Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая природа Новосибирской области» (7 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая природа Новосибирской области» для 7 классов
1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
«Живая природа Новосибирской области»
1.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:У обучающихся будут сформированы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, представления об основах светской этики, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Ответственное отношение к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Социальные нормы, правила поведения и формы социальной жизни в группах и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (готовность к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности).
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека).
9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).
1.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Основы читательской компетенции
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и социальной деятельности.
Навыки работы с информацией.
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
1. систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
2. выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);
3. заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе: представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
Опыт проектной деятельности
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Обучающийся получит возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
1.2.1. Регулятивные УУД
Обучающийся научится
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
самостоятельно составлять алгоритм выполнения действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат
самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований
оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности
с помощью учителя или сверстников определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
Обучающийся получит возможность самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
1.2.2. Познавательные УУД
Обучающийся научится
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
строить алгоритм действий на основе имеющихся знаний об объекте, к которому применяется алгоритм;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Смысловое чтение:
резюмировать главную идею текста;
Обучающийся получит возможность научиться создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
1.2.3. Коммуникативные УУД
Обучающийся научится
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Обучающийся получит возможность научиться оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
1.3. Предметные результаты освоения курса биологии
Ученик научится
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;
аргументировать, приводить доказательства различий, животных;
осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
объяснять сущность и общность происхождения и эволюции систематических групп растений, грибов и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания животных, ухода за ними.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приемы оказания первой помощи при укусе ядовитых животных; работы с определителями животных; размножения и выращивания домашних животных НСО;
создавать собственные письменные и устные сообщения о животных НСО на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
находить информацию о животных, НСО в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных НСО, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2. Содержание учебного предмета
«Живая природа Новосибирской области»
Среды жизни. Среда обитания НСО. Факторы среды обитания. Места обитания НСО. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Животный мир родного края. Царство Животные. Общее знакомство с животными НСО. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека НСО. Одноклеточные животные, или Простейшие. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейши НСО. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Кишечнополостные. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека НСО. Типы червей. Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями НСО. Меры профилактики заражения. Тип Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Их значение в природе и жизни человека НСО. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных НСО. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека НСО. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний НСО. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Биология – наука о живых организмах. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде НСО. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами НСО. Многообразие организмов. Классификация организмов НСО. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Биология как наука. Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Экосистемы. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы НСО.
3.Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Введение |
5 |
|
Животный мир НСО |
24 |
|
Взаимосвязь животного и растительного мира |
3 |
|
Защита проектов |
2 |
|
Итого |
34 |
Календарно - тематическое планирование.
№ |
Тема |
Реализация воспитательной программы |
Раздел 1: Ведение (5 час) |
||
1 |
Введение в курс "Живая природа Новосибирской области" |
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; Развития познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям |
2 |
Животные. Место и роль животных в природе |
|
3 |
Значение животных для человека и его влияние на животный мир НСО |
|
4 |
Среды жизни и места обитания животных НСО. Зональное распределение животного мира НСО. |
|
5 |
Систематика животных. История развития зоологии. |
|
|
Раздел 3: Животный мир НСО |
|
6 |
Многообразие простейших НСО |
Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями. Понимание необходимость бережного отношения к природе. Умение объяснять необходимость знаний о животных, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования Развитие любознательность, развивать интерес к окружающему миру. Осознание и осмысление информации о характерных особенностях животных их многообразии, значении в природе и жизни человека. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой |
7 |
Паразитические Простейшие НСО. |
|
8 |
Многоклеточные животные. Подцарство беспозвоночные. |
|
9 |
Кишечнополостные НСО |
|
10 |
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. |
|
11 |
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Паразитические черви НСО. |
|
12 |
Кольчатые черви НСО. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах НСО. |
|
13 |
Многообразие моллюсков НСО |
|
14 |
Особенности строения и многообразие ракообразных НСО. |
|
15 |
Паукообразные и клещи НСО, их значение для человека и в биогеоценозах НСО. |
|
16 |
Многообразие насекомых НСО. Особенности развития насекомых НСО. |
|
17 |
Полезные насекомые НСО |
|
18 |
Насекомые – вредители культурных растений НСО и переносчики заболеваний человека |
|
19 |
Основные систематические группы рыб НСО. |
|
20 |
Промысловые рыбы НСО. Их рацион, использование и охрана. |
|
21 |
Многообразие земноводных НСО. |
|
22 |
Многообразие пресмыкающихся НСО. |
|
23 |
Значение пресмыкающихся в биогеоценозах НСО. Опасные пресмыкающиеся НСО. |
|
24 |
Многообразие и значение птиц НСО. |
|
25 |
Значение и охрана птиц НСО. Промысловые птицы НСО, дичь. Домашние птицы, их рацион и значение. |
|
26 |
Многообразие млекопитающих НСО. |
|
27 |
Экологические группы млекопитающих НСО. |
|
28 |
Промысловые животные НСО. |
|
29 |
Сельскохозяйственные животные НСО. |
|
Раздел 4: Взаимосвязь животного и растительного мира (3 час) |
||
30 |
Красная книга НСО. Заказники и питомники НСО |
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
31 |
Заказники и питомники НСО |
|
32 |
Основные паразиты животных в НСО. Пути борьбы с ними. |
|
Раздел 5: Защита проектов (2часа) |
||
33-34 |
Защита проектов |
|
Обобщение (1 час) |
||
|
|
|
Итого |
34 |
Используемые учебные пособия:
1. Атлас Новосибирской Области под редакцией В. А. Николаевой.
2. Атлас "Люби и знай свой край родной". Редакционная коллегия: Пивоварова Ж.Ф., Гнатишин В.Н. и др. , Хабаровск. 1998
3. География Новосибирской области. Кравцов В.М., Донукалова Р.П., Новосибирск, «ИНФОЛИО – пресс», 1996г.
4. История Новосибирской области. Миненко Н.А. Новосибирск, 2003г
5. Наш край в древности и средневековье. Троцкая Т.М., Соболев В.И., Новосибирск, «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1996.
6. Новосибирск. Генеральный план развития города 2007 – 2030г. Сибирское книжное издательство: Новосибирск 2007
Список литературы для учащихся.
1. Материалы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей
среды Новосибирской области.
2. Материалы отдела "Природа НСО" Новосибирского государственного краеведческого музея.
3. Красная книга Новосибирской области (животные). Новосибирск, 2000.
4. Красная книга Новосибирской области (растения). Новосибирск, 1998.
5. Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.
6. Чернобай Л.П. Реки Новосибирского водохранилища. Новосибирск, 2008.
7. Чернобай Л.П. Малые реки левобережья Оби. Новосибирск, 2011.