Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Житие Сергия Радонежского»
Конспект урока по литературному чтению УМК «Гармония» 4 класс.
Тема: Житие Сергия Радонежского.
Цели урока: - продолжить формирование представлений об особенностях построения житийной литературы;
- совершенствование речевой деятельности младших школьников (слушание, чтение, говорение);
–воспитание у учащихся толерантности;
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с новым видом литературы, с житием. Житие какого святого мы читали?
1. Проверка домашнего задания
-Дома вы дочитали житие до конца и готовили рассказ о Троице-Сергиевой лавре (по желанию).
-Что вы узнали нового, когда дочитали житие?
-Кто хотел напасть на Русь? (Ордынский хан Мамай).
- А кто в это время правил в Москве? (Московский князь Дмитрий).
-Какой выбор стоял перед князем Дмитрием? Прочитайте.
- Как поступает Дмитрий?
- Почему князь едет именно к Сергию за советом?
- Что сказал ему Сергий? Прочитайте. (Если враги хотят чести и славы- дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю Русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, - молвил старец Дмитрию.).
2. Постановка проблемного вопроса
- Так почему же Сергий благословил Дмитрий на битву? Ведь одна из христианских заповедей гласит: «Не убивай».
-Кого Сергий дал в помощь князю?
- Как называлось место, где проходила битва?
- Что случилось с Пересветом?
- А как русским удалось пустить в бегство ордынских воинов? (…ударили русские полки, стоявшие в засаде в лесу, враги не выдержали и побежали прочь).
-Что значит стоять в засаде? Что такое засада? (Засада — тактический приём в военном деле, суть которого заключается в достижении решающего преимущества над противником за счёт заблаговременного расположения своих формирований на наиболее вероятном маршруте продвижения врага с соблюдением нескольких условий.)
-Что потом случилось с Мамаем? (Его убили собственные воины).
-Как прозвали мудрого князя после битвы? Почему?
-Какими государственными делами приходилось заниматься Сергию? Прочитайте. (Чтобы победить в нудной и изнурительной борьбе с ордынцами, Русь должна была быть дружной. Не всем это нравилось. И Сергий ходил в дальние княжества мирить князей. Сергий и Дмитрий хотели, чтобы все объединились вокруг Москвы.)
- Почему Сергий никогда не рассказывал о чудесах, которые случались с ним? (Сам Сергий считал себя недостойным такой судьбы. Он по-прежнему был очень скромным. Скромности он учил и других.)
- Почему вокруг монастырей строили высокие каменные стены? Найдите ответ в тексте. (А в военные годы, когда на падали на русскую землю коварные враги, многие монастыри становились крепостями.)
3. Итог урока
-Так благодаря чему Русь стала сильной и богатой державой?
- Что вам понравилось больше всего на уроке?
- Расскажите то, что подготовили о Троице-Сергиевой лавре (домашнее задание).
4. Домашнее задание
Задание по выбору:
1. Подобрать пословицы к теме урока и записать их в тетрадь.
2. Нарисовать иллюстрацию к этой понравившегося эпизода жития.