Конспект урока по литературному чтению «Житие Сергия Радонежского» (4 класс. 2 урок)
Конспект урока по литературному чтению УМК «Гармония» 4 класс.
Тема: Житие Сергия Радонежского.
Цели урока: - продолжить формирование представлений об особенностях построения житийной литературы;
- совершенствование речевой деятельности младших школьников (слушание, чтение, говорение);
–воспитание у учащихся толерантности;
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;
2. Предметные:
- имеют представление о житийной литературе, житии;
- читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.
3. Метапредметные:
Регулятивные
- формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;
- оценивают свою работу на уроке.
Познавательные
- используют различные способы поиска учебной информации;
- овладевают логическими действиями построения рассуждений.
Коммуникативные
- отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с новым видом литературы. Какой это вид литературы? (Житие). Что такое житие? (Житие - это жизнеописание святого, рассказ о его деяниях.)
1. Проверка домашнего задания ( Д. з.: Выборочное чтение. Ребята, прочитайте, чем занимался отец Варфоломея. Как произошла встреча Варфоломея со старцем?
Прочитать 2 и 3 части рассказа «Сергий Радонежский», подумать над вопросами (с. 121-129) ).
-Дома вы продолжали читать житие Сергия Радонежского. Что вы узнали? Скажите, в какой семье родился будущий святой? Подтвердите текстом. Как автор говорит об учебе Варфоломея? Прочитайте.
2. Постановка проблемного вопроса
-Ребята, на доске дан ряд слов (трудолюбие, бескорыстие, скромность, жадность, сребролюбие). Все ли слова вам понятны? Что они означают? (ответы детей). А теперь посмотрим, что они означают в соответствии со словарем (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) (учащимся заранее было дано по слову, значение которого нужно определить. Теперь дети выходят к доске и записывают ответ):Трудолюбивый - любящий трудиться.
Бескорыстный - чуждый корыстных интересов.(корысть- выгода, материальная польза.)
Скромный- 1. Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. 2. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный. 3. перен. Небольшой, ограниченный, едва достаточный.
Жадный - 1. Стремящийся к наживе, скупой. 2. Настойчивый в стремлении удовлетворить свое желание, выражающий это стремление; слишком падкий на что-н. 3.перен. Исполненный желанием понять, познать что-н.
Сребролюбие - жадность к деньгам.
Смирение - отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
Какие из этих качеств были присущи Варфоломею? Какие из слов лишние? (ответы детей)
Вы дома читали вторую часть текста. Какова её главная мысль?
Перечитаем вторую часть. - Почему Варфоломей хотел стать монахом? В чем сущность монашеской жизни? (ответы детей).
- Монах- член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь.
Ребята, а что значит вести аскетическую жизнь?
Аскетический образ жизни - это монашеский образ жизни, который заключается в стремлении к состоянию полного душевного равновесия и покоя.
- Какие качества Варфоломея говорят о его готовности стать монахом? Подтвердите свои слова текстом. ( Жить было тяжело. Стефан не выдержал такой жизни и вскоре ушел в Москву в другой монастырь. Варфоломей остался один. И лето, и осень, и зиму жил он в лесу, в своей избушке. Колол дрова, ухаживал за маленьким огородом, пёк сам хлеб, молился в церкви. Он был терпелив, упорен и во всем полагался на Божью помощь.)
-Что значит «рубить из бревен дома»? (-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.)
А теперь посмотрите на картины замечательного художника М.В. Нестерова «Труды Преподобного Сергия Радонежского» [Сл.]. На какие качества святого указывает нам художник?
Докажите, что Сергий был не обычным монахом, а приобрёл черты святости.
- А теперь прочитайте третью часть нашего рассказа, подчеркните карандашом фрагменты, где описываются занятия Сергия. Прочитайте, то, что вы подчеркнули. Какие качества Сергий продолжал воспитывать в себе, будучи монахом? (трудолюбие, смирение).
- Какое чудо описывается в этой части? (Исцеление ребенка.) Как повел себя отец, когда его сын умер? Прочитайте. (Отец впал в отчаяние и выбежал из церкви…) Что он увидел, когда вернулся туда? (…увидел своего сына живого и здорового. Он стоял на коленях рядом с Сергием и молился.)
- Почему Сергий запретил рассказывать об этом случае? (Он не хотел славы, он был очень скромным).
- Где ещё в этой части говорится о его смирении? Прочитайте. (Сергий никогда не хотел власти, никогда не брал подарков. Митрополит Алексий хотел дать ему дать золотой крест с драгоценными камнями. Сергий отказался.)
- Ребята, а что в житие названо Маковицей? Прочитайте. (Варфоломею понравилось место на песчаной горе, сплошь покрытое высокими соснами. На много вёрст вокруг этого места никто не жил. Гору эту братья назвали Маковицей). Каким словом можно заменить это слово? (макушка, возвышение).
-Какими словами автор описывает возвращение Сергия на Маковицу? Как встретили Сергия? ( Со слезами радости).
- Почему Сергия стали считать святым ещё при жизни?
- Расскажите, в чем проявлялась его святость? А в чем проявлялась его скромность?
3. Итог урока
- Почему Сергия Радонежского называют светилом светлым?
- Что вам понравилось больше всего на уроке?
4. Домашнее задание
Дочитать житие до конца.
Подготовить рассказ о Троице-Сергиевой лавре ( по желанию).