12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ламбантова Лада Викторовна482
20 лет работаю в Сальской средней школе Приморского края, в прошлом году прошла переподготовку и получила диплом учителя ОБЖ,в 2016 прошла переподготовку и получила диплом учителя ИЗО
Россия, Приморский край, Дальнереченский район с. Сальское

Тема урока: Железнодорожный транспорт

Предмет: ОБЖ

Класс: 5

Цель: актуализировать знания учащихся о правилах поведения на железнодорожном транспорте, о зонах повышенной опасности и правилах безопасного поведения.

Используемые технологии: технология развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма проведения – индивидуальная, фронтальная.

Используемые методы – словесные, наглядные, проблемно-поисковый метод.

Место проведения: учебный кабинет.

Учебно-методическое обеспечение: учебник ОБЖ 5 класса под редакцией Ю.Л. Воробьёва.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор.

Время: 45 минут.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(проверка готовности класса к уроку)

II. Изучение нового материала:

Первая стадия – вызова (Приглашение к обсуждению, активизация интереса к теме, целеполагание, актуализация знаний).

Прием «Верю, не верю», загадка, тест, знаете ли вы, что……. (историческая справка).

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие…(слайд 1)

Но вот на чем? Думаю, что скоро вы догадаетесь. А для этого вначале предлагаю поиграть в игру «Верю, не верю». У вас на партах лежат листочки с таблицей, напротив каждого утверждения вы должны поставить + или - , соглашаясь или не соглашаясь с утверждением.

Уч-ся работают с заданием

Коллективная проверка (слайд 2)

 

Верю

Не верю

В штате Флорида и сейчас существует закон, который разрешает обезьянам водить автомобиль

 

-

В далёкой Индии во время езды на слоне ночью обязательно нужно на хвост животному повесить фонарь

+

 

В городе Бейкер (он находится в штате Огайо), светофоры в некоторых местах имеют 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий

 

_

В Германии на автострадах есть специальные переходы для лягушек и жаб на случай гололеда

+

 

Уже есть поезда с двухэтажными вагонами

+

 

Чтобы доехать до Владивостока достаточно проводника вагона поезда следующего в этот город убедительно попросить взять вас с собой

 

-

Первая железная дорога в России была построена Мироном Ефимовичем Черепановым

+

 

Транссибирская магистраль строилась с 1891 по 1916 год, а общая ее протяженность более чем 10 000 километров

+

 

Наибольшее количество несчастных случаев на железной дороге происходит с детьми в возрасте от 7 до 18 лет

+

 

Отлично, а теперь, чтобы сформулировать тему урока, и ответить на каком же транспорте мы отправимся в путешествие, предлагаю отгадать загадку.

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка,

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.

(Железная дорога и паровоз) (слайд 3)

Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь (слайд 4)

Ребята, а какие виды транспорта мы с вами изучали на прошлых уроках?

Ответы уч-ся

Предлагаю вам небольшой тест для проверки ваших знаний (слайд 5)

I.Задание: Выбери правильный ответ

Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

а) двери, окна, вентиляционные люки;

б) двери, окна, вентиляционные люки, сидения.

II. Задание : Допиши предложение:

Троллейбус и трамвай опасен потому, что работает на э______________________

III. Задание: Напиши ответы

В метро к зонам повышенной опасности относятся

1.________________________

2.________________________

3.________________________

4.________________________

Самостоятельная работа уч-ся

Историческая справка

Знаете ли вы, что….

(Слайд 6) Первая железнодорожная линия с использованием паровой тяги была открыта в 1825 году благодаря усилиям английского изобретателя Джорджа Стефенсона. Она была проложена между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном и имела протяженность 56,3 км.

В России первую железную дорогу с паровой тягой построил (Слайд 7) талантливый уральский мастер Мирон Ефимович Черепанов (1803 – 1849), которому помогал его отец Ефим Алексеевич (1774 – 1842).

