая оценка командной работы. Вторая карта «Информационная», которая содержит необходимый для работы текстовый материал. Задание: Пользуясь информационной картой, пройдите 1 этап «Дорожной карты». По окончании работы отвечает за работу группы партнер №1 | 2.Самостоя- тельная работа (приложение №1,2) Группа самостоя- тельно определяет цель и задачи урока, сверяет полученный результат с правильными ответами, выставляет в «Дорожную карту» заработанные баллы. | Мультимедиа проектор. Шаблон правильного ответа |
3. Объяснение темы урока | 3 минуты | Групповая, Фрон тальная | 1.Учитель: Для достижения цели все средства хороши. Помните, как Вакула верхом на черте летел в Санкт-Петербург, чтобы добыть для своей любимой черевички? Вот так и мы движемся дальше к своей цели, выполняя одну за другой учебные задачи. На втором этапе вам предстоит поработать со структурой Эй ар гайд ( «До и после»). Учитель: Вы посмотрели видеоролик ,теперь ответьте на вопрос: поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Какие из этих утверждений наиболее важны для вас? Почему? Отвечает партнер №2 | 1.Самостоятельная работа. Приложение №3. Таблица Эй ар гайд по теме «история святочного рассказа». Группа сверяет ответы и выставляет баллы в свою «Дорожную карту». 2. Интерес к теме | 1.Презентация видеоролика «История создания святочного рассказа». |
4.Проверка домашнего задания как этап работы над новой темой | 8-10 минут | Групповая Обучаю щая структура Клок баддис. | Учитель: В качестве домашнего задания вам было предложено прочитать и создать буктрейлер по 1 из 4-х святочных рассказов.Во время просмотра я прошу каждого отметить для себя наиболее понравившийся буктрейлер, в котором нужно отметить 2 положительных и 1 отрицательный момент, если таковой обнаружится. Учитель: возьмите в руки «Дорожную карту» и выполните задание 4 этапа. Отвечает партнер №3 Учитель: Подводим итоги. Все рождественские или святочные рассказы имеют одни и те же жанровые признаки: 1.Присутствует рассказчик. 2.События хронологически связаны с Рождественскими праздниками. 3.Обязательно присутствие в качестве героя произведения детей. 4.Наличие фантастического элемента, чуда. 5.Произведение несет в себе нравственный урок. | Самостоятельная работа 1.Учащиеся представляют 4 буктрейлера по произведениям русских писателей. А.Аверченко «Зеркальная душа»,А.Куприн «Начальница тяги»,Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»,С.Черный «Берлинское рождество». 2.Приложение №4. В конце работы группа сверяет ответы с шаблоном и выставляет в «Дорожную карту» заработанный балл. | Социальная сеть «ВКонтакте»,сообщество «Учимся с умом». |
5.Практическая работа | 8-10 минут | Индивидуаль ная | Учитель: «Дорожной карте» осталось немного этапов. Самый важный, как мне кажется, это выполнить практическую работу, которая покажет ваши реальные успехи. Для этого возьмите в руки смартфоны, зайдите на свою страничку в Wizer.me и выполните задания Интерактивного листа. Сохраните ответы ,которые можно отправить на мою электронную почту или оставить сохраненными на сайте. Время для выполнения индивидуально, но не более 10 минут. Желаю успеха! | Самостоятельная работа | https://app.wizer.me/login?redir=%2Fdashboard%2Fcommunity |
6.Домашнее задание | 1,5-2 минуты | Фрон тальная | Учитель: Так какой же он святочный рассказ? Предлагаю вам посмотреть еще один буктрейлер. В конце вы увидите большой вопросительный знак. Чтобы ответить на него, нужно рассказ прочитать и дать письменный ответ-эссе на вопрос: Какой нравственный урок несет в себе произведение Н.Вагнера? «Христова детка» | Интерес к теме Учащиеся смотрят видеоролик ,записывают домашнее задание | Мульти проигрыватель.Видеоролик по книге Н.Вагнера «Христова детка». |
7.Рефлексия | 1 минута | Фрон тальная | Структура «Билетик на выход». | Самостоятельная работа. Учащиеся, уходя с урока, прикрепляют на классную доску свои записи - впечатления от урока,сдают свои «Дорожные карты» учителю. По итогам он выставляет оценки. |
Приложение №1
Дорожная карта
Группа№___,
Состав группы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап | Задание | Инструкция по выполнению | Кто отвечает | Критерии успешности | Итоговый балл |
1 | Цель и задачи урока | 1.Откройте 1 блок информационной карты. 2.Прочтите все подсказки. 3.По кругу заполните пропуски. Цель:………… Задачи: 1………………………… …………………………. 2……………………….. ………………………… 3………………………. ………………………… 4.Сверьте свои ответы с шаблоном и выставите итоговый балл за этап | 1 партнер 2 партнер 3 партнер 4 партнер | 4 совпадения -3 балла 3 совпадения -2 балла 2 совпадения -1 балл 1-0 совпадений -0 баллов | |
