Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР «Транспорт»
Цель: формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт».
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
- Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
- Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
- Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать умение ориентироваться в пространстве;
- Развивать общую и мелкую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
- Развивать чувство эмпатии; снять мышечные и эмоциональные зажимы.
Оборудование: игрушка Незнайка, домик, мост, гараж, синяя лента (река), легковая машина и автобус (которые смогут заехать на мост), предметные картинки пассажирского транспорта (автобус — автобусы, троллейбус — троллейбусы, трамвай — трамваи, автомобиль — автомобили, мотоцикл — мотоциклы, поезд, самолет — самолеты, теплоход — теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовик, молоковоз, хлебовоз, самосвал); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, поливальная машина); зеленые флажки на каждого ребенка и для Незнайки; игрушки (самолет, самосвал); сюжетные картинки с транспортом различного цвета (зеленый грузовик, синий грузовик, красный автомобиль); наложенные друг на друга контуры 10 автомашин; нагрудные символы пассажирского транспорта и рули на каждого ребенка и Незнайку; магнитофонная запись сигналов городского транспорта; 2 демонстрационных карточки «4-лишний» для дифференциации пассажирского и грузового транспорта; наборное полотно.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Оргмомент: здравствуйте ребята, сядет тот мальчик или девочка кто назовет себя ласково.
2. Введение в тему:
1) — Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус, самолет, грузовик. Догадались?
— Мы будем говорить о транспорте.
2) — Что это за шум, сейчас посмотрю. Незнайка, что случилось?
— «Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли, я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»
— Кто из вас подскажет Незнайке это слово? — Это транспорт.
— Знаешь, что, Незнайка, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Дети, повторите для Незнайки правило о том , как надо сидеть на занятии:
Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят – тогда отвечай.
3. Основная часть:
1. «Отгадайте загадки»:
- У каждого из вас по две картинки, на которых нарисован различный транспорт. Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой – поднимет ее и назовет ответ.
По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить без них не может (троллейбус)
Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
(трамвай)
Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)
Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)
Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)
Логопед забирает у детей отгадки и выставляет их на наборное полотно.
- Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Это транспорт перевозит людей.
- Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.
-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт .
2. Игра «Чего не стало?»:
— Давайте поиграем с этими картинками. Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.
3. Игра «Угадай по действию»:
— У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:
- Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.
- Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.
- Какая машина помогает врачу оказывать помощь ? – Это скорая помощь.
(логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт, специальный.
- Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз)
4. Физкультминутка
5. «4-лишний»:
Детям предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему :лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой).
6. «Подбери предмет к действию»:
- Посмотрите на наборное полотно и подумайте, про какой транспорт можно сказать: летит? Плывет? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает? Тормозит? Летит?
7. «Подбери действие к предмету»:
— Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.
Самолет – летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.
Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет, проезжает.
8. Игра «У меня есть» — «Один – много»:
Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда картинки с такими же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.
- У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.
- У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.
- У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.
- У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.
- У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.
- У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.
Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.
9. Физкультминутка для глаз.
«Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
10. Игра «У меня нет…»:
логопед показывает на каждую из оставшихся на наборном полотне картинок и говорит: «У меня есть скорая помощь. А у тебя?» (смотрит на одного из детей и показывает жестом, кому адресован вопрос)
— А у меня нет скорой помощи (поливальной машины, пожарной машины, самосвала, хлебовоза, грузовика, молоковоза)
11. Игра «Слова поссорились»:
— Незнайка, а ты умеешь составлять предложения по картинкам? Попробуй, а мы послушаем:
Зеленый машина едет между домами. Синяя грузовик едет по мосту.
— Что-то у тебя, Незнайка, слова поссорились, не хотят дружить. Помогите, пожалуйста, правильно составить предложения по этим картинкам: Зеленая машина едет между домами. Синий грузовик едет по мосту.
12. Игра «Кто внимательный?»:
Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин?
— Посчитайте, сколько здесь нарисовано легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Сколько ты? Давайте вместе посчитаем: Одна легковая автомашина, две легковые автомашины, три легковые автомашины …, 10 легковых автомашин.
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ:
— Ну что, Незнайка, ты запомнил, как по-другому назвать машины, корабли, самолеты?
— Запомнил, а вы, дети, запомнили? А как называется транспорт, который перевозит грузы? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?
— Незнайка, тебе понравилось на нашем занятии?
— Да, понравилось. Дети такие молодцы, я сейчас каждому пожму руку. Вы тут еще поиграйте, а я пошел, до свидания.