Публикация «Жестокое обращение с детьми»
Семья – является колыбелью духовного рождения человека. Семья может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.
Самый большой дефицит, который испытывают сейчас дети, - это дефицит ласки, внимания со стороны родителей. Родители не находят времени из – за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с ними.
Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение в собственной семье.
Жестокое обращение с детьми- это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это еще и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую неокрепшую душу. В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми − одна из самых наболевших и острых. Последствия жестокого обращения оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка, что отражается на его поведении и учебе.
Актуальность данной темы связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Различают Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
- Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.
Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Особенности внешнего вида ребёнка и характер травм:
- внешние повреждения: синяки и ссадины, следы от ударов ремнем, укусов,
Но не всегда телесные повреждения мы можем заметить, поэтому заподозрить физическое насилие над ребёнком чаще позволяют имеющиеся у него особенности поведения.
Дети младшего школьного возраста:
- стремление скрыть причину имеющихся у них травм;
- нежелание возвращаться домой после школы;
- плаксивость, замкнутость, отсутствие друзей;
- плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;
- агрессивность;
- воровство;
- уходы из дома.
Подростки:
- бродяжничество;
- асоциальное поведение;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- депрессия, суицидальные попытки.
2. Сексуальное насилие (или извращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Виды психологического (эмоционального насилия):
· обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
· принижение его успехов, унижение его достоинства;
· отвержение ребенка;
· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
· принуждение к одиночеству;
· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
· похищение ребенка;
· причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
4. Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:
• оставление ребенка без присмотра;
• отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
• непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;
• несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
• приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
• отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена 19 подгузников, стирка и смена белья и одежды;
• несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
• непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
• неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке;
• опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.;
• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия.
Мы, педагоги, должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них:
- неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- супружеские конфликты;
- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок в семье;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- ребенок с «трудным» поведением.
Ребенок может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей и в благополучных семьях, не состоящих на различных профилактических учетах. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием количества насильственных преступлений в обществе. Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, ответственных за воспитание детей.
Поэтому В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Психолого-педагогические правила организации общения
между учителем и учениками
1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие (“вдруг” возникшие) изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. В любой ситуации проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение.