12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Береснева Наталия Витальевна49
Россия, Кировская обл., Яранск
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска
Кировской области

   Урок по теме «Транспорт веществ в организме животных» (6 класс, УМК Сонина)

Автор-составитель: учитель биологии МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова Береснева Наталия Витальевна

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами групповой самостоятельной работы.

Цели:

Образовательные: Продолжить знакомство с процессом транспорта веществ в организме, рассмотреть особенности транспорта веществ в организме животных, изучить состав крови.

Развивающие: Продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию логического мышления, речевой культуры.

Воспитательные: Способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, культуре межличностного отношения.

Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Актуализация знаний.

Чтобы определиться с главным понятием сегодняшнего урока и вспомнить ранее изученный материал я предлагаю разгадать кроссворд.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1449254007.png (556x435)


 

  1. Процесс образования органических веществ из неорганических в зеленых растениях на свету? (фотосинтез)
  2. Растения по способу питания являются … (автотрофами)
  3. Как по-другому называется слой древесины? (ксилема)
  4. Что способствует поднятию воды с минеральными веществами? (давление)
  5. Вода с минеральными веществами поступает от корням к листьям растения по … (сосуд)
  6. Без них процесс фотосинтеза происходить не будет. (хлоропласт)
  7. В этом слое находятся ситовидные трубки. (флоэма)
  8. Как называется процесс испарения воды через листья? (транспирация)
  9. В клетке питательные вещества передвигаются с помощью … (цитоплазма)

Итак, по вертикали получилось слово «транспорт» и мы будем продолжать знакомиться с этим процессом, но сегодня рассмотрим особенности этого процесса в организме животных, поэтому тема урока: «Транспорт веществ в организме животных» (учитель записывает на доску, учащиеся в тетрадь).

Для выявления особенностей изучения данной темы мы должны вспомнить, как осуществляется транспорт веществ в растительном организме (учитель приглашает к доске ученика для монологического ответа по материалу прошлого урока; учащийся, используя таблицу поясняет его).

Пока ученик готовится к ответу, учащиеся с целью актуализации знаний выполняют письменную индивидуальную работу в течении 2 минут.

Вставьте пропущенные слова

Растения по способу питания - ………... . Они сами образуют ………... в процессе ………... в листьях на ………... . Органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ………... луба (флоэмы) коры. Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……..... , затем передвигаются по ………... древесины (ксилемы) под действием ………... и ………... .

Слушаем ответ у доски, учащиеся при необходимости дополняют ответ и оценивают его.

Обсуждаем результаты самостоятельной работы с текстом (учитель зачитывает правильные ответы, учащиеся пастой другого цвета отмечают ошибки и оценивают свою работу 9 б – «5», 8-7 б – «4», 6-5 б – «3», 4 и менее - «2»).

Учитель предлагает учащимся закончить фразу: «На прошлом уроке я узнал ………...»

Мотивация и целеполагание

Внимательно прочитайте тему урока, т.е. снова будем говорить о транспорте веществ.

  • А надо ли? Почему нам необходим этот материал? Где он может пригодиться?
  • Что вы понимаете под словом «вещество»?
  • Что в организме животных их будет транспортировать? (кровь)
  • С какой системой органов будет связан этот процесс? (кровеносная система)

Поэтому, какую цель вы ставите на сегодняшний урок?

Исходя из цели план сегодняшнего урока:

  1. Состав крови.
  2. Особенности кровеносной системы у животных. (эволюция кровеносной системы)

Первичное усвоение материала

Для изучения первого вопроса я предлагаю вам поработать в парах или индивидуально.

Задание. Внимательно прочитайте текст на стр.44 лабораторного практикума, сравните его с текстом учебника на стр.76, 1 абзац. Рассмотрите рисунок и данную информацию, сверните в схему (3 минуты).

/на доске/

Анализ схемы (учитель с помощью учащихся записывает на доску, учащиеся в тетради).

  • Найдите по таблице еще одно (кроме цвета и функций) различие эритроцита и лейкоцита?
  • Есть ли вопросы по первому пункту плана?

Переходим ко второму пункту плана.

  • На какие 2 группы подразделяются животные? (беспозвоночные, позвоночные)
  • Кого вы относите к беспозвоночным животным?
  • А к позвоночным животным?
  • Как вы думаете, суть процесса транспорта веществ у них будет одинаковая или разная?
  • В чем суть транспорта веществ в организме животных?

Вы сказали, что транспорт веществ связан с кровеносной системой, поэтому ответьте на вопросы:

  • Чем представлена кровеносная система? (сердце и кровеносные сосуды)
  • Какие кровеносные сосуды вы знаете? (артерии, капилляры, вены)

Задание: На стр.76, 3 абзац снизу найдите понятия: «артерия», «капилляр», «вена» и карандашом поставьте точку, что означает: «знать наизусть».

А сейчас наша задача в том, чтобы познакомиться с эволюцией кровеносной системы. Для этого каждая группа выбирает инструктивную карточку (см. приложение 1) и в течении 8 минут работает с ней. Затем полученную информацию свернуть в таблицу.

Таблица – Эволюция кровеносной системы


Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1450455714.png (680x426)



Какие выводы можно сделать, глядя на эту таблицу?

  • Впервые кровеносная система появилась у кольчатых червей.
  • Впервые настоящее сердце появилось у моллюсков.
  • Сердце у хордовых в процессе эволюции усложнялось.

Обобщение, систематизация и применение знаний

Найдите пару:


Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1450456108.jpg (879x273)



Ответьте на вопросы:

  • Назовите основные органы, входящие в систему транспорта веществ у человека?
  • Случайно ли кровеносная система человека изображена двухцветной? Что обозначают разные цвета?
  • Предположите, что могло бы быть, если бы в организме не было системы транспорта веществ?

Домашнее задание:

Изучить стр.74-76.

Сконструировать 5 разноуровневых вопросов по теме (что, где, когда, почему, как).

 

Приложение№1

Тип кольчатые черви

1) Прочитайте текст на стр.76 (УМК Сонин), 1 абзац.

2) Используя дополнительную информацию в учебнике «Биология. Животные »на стр.46,перескажите текст.

3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.

4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.

Тип моллюски

Прочитайте текст на стр.76(УМК Сонин), 2 абзац.

2) Используя дополнительную информацию в учебнике «Биология. Животные »на стр.51-52,перескажите текст.

3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.

4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.

Тип хордовые

1)Прочитайте текст на стр.76-77 (УМК Сонин).

2)Проследите, как изменялось сердце в процессе эволюции у кл. рыб, кл. земноводных,

кл. пресмыкающихся.

кл. птиц,

кл. млекопитающих.

3) Выберите, кто будет отвечать перед классом по таблице.

4) Выберите, кто будет заполнять таблицу на доске.

Используемая литература

Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. Изд. Дрофа, 2003

В.Н.Семенцова . Поурочное планирование. 6 кл.2001.

Биология. Учебное пособие .М. Аст-пресс. 2000.

Опубликовано


Комментарии (3)

Марина Александровна Акопян, 07.02.16 в 16:40 1 Ответить Пожаловаться
На мой взгляд, можно немного меньше уделить времени домашнему заданию, больше заданий на закрепление новой темы. Подача нового материала в 6 классе целесообразнее словесно учителем, опираясь на знания учеников. По Вашему конспекту я поняла, что изучение учащимися проходило самостоятельно, опираясь на предложенные задания. Можно разнообразить техническое оснащение урока. Извините, но это мое мнение. Урок-это индивидуальное мастерство каждого учителя.
Надежда Алексеевна Паршукова, 07.02.16 в 18:01 0 Ответить Пожаловаться
Подготовленные ученики. Здорово! Учащиеся сами добывают знания. Учитель - тьютор.
Студеникина Вера Инокентьевна, 21.11.16 в 18:39 0 Ответить Пожаловаться
Замечательно, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.