Занятие по окружающему миру на тему «Животные холодных стран Арктики и Антарктики»
Животные холодных стран Арктики и Антарктики
Цель: совершенствовать навык составления рассказов различного вида с использованием ИКТ.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания детей о животных жарких и холодных стран;
- дать знания о разных поведенческих реакциях животных;
- обогатить словарный запас детей.
развивающие:
- развивать навыки составления сравнительных рассказов по заданным признакам;
- совершенствовать навыки составления рассказов фантастического плана <н лица разных объектов.
воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к животным;
- побуждать желание охранять и помогать им.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: Игра-приветствие.
(Установление эмоционального контакта.)
- Ребята, возьмемся за руки и пожелаем всем доброго утра. Все вместе читаем стихотворение «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- «Доброе утро!»
- «Доброе утро!»
- Солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Давайте дети улыбнемся друг другу в глазки и скажем: «Доброе утро!» (Воспитатель предлагает детям вместе присесть на коврик в кружок)
- Ребята, я сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится? Как вы думаете, о чём говорят животные между собой? А хотите послушать? Представьте, что устройство, превращающее животную речь в человеческую, уже придумано. Слушайте!
Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, детишки!
Пишут Вам тюлени,
Милые олени.
Котики, моржи!
Мы гуляли - заблудились
И немного простудились!
Помогите! Вот беда!
Нам домой давно пора!
Воспитатель: Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из Северных животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.
Воспитатель читает загадку.
Стройный, быстрый.
Мех пушистый.
Рога ветвисты.
Бьет копытами иок-иок.
Снег летит, словно, песок.
Знают все кому не лень — Это (Северный олень.)
Воспитатель: Верно. Молодцы! Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати!
Физминутка
Как олени резво скачем
(Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик.
(Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились.
(Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь - остановились.
(Остановиться)
Мы немного отдохнём
(Вдох - выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём.
(Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись.
(Присесть на импровизированные льдинки)
Воспитатель: Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, мы на правильном пути? Куда мы спешили?
Дети: На Северный полюс.
Воспитатель: Где же мы сейчас?
Дети: На севере.
Воспитатель: Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику - центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
Актуализация знаний.
- Как вы представляете себе Арктику?
- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне?
- Где находится Крайний Север?
- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
- Отгадайте загадку: Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
(Северное сияние.)
- Какие растения могут быть в полярных районах? Почему?
- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?
- В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
- Посмотрите на рисунок «Природа Крайнего Севера». Какие растения могут здесь расти?
- Почему?
- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники; кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищенных местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.
Слайды презентации.
Рефлексия деятельности на занятии.
Воспитатель: - Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).
- Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).
- Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, косатку, белух, китов).
- Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).
Рисование белого медведя.
- Расскажите, какого цвета нужно взять фон, чтобы нарисовать белого медведя? (Голубой)
-Какие части выделим? (Голова, туловище, лапы)
- Какой формы туловище? (Овальной)
- Давайте на голубой бумаге белой гуашью нарисуем сначала туловище, потом голову, лапы.
- Ребята, нарисуем пастелью северное сияние. Осмысление.
- А сейчас рассмотрим рисунки и выберем наиболее выразительные.
Список литературы:
1.Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе и период обучения. Издательство ГНОМ и Д. 2007.
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Издательство ИД «Литера» (СПб), 2005.