Конспект занятия для детей в старшей группе «Животный мир морей и океанов»
План непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе «Непоседы»
по теме «Животный мир морей и океанов»
Автор конспекта ННОД:
Усольцева Л. В. МКДОУ №1, воспитатель ВКК
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Предметно-пространственная развивающая среда:
В соответствии с темой ННОД организована предметно-развивающая среда: Ноутбук, флешкарта с записью шума моря, шума ветра, крика чаек, иллюстрации морских жителей, тазики с водой,
Образователь ные задачи (п. 2.6 ФГОС ДО) | Содержание ННОД | Вид деятельности (2.6; 2.7 ФГОС ДО) | Формы реализации Программы (2.11.2 ФГОС ДО) | Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО) | Планируемые результаты (4.6 ФГОС ДО) | |
Активизировать детей на познавательную совместную деятельность. Вызвать желание у детей оказать помощь. Расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять. Определение правил и норм поведения. Продолжать развивать речь. Обогащение и активизация словарного запаса, через использование слов названий признаков. Продолжать развивать умение отгадывать загадки. Пополнить знания детей о подводном мире, его обитателях. Продолжать учить составлению связного текста из предложений. | Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (п.2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДОУ) 1.Психологический настрой. Сюрпризный момент. Интересно посмотреть, что же в нём написано. Давайте сделаем это вместе! (Открывает письмо.) Это письмо от настоящего пирата! Он пишет: «Я — бесстрашный пират! Всю жизнь я собирал сокровища, потом сложил их в сундук и надёжно спрятал на морское дно! Если хотите его найти, вам придётся опуститься в царство Нептуна и преодолеть все препятствия на своём пути! Только храбрые, отважные и смекалистые найдут сундук с сокровищами!» Воспитатель: Ребята, какое интересное и опасное приключение нам предлагает пират! Отправимся в него? (Да.) Слушание звуков и их имитация. Посмотрите, какое море? (Показывает картину с изображением моря, включает аудиозапись с шумом моря еще раз.) Ребята, а что вы можете сказать о море, какое оно? Дети: Море бывает синее, шумящее, красивое, бескрайнее, волшебное, тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее… Воспитатель: Представим, что мы превращаемся в легкий ветерок и начинаем поднимать легкие волны. Ветер всё тише и тише. (Перестают дуть). Всё успокоилось, можно отправляться в подводное царство. Представьте, что вы ныряете в морскую волну. (Накрывает детей «волной».) 1, 2, 3 — замрём, В мир подводный попадём. Сейчас начнутся чудеса, Нужно лишь открыть глаза. (Снимает покрывало.) Вот мы и на морском дне. Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Дети: Соленая. Воспитатель: Как мы можем назвать их всех вместе? Воспитатель: «Первое препятствие на вашем пути! Отгадки на загадки вам нужно найти! А как разгадаете — расколдуете морских обитателей». (После того, как дети отвечают верно, «расколдовывается» одно морское животное, его изображение прикрепляется к картине подводного мира). Остров с пальмой водяной, Поздоровайся со мной! Он обиженно пыхтит: «Я не остров! Я же…»? Дети: Кит! Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом? Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто остров. Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине? Дети: Это фонтан. Воспитатель: Откуда этот фонтан? – (рассуждения детей). Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? (высказывания детей) Воспитатель: (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей). Воспитатель: Кит - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Настоящий он циркач – Носом отбивает мяч. Знают и француз, и финн: Любит поиграть..? Дети: Дельфин! Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает слайд). Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей). Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. А что они едят? Дети: Дельфины питаются рыбой. Воспитатель: Отгадайте следующую загадку про морского обитателя: Для себя на дне морском Он клешнями строит дом. Круглый панцирь, десять лап. Догадались? Это..? Дети: Краб. (Воспитатель показывает слайд). Воспитатель: Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей). Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Воспитатель: Приготовились отгадывать следующую загадку? Груша с длинными ногами Поселилась в океане. Целых восемь руко – ног! Это чудо..? Дети: Осьминог. Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей). Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. В море зонтики плывут, Куда волны их несут, Обжигают как огонь, Береги свою ладонь. Дети: Медуза. (Воспитатель показывает иллюстрацию). Воспитатель: Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей). Этот конь не скачет, Гривою не машет, Копытом не бьют, В воде тёплой живёт! Дети: Морской конёк. (Воспитатель показывает иллюстрацию). Воспитатель: Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Воспитатель: Мы с вами освободили всех заколдованных морских обитателей, посмотрите, как ожило море! Загадки закончились. Посмотрите на карте, какое следующее задание. Воспитатель: Следующее задание «Один – много». Я буду бросать мяч, и называть слова, которые обозначают один предмет. Тот, кто поймает мяч, будет называть слово, которое обозначает много предметов. Например: корабль - корабли. Молодцы, справились и со следующим заданием. Настало время поиграть. Подвижная игра «Море волнуется раз!». Ребята, мы с вами отдохнули, порезвились, набрались сил, а теперь «поплывём» дальше! Составление связного текста из предложений.
