Женщина Казачка в системе семейных отношений. Семейная жизнь и повседневный быт. (XIX- начало XX века)

1
0
Материал опубликован 30 July



Алтухова Д.М.

«Женщина Казачка в системе семейных отношений. Семейная жизнь и повседневный быт. (XIX- начало XX века)».



Исследование положения женщины в традиционном обществе, ее экономического, социального и правового статуса является одной из актуальных проблем в исторической науке. В последнее время, происходившие в российском обществе решительные перемены повлекли за собой всплеск социально-политического движения. Возросшая роль женщины в современном мире делает вопрос о роли и места женщины в обществе особенно актуальным.

В начале 1990-х гг. в российской исторической науке стало формироваться новое направление исследований – гендерные, они включают в себя межпредметные связи. Гендер изучают психологи, философы, социологи, политологи и др. В исторической науке, тема женской истории имеет свою традицию. Одним из аспектов его изучения явилось социально-семейное положение женщин-казачек, семейные отношения и повседневный быт. Представляется весьма показательным, что вплоть до недавнего времени не было специальных научных работ, непосредственно посвященных положению в обществе казачек, специфике их повседневности.

Исследователей стала интересовать история повседневной деятельности казачества, условий его жизни и быта. Этому уделяется особое внимание в работах М. Ф. Куракеевой [6], А.Н. Мануйлова [7], О.В. Сапуновой [10].

Особенный интерес представляют работы А. А. Цыбульниковой, которая на обширном фактическом материале, в том числе с использованием источников по устной истории, проделала анализ положения женщины-казачки на протяжении нескольких веков [13]. Серьезный вклад в изучении жизни женщины-казачки Юга России внесла Н.Б. Акоева. В своих статьях и диссертационном исследовании она рассмотрела изменения в традиционном укладе казачьей семьи в период буржуазной модернизации в России и новые явления в повседневной деятельности женщины [1].

Общественный и личный статус женщины-казачки менялся на протяжении разных исторических эпох. В казачьих семьях семейное право было основано, прежде всего, на нормах обычаев и существовавших традициях. Семья казака была патриархальной и основывалась на непосредственном подчинении женщины мужчине. В первые века существования казачьего сообщества статус жены мало отличался от статуса рабыни. По тому, как общество относится к женщине, какое положение она занимает в нем, можно судить о характере и самого общества. Своеобразие общественного устройства казаков, особенности быта и культуры наложили огромный отпечаток на женщину-казачку, чье место и роль в общественной и культурной жизни, чье особое правовое положение всегда вызывали интерес у ученых.

Если с XVII до XIX вв., повседневная жизнь казаков была очень тяжелая: земли не были еще освоены, продолжались военные действия с горцами. Поэтому в первые десятилетия война стала образом жизни казаков, в нее втягивались не только мужчины, но и их семьи, в лице женщин и детей. Женщине-казачке приходилось защищать свой дом от набегов горцев с оружием в руках. Поэтому, основой быта того времени было не только хозяйство, но и военное дело.

Мир женщины-казачки по большой степени был сосредоточен на семейных делах, быте, хозяйстве. Часто среди казаков говорили: «Женщине дорога от печи до порога» [8, С. 67]. Но именно это и позволяло казачке чувствовать себя полноправной хозяйкой в своем доме, т.к. она была «главной» в доме, в хозяйстве, и могла проявить себя в этих делах наилучшим образом, в плане быта она ни от кого не зависела.

Бытие женщины, в отличие от мужчины, который был на службе, было наполнено ежедневными заботами о домочадцах. Женский домашний труд создавал для семьи и дома особую оболочку, через которую они воспринимались обществом. Это касалось и материального труда женщины и ее нравственного, духовного развития. При натуральном хозяйстве, которое вплоть до конца XIX в. господствовало в обществах Северного Кавказа, Юга России, умение женщины ткать, вязать, шить, готовить, заготавливать впрок продукты было вопросом выживания в тех условиях, в которых существовали казаки. По большей части, женщине приходилось много и тяжело трудиться, выполняя самые разнообразные работы по дому, в поле, в уходе за скотом и т.д. И от того, насколько хорошо женщина справлялась с хозяйством, зависело благосостояние всей семьи.

