Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» (6 класс)
Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» (6 класс, УМК Сонина)
Автор-составитель: учитель биологии МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова Береснева Наталия Витальевна
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами групповой самостоятельной работы.
Цели:
Образовательные: Продолжить знакомство с процессом транспорта веществ в организме, рассмотреть особенности транспорта веществ в организме животных, изучить состав крови.
Развивающие: Продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию логического мышления, речевой культуры.
Воспитательные: Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, культуре межличностного отношения.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Актуализация знаний.
Чтобы определиться с главным понятием сегодняшнего урока и вспомнить ранее изученный материал я предлагаю разгадать кроссворд.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1449254007.png (556x435) |
- Процесс образования органических веществ из неорганических в зеленых растениях на свету? (фотосинтез)
- Растения по способу питания являются … (автотрофами)
- Как по-другому называется слой древесины? (ксилема)
- Что способствует поднятию воды с минеральными веществами? (давление)
- Вода с минеральными веществами поступает от корням к листьям растения по … (сосуд)
- Без них процесс фотосинтеза происходить не будет. (хлоропласт)
- В этом слое находятся ситовидные трубки. (флоэма)
- Как называется процесс испарения воды через листья? (транспирация)
- В клетке питательные вещества передвигаются с помощью … (цитоплазма)
Итак, по вертикали получилось слово «транспорт» и мы будем продолжать знакомиться с этим процессом, но сегодня рассмотрим особенности этого процесса в организме животных, поэтому тема урока: «Транспорт веществ в организме животных» (учитель записывает на доску, учащиеся в тетрадь).
Для выявления особенностей изучения данной темы мы должны вспомнить, как осуществляется транспорт веществ в растительном организме (учитель приглашает к доске ученика для монологического ответа по материалу прошлого урока; учащийся, используя таблицу поясняет его).
Пока ученик готовится к ответу, учащиеся с целью актуализации знаний выполняют письменную индивидуальную работу в течении 2 минут.
Вставьте пропущенные слова
Растения по способу питания - ………... . Они сами образуют ………... в процессе ………... в листьях на ………... . Органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ………... луба (флоэмы) коры. Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……..... , затем передвигаются по ………... древесины (ксилемы) под действием ………... и ………... .
Слушаем ответ у доски, учащиеся при необходимости дополняют ответ и оценивают его.
Обсуждаем результаты самостоятельной работы с текстом (учитель зачитывает правильные ответы, учащиеся пастой другого цвета отмечают ошибки и оценивают свою работу 9 б – «5», 8-7 б – «4», 6-5 б – «3», 4 и менее - «2»).
Учитель предлагает учащимся закончить фразу: «На прошлом уроке я узнал ………...»
Мотивация и целеполагание
Внимательно прочитайте тему урока, т.е. снова будем говорить о транспорте веществ.
- А надо ли? Почему нам необходим этот материал? Где он может пригодиться?
- Что вы понимаете под словом «вещество»?
- Что в организме животных их будет транспортировать? (кровь)
- С какой системой органов будет связан этот процесс? (кровеносная система)
Поэтому, какую цель вы ставите на сегодняшний урок?
Исходя из цели план сегодняшнего урока:
- Состав крови.
- Особенности кровеносной системы у животных. (эволюция кровеносной системы)
Первичное усвоение материала
Для изучения первого вопроса я предлагаю вам поработать в парах или индивидуально.
Задание. Внимательно прочитайте текст на стр.44 лабораторного практикума, сравните его с текстом учебника на стр.76, 1 абзац. Рассмотрите рисунок и данную информацию, сверните в схему (3 минуты).
/на доске/
Анализ схемы (учитель с помощью учащихся записывает на доску, учащиеся в тетради).
- Найдите по таблице еще одно (кроме цвета и функций) различие эритроцита и лейкоцита?
- Есть ли вопросы по первому пункту плана?
Переходим ко второму пункту плана.
- На какие 2 группы подразделяются животные? (беспозвоночные, позвоночные)
- Кого вы относите к беспозвоночным животным?
- А к позвоночным животным?
- Как вы думаете, суть процесса транспорта веществ у них будет одинаковая или разная?
- В чем суть транспорта веществ в организме животных?
Вы сказали, что транспорт веществ связан с кровеносной системой, поэтому ответьте на вопросы:
- Чем представлена кровеносная система? (сердце и кровеносные сосуды)
- Какие кровеносные сосуды вы знаете? (артерии, капилляры, вены)
Задание: На стр.76, 3 абзац снизу найдите понятия: «артерия», «капилляр», «вена» и карандашом поставьте точку, что означает: «знать наизусть».
А сейчас наша задача в том, чтобы познакомиться с эволюцией кровеносной системы. Для этого каждая группа выбирает инструктивную карточку (см. приложение 1) и в течении 8 минут работает с ней. Затем полученную информацию свернуть в таблицу.
Таблица – Эволюция кровеносной системы
Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1450455714.png (680x426)
Какие выводы можно сделать, глядя на эту таблицу?
- Впервые кровеносная система появилась у кольчатых червей.
- Впервые настоящее сердце появилось у моллюсков.
- Сердце у хордовых в процессе эволюции усложнялось.
Обобщение, систематизация и применение знаний
Найдите пару:
Ответьте на вопросы:
- Назовите основные органы, входящие в систему транспорта веществ у человека?
- Случайно ли кровеносная система человека изображена двухцветной? Что обозначают разные цвета?
- Предположите, что могло бы быть, если бы в организме не было системы транспорта веществ?
Изучить стр.74-76.
Сконструировать 5 разноуровневых вопросов по теме (что, где, когда, почему, как).
Приложение№1
Тип кольчатые черви
1) Прочитайте текст на стр.76 (УМК Сонин), 1 абзац.
2) Используя дополнительную информацию в учебнике «Биология. Животные »на стр.46,перескажите текст.
3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.
4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.
Тип моллюски
Прочитайте текст на стр.76(УМК Сонин), 2 абзац.
2) Используя дополнительную информацию в учебнике «Биология. Животные »на стр.51-52,перескажите текст.
3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.
4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.
Тип хордовые
1)Прочитайте текст на стр.76-77 (УМК Сонин).
2)Проследите, как изменялось сердце в процессе эволюции у кл. рыб, кл. земноводных,
кл. пресмыкающихся.
кл. птиц,
кл. млекопитающих.
3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.
4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.
Используемая литература
Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. Изд. Дрофа, 2003
В.Н.Семенцова . Поурочное планирование. 6 кл.2001.
Биология. Учебное пособие .М. Аст-пресс. 2000.
Марина Александровна Акопян
Надежда Алексеевна Паршукова
Студеникина Вера Инокентьевна