12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Злата Александровна524
Россия, Орловская обл.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
7

Конспект урока по литературному чтению "Житие Сергия Радонежского" 4 класс. 1 урок

Конспект урока по литературному чтению УМК «Гармония» 4 класс. Выполнила: Проскурина З. А.

Тема: Житие Сергия Радонежского.

Цели урока: знакомство с новым видом литературы – жития святых; учить различать жития святых среди книг – жизнеописаний

- начать формирование представлений об особенностях построения житийной литературы

- совершенствование речевой деятельности младших школьников (слушание, чтение, говорение);

различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги;

воспитание у учащихся толерантности;

Задачи:

познакомить учащихся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»;

создать условия для развития интереса к изучению истории России и истории православной культуры;

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;

2. Предметные:

- имеют представление о житийной литературе, житии;

- читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.

3. Метапредметные:

Регулятивные

- формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;

- оценивают свою работу на уроке.

Познавательные

- используют различные способы поиска учебной информации;

- овладевают логическими действиями построения рассуждений.

Коммуникативные

- отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения.

Ход урока

1. Оргмомент

1. Подготовка к восприятию текста

Книжная выставка

Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с новым жанром литературы… Посмотрите внимательно на книги, которые у нас выставлены (Л. Давыдычев, «Жизнь и страдания Ивана Семенова, второклассника и второгодника», Д. Дефо, Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» (Пересказ с английского: Корней Чуковский), «Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца» Издательство: Ковчег, «Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского» Издательство: Свято-Троицкая Сергиева Лавра). t1667172162aa.jpgt1667172162ab.jpgt1667172162ac.jpgt1667172162ad.jpg

Рассматривание детских книг

- Назовите каждую книгу.

- Подумайте, что объединяет все эти книги? (В заглавии слово жизнь)

- Чем они отличаются?

- Назовите первые две книги. Вы их ещё не читали. Посмотрите на обложку и заглавие первой. Подумайте, о чем может рассказывать эта книга. Каким может быть характер изложения? ( Судить по иллюстрациям и по заглавию - может быть смешным, ироническая литература).

- Назовите вторую. Кого называют робинзоном? О чем может быть книга? – высказываем предположения

- Почему в третьей и четвертой книгах употребляется не слово жизнь, а слово житие?

- Ребята, скажите, кто же такие святые? (Это особенно почитаемые люди, которые жили праведной жизнью)

- У людей разной веры, и у мусульман, и у католиков, и у православных есть свои святые.

- Прочитайте: Пророк Мухаммад ; Святой Патрик; Святитель Николай.

- Соотнесите имена святых и название религий

- Как называется рассказ о жизни православного святого? (Житие).

- Итак, житие - это жизнеописание святого, рассказ о его деяниях.

- В чем особенность житий как вида литературы? - это тот вопрос, на который мы должны ответить после изучения житийной литературы, представленной в учебнике.

- Найдите и прочитайте названия житийной литературы, представленные в нашем учебнике.

- У русских людей особым почитанием отмечен святой Сергий Радонежский. Его житие мы будем изучать три урока. Сравните планы трёх уроков и решите, что узнаем в конце изучения?

1 урок

2 урок

3 урок

Чтение 1 части

Чтение 2-3 частей

Чтение 4-5 частей

Что такое чудо в жизни? – вопрос в таблице появляется после оценки восприятия

почему Варфоломей хотел стать монахом? .В чем сущность монашеской жизни?

Почему православные особо почитают Святого Сергия Радонежского?




Детство святого

Годы монашества

Служение Родине



Житийная литература – в чем её особенность?

2. Организация первичного восприятия

Дети читают текст про себя (с. 117-121).

3. Оценка первичного восприятия.

- Чем вам понравился текст? Что показалось чудесным?

- Что показалось не очень понятным?

4. Постановка проблемного вопроса

- Чудо – что это? Это не сапоги-скороходы, как в сказке, и даже не чудесный конь, или волшебная щука… Что такое чудо в жизни?

5. Повторное чтение и анализ текста.

- Итак, начинается рассказ с маленького мальчика, отрока Варфоломея. В какой семье родился мальчик?

-Как звали родителей Варфоломея?

- В чем заключалась служба Кирилла у князя?

- Как жили родители Варфоломея? Какие это были люди? Зачитайте.

- Из ряда слов, написанных на доске, выберите два слова, которыми можно охарактеризовать жизнь родителей Варфоломея?

(Заботливые, хозяйственные, добрые, нежные, благочестивые, богатые)

- Как жилось в этой семье детям? – прочитайте

- В чем особенность той школы, где учился Варфоломей?

- Докажите текстом, Варфоломей очень хотел учиться.

- Докажите текстом, что грамота ему не давалась?

Хотел ли он быть грамотным? Найдите в тексте подтверждение.

- Какие черты характера проявились у мальчика? /трудолюбие, терпение, скромность/

- Рассмотрите иллюстрацию в вашем учебнике и найдите в тексте соответствующее место. Прочитайте его.

- Какое чудо свершилось после встречи Варфоломея со старцем?

- Почему родителям Варфоломея пришлось переехать на новое место жительства?

- Как жилось в семье Варфоломею?

- Как жилось людям во времена ордынских ханов?

- Какой была самая сокровенная мечта мальчика? Подумайте, почему.

Я вам помогу. Прочитайте опорные слова: Вера в Бога

Бог – помощник

Ссоры русских князей

Власть жестоких ханов

- Выскажите свое мнение, почему Варфоломей так стремился стать монахом

- Докажите текстом, что Варфоломей выполнил свой сыновий долг?

-Выберите наиболее точный заголовок для прочитанной части текста, объясните свой выбор:

-Детство.

-Чудесная встреча.

-Юность.

-Жизнь в семье.


-Какое событие детских лет Варфоломея вы считаете особенно важным?

-Как вы думаете, каким может быть содержание следующей части?

6. Итог урока

- Какой материал содержит начало Жития?

7. Д/з Перечитать 1 часть. Перестроить её так, чтобы связно прочитать:

1) Жизнь семьи в ростовских землях.

2) Чудесная встреча

Прочитать 2 и 3 части рассказа «Сергий Радонежский» (с. 121-29.)



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.