Нельзя не отметить роль женщины в патриархальном обществе как матери. В патриархальной семье главой большой и малой семьи был, конечно же, отец, муж. Муж, в целом, не занимался хозяйством, всем этим занимались исключительно женщины. Так, например, в казачьей семье готовились к трапезам: «Действительно, выглянув в окно, они увидели необыкновенную суетню в хозяйской хате. Девки то с тем, то с другим выбегали из сеней и вбегали обратно». Как мы видим, мужчины в так случае в основном были лишь наблюдателями, а весь быт ложился на плечи женского пола.

Также, воспитанием детей занималась мать. Она прививала нравственные идеалы народа, семьи через песни, сказки, легенды, которые в народной педагогике всегда присутствовали и были призваны воспитывать своего достойного члена общества [3, С.50].

Важной частью семейного производства и быта казаков был ряд домашних промыслов и ремесло. Натуральный характер хозяйства вынуждал казачек выполнять множество домашних обязанностей, которые были связаны с обеспечением семьи материалами для пошива постельного белья, занавесок, скатертей и т.п., а также одежды и обуви, поэтому, женщинам приходилось самим производить пряжу, ткани, кожу, которые были необходимы семье: «На женщину казак смотрит как на орудие своего благосостояния; девке только позволяет гулять, бабу же заставляет с молодости и до глубокой старости работать для себя, и смотрит на женщину с восточным требованием покорности и труда. Вследствие такого взгляда женщина, усиленно развиваясь и физически и нравственно, хотя и покоряясь наружно, получает, как вообще на Востоке, без сравнения большее чем на Западе влияние и вес в домашнем быту. Удаление ее от общественной жизни и привычка к мужской тяжелой работе дают ей тем больший вес и силу в домашнем быту» [12, С. 11-12]. Весь дом, всё имущество, всё хозяйство приобретено женщиной и держится только ее трудами и заботами.

Казачки готовили растительное масло из семена льна и конопли. С помощью волокон этих же растений изготавливали пряжу, из которой потом ткали полотна, рядна. Овечья шерсть шла на приготовление пряжи для домотканого сукна. Из него шили верхнюю одежду, из шерсти овец катали валенки и бурки. Овечью шерсть женщины пряли в основном на пряхах и веретенах, из полученных нитей вязали носки и чулки, платки и шарфы, перчатки, варежки. Прядению девочек матери учили с 10-12 лет [13, С. 83].

Как уже говорилось, женский промысел являлся важным для материального благосостояния рядовых семей казаков. Большую роль в хозяйстве занимала еще и торговля, которая считалась в основном мужской обязанностью. При этом мелкая торговля, которая рассматривалась в качестве продолжения домашнего производства, относившегося к преимущественно женской сфере труда, осуществлялась самими женщинами.

Каждая казачья семья являлась, главным образом, хозяйственной единицей, там сложилась своя организация труда. Ярко выраженное разделение труда было более заметно в больших семьях, в отличие от малых, так как в малых, в основном, на долю казака выпадали все «мужские», а на долю казачки все «женские» работы.

В семьях, где проживало несколько поколений, где было много женатых сыновей, отец и мать брали на себя руководящие функции, осуществляли руководство деятельностью и хoзяйством остальных членов семьи, в частности, свекровь, как обычно, не столько работала по дому сама, сколько распоряжалась работой невесток и дочерей. В распоряжении свекрови находился весь домашний быт, невестки были обязаны советоваться с ней по всем вопросам, например, в составлении меню для семьи, трате продуктов. Невестки обязательно спрашивали свекровь, что приготовить к завтраку или обеду, можно ли взять что-то из продуктов, просили разрешения заняться своими делами в свободное от основных обязанностей по дому время.

То есть, в решении семейных проблем очень много зависело от слова казачки-матери. В ее распоряжении зачастую находились семейные денежные средства, при расходовании которых она советовалась с мужем. Часто в важных семейных вопросах она совещалась со старшим сыном.