Воспитатель: Молодцы. «Подплываем» к коралловому рифу. Следующее задание: «Злая морская буря разбила на кусочки карточки с изображением морских животных, помогите сложить их воедино». Поможем? (Да.) (Дети складывают их и называют животное.) В. Молодцы, ребята! Помогли. Пришло время плыть дальше. Упражнение «Что лишнее?». Ответь и скажи почему? Жабры, чешуя, руки, плавники. Акула, дельфин, паук, касатка. Река, море, океан, небо. Молодцы. Пришло время отдохнуть. Физкультминутка Мы на дне морском стоим И за рыбками следим: Вот плывут они по кругу Друг за другом, друг за другом. В глубине соленых вод Рыбки водят хоровод. То на месте покружились, То на дно они спустились. Закрываем мы глаза, Чтоб запомнить чудеса! Упражнение «Посчитай, сколько слогов в слове». ПЕСОК, АКУЛА, МОРЕ, ОКЕАН, КИТ, ЧЕРЕПАХА, МЕДУЗА. Каждый из вас скажет предложение «Я знаю пять морских животных - ... и перечислит их». Воспитатель: «Подплываем» к поверхности моря (картина). В. «Ребята, моя внучка никогда не видела моря и морских обитателей, помогите ей заглянуть в этот красочный и загадочный мир». Чем же мы можем ей помочь? Дети: Нарисовать вместе картину. Игра-задание «Оживи море». В. У нас есть морская вода. (Тонированные листы бумаги формата А3.) Теперь, используя гуашь, нарисуем необычным способом морских обитателей. (Напоминает детям, как можно получить определённое изображение: «водоросли» — с помощью боковой части ладони; «разноцветные камешки» — отпечатки картошки с поперечными надрезами; «полосатая раковина» — отпечаток моркови с наклонными прорезями; «галька» — отпечатки кружочков моркови; «морские растения» — отпечатки луковицы; «Креветка» — отпечаток согнутой в кулак руки.) Дети рисуют группами. Затем из полученных картин составляют одну большую. В. Ребята! Мы с вами нарисовали такую красивую картину! Я думаю, она очень понравится и пирату, и его внучке. Поплыли дальше! | Образовательная область: Коммуникативная деят. Беседа, включающая проблемные вопросы. Дыхательное упражнение. Речевое Беседа, включающая проблемные вопросы. Слушание звуков и их имитация. Речевое Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Один - много». Двигательная Упражнение «Что лишнее?» Физкультминутка Упражнение «Посчитай, сколько слогов в слове». Игра-задание «Оживи море». Художественно – эстетическое развитие | Свободное общение, специальное моделирование ситуации общения, решение проблемных ситуаций. Индивидуальная работа | Ноутбук тазик с водой дидактические картинки. Ноутбук | Соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила, умеют слушать, умеют оценивать собственную деятельность. Воспитатель: Наконец – то мы добрались до морских обитателей. Они действительно все бесцветные. Как мы поможем им? Дети: Мы раскрасим морских обитателей в их цвет. | |
Учить правильно оценивать свою работу и работу товарищей. | Заключительная часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) Пират: «Свои сокровища я спрятал за кораллами! Можете оставить их себе! Вы их заслужили. До свидания!» (За картиной с изображением кораллов дети находят сундучок с «золотыми» шоколадными монетами. В. Где вы сегодня путешествовали? С кем из морских обитателей встречались (Ответы детей.) В. А теперь, ребята, пора возвращаться в наш детский сад. В.: Вам понравилось наше путешествие? Мы обязательно отправимся с вами в путешествие еще раз. Ребята, когда вы сегодня придете домой не забудьте рассказать о вашем путешествии родителям. Рефлексия «Солнышко» и тучка. | Коммуникативная | Специальное моделирование ситуации общения, диалог. | Слово педагога, речь детей, работы детей. | Оценивают свою работу и работу товарищей. |