Методическая разработка урока «Жизнь ратными подвигами полна»

4
0
Материал опубликован 30 March 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 1 г.Анадыря»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь ратными подвигами полна

(методическая разработка урока ОДНКНР для обучающихся 5 класса)

 

 

 

 

Савченко Ольга Борисовна, учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

Анадырь

2023

 

Урок № 7-8

Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг».

Задачи урока:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой»; углубить раскрытие темы – «подвиг ратный»;

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать новое;

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формировать целостный, социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве; 

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Предметные УУД:

уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;

расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. 

 

Элементы содержания. Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.

Характеристика деятельности обучающихся. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство, обществознание,

Основные средства наглядности: иллюстрации учебника, презентация Power Point.

План урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

Организация деятельности учащихся.

Посмотрите на экран – что вы видите? (ответы учащихся – египетская пирамида, статуя Свободы, Эйфелева башня, Великая китайская стена, Царь-Колокол). Что могут означать эти фотографии? (символы стран, где они существовали или существуют). Колокола – когда они звучали на Руси? (в праздники и тяжелую годину испытаний, когда кому-то нужна помощь, в т.ч. и Родине). Кто вставал на защиту Родины? (богатыри, воины, солдаты, простые люди). В разное время это было, разные люди защищали нашу страну. О чем сегодня наш урок? (о защитниках страны, о воинах, о подвигах).

Тема урока «Жизнь ратными подвигами полна»

А какова цель нашего урока? (ответы детей)

Как вы понимаете тему нашего урока, что она означает?

Работа со словарями Ожегова, Даля, Ушакова, Кузнецова. Разбор слов «подвиг», «ратный».

Выступление учащихся об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпосов народов России.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

В процессе знакомства с историей и культурой своей страны человек растёт духовно. Без знаний о жизни предков, об их подвигах во имя Отечества нельзя воспитать в себе чувство любви к Родине и гордость за своих соотечественников.

Ты уже знаешь, что наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена все народы объединялись перед лицом общей беды и вставали на защиту своей страны. Россия рождала множество героев, память о которых мы храним веками. И в наше время есть мужественные люди, настоящие патриоты, которые готовы отдать жизнь, защищая свою землю, свой народ.

Давайте перелистаем самые яркие страницы героической истории народов России и докажем, что в жизни всегда есть место подвигу.

1. Прочитай текст на стр. 25-26 и найди подтверждение следующей мысли: «Верно ли утверждение, что в борьбе за Родину Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога»?

«И возвратился князь Дмитрий в Богом хранимый град Москву, в свою вотчину, с победой великой, одолев в сражении, победив врагов своих». Так сказано в «Сказании о Мамаевом побоище». Предполагается, что его автор Софоний Рязанец. «Сказание» называют похвальным словом Дмитрию Донскому и всему его войску. Это яркий, поэтический рассказ о сражении 8 сентября 1380 года. В воображении читателя предстают все происходящие события: под сенью знамен с ликами святых к берегам Дона движется грозная армия, на воинах сверкают доспехи и золоченые шлемы. Началась битва и «бысть труск и звук велик от копейного ломления и от мечного сечения…». Вот в бой вступают засадный полк. «Наш час пробил!», – кричит воевода Дмитрий Боброк, руководитель засадного полка. Стремительно появляются из засады всадники и обрушиваются на «великую силу татарскую».

2. Подготовка проектов по темам:

«Надежда Дурова – женщина - офицер»

«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года»

«Рабби Шнеур-Залман»

«Алексей Петрович Маресьев – Герой Советского Союза»

«Александр Иванович Покрышкин»

«Участие калмыков в Великой Отечественной войне»

«Вклад мусульманских народов в Великую Победу»

 

Организация работы по проектам:

1) Разделиться на группы по 3-4 человека и выбрать лидера;

2) Продумать, как раскрыть выбранную тему;

3) Разделить работу в группе: поиск информации; подбор иллюстративного материала; разработка композиции презентации; анализ и оценка отобранного материала; подготовка текста презентации; выбор докладчиков.

4) Ответить на вопросы по теме.

 

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

 

1. Самоконтроль и самооценка – заслушивание проектов, оценка по критериям.

 

2. Заключительная беседа.

- О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?

- Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповеданий?

- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

- Какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.