(слайд 8) В августе 1834 года паровоз семьи Черепановых стал ходить в Нижнем Тагиле на Выйском заводе.  По железной дороге, длиной 854 метра, перевозили грузы со скоростью 13 – 16 км/ч.

(Слайд 9) Первая железная дорога общего пользования была построена в России под руководством инженера Ф.А. Герстнера в 1837 году и получила название Царско-сельской. Она связывала Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловским.

(Слайд 10) Затем была построена двухколейная железная дорога Петербург – Москва  протяженностью 649,7км. 

(слайд 11) В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали… длилось строительство до 1916 года, общая ее протяженность более чем 10 000 километров

(Слайд 12) По общей протяженности железных дорог лидирует США. Страна вдоль и поперек опоясана железнодорожными полотнами общей длиной, близкой к 300 тыс. км. Это больше, чем общая протяженность железных дорог всех развитых западных стран, вместе взятых и примерно вдвое больше, чем железнодорожная сеть СНГ.

(Слайд 13) Наша страна тоже покрыта сетью железных дорог.

2.Вторая стадия – осмысления (Обучающиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией). Решение ситуационной задачи.

Итак, мы отправляемся в путешествие.

Проблемный вопрос: Как доехать до Владивостока на поезде?

С чего начнем?

Учащиеся: Для начала нужно приобрести билет.

Асами вы это сможете сделать? Нет? Почему?

Потому, что вы еще несовершеннолетние. Поскольку вы еще недостаточно взрослые, чтобы покупать его самостоятельно, за вас это сделают родители.

Какие документы они предъявляют кассиру для приобретения билетов.

Они предъявляют документы, удостоверяющие личности (свои паспорта и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего ребенка).

Билеты приобрели. Их необходимо проверять или нет?

(слайд 14 с изображением билета)

Выдать листки с маршрутом

Число отправления 25.02.2015г.

Маршрут: Владивосток–Дальнереченск

Горбачева Алена Юрьевна

Вагон: 8, место 22

Учащиеся сверяют данные, выявляют ошибки.

Что нужно сделать, если вы обнаружили несоответствие?

В случае если обнаружатся несоответствия необходимо обратиться к кассиру и билеты поменять.

Билеты приобретены, чемоданы упакованы.

Что необходимо проверить, выходя из дома?

Перед выходом из дома необходимо еще раз проверить взяли ли вы документы, билеты, весь ли багаж (пересчитать количество мест багажа), деньги и ключи от квартиры, а также - все ли отключены электроприборы, надежно ли закрыты водопроводные краны. Последнее, что необходимо сделать – это закрыть все окна, форточки и закрыть дверь.

Итак, мы на перроне вокзала, ждем поезд…(слайд 15)

Железнодорожный транспорт надежен и удобен для путешествий по стране. Подсчеты показывают, что ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем ехать в автомобиле. Но на нем, как и на общественном транспорте, имеются зоны (места) повышенной опасности. Подумайте и назовите эти зоны повышенной опасности

Опасные зоны:

- вокзалы,

- посадочные платформы,

- вагон, в котором пассажиры совершают поездку,

- железнодорожные пути,

- переезды.

И вот вы в вагоне, на что надо обратить внимание?

(Слайд 17) Около вагонного бачка с питьевой водой такая  надпись: «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе». И ещё, надо отметить для себя, где находятся огнетушители, именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности. Если надписи нет, и вы не увидели огнетушителя, то не стесняйтесь и спросите об этом проводника.

Поезд отправляется (слайд 18)

Занимаем места согласно купленным билетам. Багаж у нас небольшой.

Как правильно его разместить?

Постараться расположить багаж под нижним сиденьем. Багаж на верхних полках поставить подальше к стене и обязательно закрепить. Тяжелый и громоздкий багаж ни в коем случае не класть на верхние полки. Более ценный багаж и ценные вещи не оставлять без присмотра.