На следующей «ступеньке» в этой семейной иерархии социальных статусов стояла старшая невестка. Старшая невестка пользовалась большим уважением в семье. Она была помощницей свекрови и заменяла свекровь в её отсутствие, ей предполагалось помогать и ухаживать за младшими детьми. Поэтому, такое половозрастное разделение труда определяло положение женщины в казачьей семье, ее важность, роль и статус. То есть, старшая сноха обладала большими правами, чем младшая, которая оказывалась в самом неблагоприятном положении.

Таким образом, характеризуя положение женщины-казачки в семье, ее хозяйство и быт, нельзя не отметить некую противоречивость ее положения. Да, женщина имела определенную самостоятельность, ее уважали, достойное положение она заслуживала своим постоянным трудом в хозяйстве, воспитанием детей, даже отважностью. Однако, при всех этих условиях, главой и вершителем общественных и семейных судеб был мужчина, именно он был главой семьи.

На рубеже XIX - ХХ веков внутрисемейные отношения становятся более свободными. На смену большим семьям пришли малые, которые состояли только из родителей и их неженатых детей. Здесь женщина, если и состояла в подчинении мужу, но при этом ощущала себя равноправной, ей предоставлялась большая свобода и самостоятельность. Таким образом, роль женщины в хозяйственной и семейной жизни казака менялась с течением времени. Первоначально положение женщин-казачек мало чем отличалось от жизни рабынь, но с развитием казачьей оседлости женщина берет на себя основную тяжесть и обязанность по хозяйству, от нее начинает зависеть благосостояние семьи.

В отсутствии мужа женщина не только занималась домашней работой, но также занималась и пахотой, и огородничеством, и садоводством, и ведением домашних промыслов. В самой казачьей семье, все же, главенствовали патриархальные отношения. Со временем ситуация в казачьей семье и сообществе в целом менялась. Женщина в общественной жизни начинает играть все большую роль. Особенно заметной трансформация внутрисемейных отношений становится со второй половины XIX века. На смену большим пришли малые семьи, и в такой семье женщина имела большую свободу и самостоятельность, хотя прежние патриархальные традиции все равно преодолевались с трудом, и вплоть до установления советской власти в казачьих областях равноправие в семье не сформировалось.


Библиографический список:

Акоева, Н.Б К проблеме социально-семейного положения женщин-казачек в конце XVIII-начале ХХ вв //Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 34. URL:(http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-sotsialno-semeynogo-polozheniya-kubanskih-zhenschin-kazachek-v-kontse-xviii-nachale-xx-veka).

Великая, Н.Н. Казаки восточного Предкавказья в XVIII - XIX вв. Ростов н/Д, 2001. 280 с.

Карпов Ю. Ю. Женское пространство в культуре народов Северного Кавказа. СПб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2003. 416 с.

Кебина, Н. А. Гендерные аспекты проблемы смысла, их роль в самореализации женщины / Н. А. Кебина // Философ. науки. 2006. №5.

Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Майкоп: Изд-во «Афиша», 2006. 528 с.

Куракеева, М. Ф. Верхнекубанские казаки: быт, культура, традиции. Черкесск, 1999. 278 с.

Мануйлов А. Н. Статус женщины в общеправовой системе казачьей семьи и станичного общества на Кубани (вторая половина XIX - 20-е годы XX в.). Армавир, 1998. 68 с.

Милоголова, И. Н. Крестьянка в русской пореформенной деревне / И. Н. Милоголова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. «История». 1998. № 2.

Невская, Т. А. Характерные черты обычного права казачества Северного Кавказа / Т. А. Невская // Российское казачество: проблемы истории и современность: материалы всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2006. С. 187.

Сапунова, О. А. Семейный уклад и традиции русского казачества // Гендерная история: pro et contra. СПб., 2000.С. 124-126.

Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. 265 с.

Толстой Л.Н. Казаки. М.: «Художественная литература», 1936. 198 с.

Цыбульникова, А. А. Казачки Кубани в конце - середине XIX в. Армавир, 2005. 212 с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.