2 | Таблица верных и неверных утверждений. | 1.Каждый берет себе таблицу утверждений «До и после». 2.В колонке «До» необходимо поставить «+» напротив утверждения ,которое считаете верным. 3.Посмотрите видеоролик. 4.Поставьте в колонке «После» «-« напротив тех утверждений, которые не совпали с вашим «+». 5.Подсчитайте, сколько совпадений получилось в группе и выставите итоговый балл | Все члены группы | В каждой таблице 3-4 совпадения -3 балла В каждой таблице 1-2 совпадения- 2 балла Нет совпадений – 0 баллов | |
3 | Домашнее задание | 1)Буктрейлер нужно представить по плану: 1.Автор 2.Название 3.Действующие лица рассказа. 4.Время,в которое происходят события рассказа. 2)В выбранном вами для оценки видеоролике отметьте 2 лучших момента и 1 ,требующий доработки | Отвечает партнер №4 | Наличие буктрейлера - 1 балл Представление буктрейлера по плану – 1 балл. Отметили лучшие и худшие стороны выбранного для оценки буктрейлера – 1 балл | |
4 | Таблица соответствия | 1.Возьмите таблицу «Жанровые особенности». Изучите ее содержание. 2.Каждый партнер должен подчеркнуть в списке общее для 3-4 рассказов слово только в одной колонке. Далее необходимо передать лист следующему партнеру. 3.Подчеркнутые слова не должны повторяться | Все по кругу | Нашли 5 совпадений – 3 балла. Нашли 4 совпадения -2 балла. Нашли 2-3 совпадения – 1 балл. | |
5 | Интерактивный рабочий лист | Приложение Wizer.me 1.Выполните задания своего интерактивного листа за отведенное время 10 минут. 2. Количество баллов выставляет каждый партнер группы (12 баллов максимум). | Все | 1.Справился со всеми заданиями и уложился во времени -3 балла. 2.Справился со всеми заданиями, но не уложился во времени – 2 балла. 3.Выполнил только 1-2 задания -1 балл |
Приложение № 2
Информационная карта
Блок № 1
Подсказки:
1)прочитать, посмотреть, сделать, решить;
2) буктрейлеры «Зеркальная душа», «Начальница тяги», «Мальчик у Христа на елке», «Берлинское рождество»;
3)святочный рассказ или рождественский рассказ ;
4)история появления;
5) признаки ;
6) тема: «Жанр святочного рассказа в русской литературе».
Приложение № 3
Блок №2
Таблица «До и после»
До | После | |
1.Рождественская литература впервые появилась в Германии | ||
2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы | ||
3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность | ||
4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести |
Таблица «До и после»
До | После | |
1.Рождественская литература впервые появилась в Германии | ||
2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы | ||
3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность | ||
4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести |
Таблица «До и после»
До | После | |
1.Рождественская литература впервые появилась в Германии | ||
2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы | ||
3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность | ||
4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести |
Таблица «До и после»
До | После | |
1.Рождественская литература впервые появилась в Германии | ||
2.Рождественские и святочные рассказы -это 2 разновидности жанров литературы | ||
3.В современной русской литературе, к сожалению, этот жанр утратил свою популярность | ||
4.Считается, что первым появился жанр рождественской повести |
Приложение №4
Таблица «Жанровые особенности»
Ф.Достоевский | А.Куприн | С.Черный | А.Аверченко |
Дети | Взрослые | Чудо,фантастика | Город |
Взрослые | Дети | Праздник | Рассказчик |
Чудо, фантастика | Рассказчик | Дети | Взрослые |
Рассказчик | Подарки | Подарки | Праздник |
Елка | Праздник | Радость | Город |
Праздник | Город | Рассказчик | Фантастика |
Печаль | Мораль | Мораль | Урок нравственный |
Таблица «Жанровые особенности»
Ф.Достоевский | А.Куприн | С.Черный | А.Аверченко |
Дети | Взрослые | Чудо,фантастика | Город |
Взрослые | Дети | Праздник | Рассказчик |
Чудо, фантастика | Рассказчик | Дети | Взрослые |
Рассказчик | Подарки | Подарки | Праздник |
Елка | Праздник | Радость | Город |
Праздник | Город | Рассказчик | Фантастика |
Печаль | Мораль | Мораль | Урок нравственный |
Таблица «Жанровые особенности»
Ф.Достоевский | А.Куприн | С.Черный | А.Аверченко |
Дети | Взрослые | Чудо,фантастика | Город |
Взрослые | Дети | Праздник | Рассказчик |
Чудо, фантастика | Рассказчик | Дети | Взрослые |
Рассказчик | Подарки | Подарки | Праздник |
Елка | Праздник | Радость | Город |
Праздник | Город | Рассказчик | Фантастика |
Печаль | Мораль | Мораль | Урок нравственный |
Таблица «Жанровые особенности»
Ф.Достоевский | А.Куприн | С.Черный | А.Аверченко |
Дети | Взрослые | Чудо,фантастика | Город |
Взрослые | Дети | Праздник | Рассказчик |
Чудо, фантастика | Рассказчик | Дети | Взрослые |
Рассказчик | Подарки | Подарки | Праздник |
Елка | Праздник | Радость | Город |
Праздник | Город | Рассказчик | Фантастика |
Печаль | Мораль | Мораль | Урок нравственный |