Для чего необходимо именно так расположить багаж?

Правильное размещение багажа не соблазнит вора украсть у нас что-либо и еще в случае резкого торможения поезда багаж не упадет с верхних полок.

Итак, мы обезопасили себя от всего того, что может случиться с вами в пути. Но это не всё. Увы, идеального транспорта нет, и каждый год на железных дорогах мира случается несколько десятков крупных катастроф. С точки зрения безопасности самые лучшие места поезда – в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения( слайд 19).

Возможность спастись при аварии во многом зависит от точных действий самого пассажира. При крушении или экстренном торможении самое, важное – закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).

Сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара. Как надо выбираться из вагона, надо смотреть по обстановке. Выбираясь из аварийного вагона, безусловно, надо соблюдать правило, универсальное для подобных эвакуаций – из самолета, автобуса, корабля: багаж не брать. Исключение делается для документов и теплых вещей. Эвакуируют пассажиров при задымлении или пожаре в соседние вагоны или на полевую сторону железнодорожного пути.

(Слайд 20) При возникновении в вагоне пожара следует:

- медленно сообщить об этом проводнику;

- известить пассажиров о случившемся;

- разбудить спящих;

-закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя;

- быстро уходить в передние или задние вагоны поезда, плотно закрывая за собой дверь.

Решить ситуационную задачу и ответить на вопрос.

(Слайд 21)Какие нарушения допустила Маша?

А вот и сама Маша! Ловко маневрируя между составом поезда, перебегая перед близко идущим поездом, наша героиня приближается к нашей платформе. От нас, ожидающих прибытия поезда, её отделяет товарный состав. Легко Маша пролезает под товарными вагонами и взбирается на платформу.  Здесь она затевает игру в футбол. Расталкивая людей, профессионально ведет мяч, но все-таки в районе стрелки его упускает. Пришлось спрыгнуть с платформы. Ногу чуть было не сжали рельсы, так как стрелка автоматическая и глаз у неё нет, а перевод путей производится по определенному расписанию. Но тут появился полицейский и предложил озорной Маши перейти на свою платформу по пешеходному мосту, специально построенному для безопасного перехода над железнодорожными путями.

Учащиеся:

1. Девочка шла рядом с движущимся поездом

2. Перебегала перед близко идущим поездом

3. Перелезала под товарными вагонами

4. Затеяла игру в футбол на платформе

5. спрыгивала с платформы на рельсы

6. Находилась на железнодорожных путях в районе автоматической стрелки

7. Не пользовалась пешеходными переходами

Молодцы! Вот и подошел к концу наш урок, давайте посмотрим, внимательно ли вы меня слушали…

3.Третья стадия – рефлексия (Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, перерабатывают.

(слайд 22) Игра «Запрещается!»

Задание: выбери и запиши в тетрадь, что запрещается

1.Проверять билеты

2.Отключать газ, электричество, воду перед поездкой

3.Бегать между вагонами и перед близко идущим поездом

4.Располагать багаж в проходе вагона

5. Высовываться из окон во время движения поезда

6.Спрашивать у проводника, где огнетушитель

7.Эвакуироваться во время пожара в поезде

Ребята понравился ли вам наш урок?

Что нового вы узнали?

Пригодится ли информация урока вам в жизни?

III. Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания: п.16 учебник ОБЖ 5 класса под редакцией Ю.Л. Воробьёва

Анализ и оценка работы уч-ся

5

Опубликовано


Комментарии (1)

Нагорная Светлана Петровна, 12.02.16 в 13:00 0Ответить Пожаловаться
Хорошо подобран материал, оригинальное начало урока. В качестве рекомендаций: сократить часть урока, в которой рассказывается история ж/д транспорта, а также информацию по безопасности на транспорте увеличить и не просто рассказывать, а проработать с обучающимися, поработать с их представлениями об изучаемом вопросе
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.