«Жизнь ратными подвигами полна. Духовные витязи Брянской земли: Александр Пересвет и Андрей-Родион Ослябя»

5
2
Материал опубликован 30 April

Тема «Жизнь ратными подвигами полна. Духовные витязи Брянской земли: Александр Пересвет и Андрей-Родион Ослябя». 5 класс

Васюков В.А.

Учитель истории

МБОУ-СОШ №9 им. А.Г. Карлова

г. Клинцы, Брянской обл.

Цель урокапознакомить с исторической ролью монахов-земляков А. Пересвета и А. Осляби.

Задачи:

Образовательные:

- помочь детям усвоить новые понятия «подвиг», «ратный подвиг», «герой»; расширить раскрытие темы краеведческим материалом о подвиге ратном монахов-земляков А. Пересвета и А. Осляби;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- углубить раскрытие нравственных категорий таких как ответственность, служение, любовь к Отечеству;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты

Личностные:

- формировать целостный, социально-ориентированный  взгляд на мир в его органичном единстве; 

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, видеоматериал, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в группах, совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в правильной речевой форме и доносить свою позицию до других;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Предметные:

- уметь объяснять значение терминов «подвиг», «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;

- расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, толковый словарь С.И. Ожегова, бланки заданий для работы в группах, видеоряд - «Былина об Илье Муромце». Гусли. Ансамбль «Купина», видеоролик об Александре Пересвете и Андрее Ослябе, музыкальные произведения.


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

«Обмен настроением»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Обучающиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор: Например:
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
 А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу активно работать дальше.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок).
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня солнечное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Православия. Удачи вам и новых открытий!

2. Актуализация знаний.

Учитель: В начале нашего путешествия предлагаю вашему вниманию музыкальное произведение в исполнении ансамбля «Купина». Внимательно послушайте и подготовьтесь ответить на вопрос - кому оно посвящено? (Просмотр видеофрагмента «Былина об Илье Муромце». Гусли. Ансамбль «Купина»)

Учитель: Кому посвящено это произведение?

Дети: Богатырю Илье Муромцу.

Учитель: Главным персонажем былин всегда выступает богатырь – мужественный, честный, благородный. Какие вам известны имена славных русских богатырей?

Дети: Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.

Учитель: Но история помнит и такие имена: Василий Буслаев, Садко, Святогор, Ставр Годинович. Вот они, богатыри земли русской!

Учитель: Кто же такие богатыри?

Дети: Богатырь – это герой, совершающий воинские подвиги.

Богатырь – это человек необыкновенной силы, стойкости, отваги. Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов, стояли на заставе (крепости).

Учитель: Богатырь - это слово многозначное. Подберите синонимы к слову богатырь.

Дети: Силач, воин, защитник Родины, витязь.

Учитель: Считалось, что богатыри - могучие витязи, наделённые Богом необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой. Об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения. Наш народ всегда с уважением относился к богатырям – защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины.

Стихотворение рассказывает ученик.

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе.

Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, —
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, —
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской. (А.С. Хомяков)

Учитель: О чём говорится в стихотворении Алексея Степановича Хомякова? Дети: О подвиге. Учитель: Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

3. Сообщение темы урока, целеполагание.

Учитель: Прочитайте тему нашего урока. Как вы понимаете смысл фразы «Жизнь ратными подвигами полна»?

- Исходя из темы урока, сформулируем цели урока.

Дети: Проанализируем …. (значение слов «подвиг», «ратный подвиг»)

Выделим …

Выскажем …

Будем развивать …

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем о славных защитниках нашего Отечества и расширим свои знания о ратном подвиге наших соотечественников. Работать мы будем в группах – «дружинах», в которых есть воевода. Давайте вспомним правила работы в группе- дружине:

Запомни и соблюдай простые правила:

1.​ Уважай своего товарища.

2.​ Умей каждого выслушать.

3.​ Не согласен - предлагай!

4. Открытие новых знаний.

Учитель: Кого мы называем Защитниками Отечества? - В нашем городе есть мемориал «Героям Отечества Слава!» К кому можно отнести слова - «Герои Отечества»?

Дети: Это люди, отдавшие свои жизни во имя Победы, совершившие подвиг во имя нашего благополучия. 

Учитель: Как вы понимаете значение слова «подвиг»?

- Прочитайте, как значение этого слова объяснил С.И. Ожегов в Толковом словаре.

Дети: Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Учитель: Какие родственные слова можно подобрать к слову «подвиг»?

Дети: Двигаться, движение.

Учитель: Куда движется человек, совершающий подвиг?

Дети: К добру, к добрым делам и поступкам.

Учитель: Подберите определения, подходящие к слову «подвиг».

(На слайде даны слова: героический, доблестный, отважный, храбрый, самоотверженный, бессмертный, бескорыстный, духовный, ратный)

- Что значит ратный подвиг? (Толковый словарь С.И. Ожегова – военный, боевой)

Учитель: В разные исторические периоды наша Родина подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена на помощь Отечеству приходили бесстрашные воины, отдавшие жизни за освобождение родной земли. Память об этих героях мы храним веками.

Физкультминутка «Мы богатыри» (Повторяют под видеозапись)

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)  

Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)  
Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам)   Ноги крепкие расставим, 

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево) 

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, 

И направо, и ещё, через левое плечо. 

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки) 

Мы теперь богатыри!  

Работа по учебнику с. 25-26 в парах.

Учитель: Прочитайте тест учебника и найдите факты из истории, подтверждающие тему нашего урока «Жизнь ратными подвигами полна».

(Ученики работают в парах)

Учитель: О каком историческом событии упоминается в тексте?

- У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?

- Найдите в тексте подтверждение следующей мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога»

- К кому обращался за духовной поддержкой князь Дмитрий Донской в тяжёлые для Отечества времена? (К преподобному Сергию Радонежскому)

(Рассматривают изображения разных художников сцены благословения Дмитрия Донского на Куликовскую битву Сергием Радонежским)

- Как называли князя Дмитрия Донского? (Благоверный)

- Как вы понимаете смысл этого слова вообще? (Исповедующий истинную веру)

- А как объяснить значение этого слова по отношению к князю Дмитрию Донскому? (Много способствовавший укреплению православной веры и причисленный Церковью к лику святых; например, благоверный князь Александр Невский).

- Кого в этом тексте назвали «героями»?

Дети: Двух монахов – Пересвета и Ослябю.

Учитель: Как вы можете объяснить значение слова «герой»? (После выслушивания ответов обучающихся обращаемся к Толковому словарю С.И. Ожегова. «Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герои труда».)

Учитель: Что вам известно о монахах Александре Пересвете и Андрее-Родионе Ослябе? (Выслушиваются ответы)

Учитель: Предлагаю вашему вниманию видеоролик, который может уточнить сведения об этих сподвижниках великого князя Дмитрия Донского.

(Просмотр видеоролика об Александре Пересвете и Андрее Ослябе)

Учитель: Что нового вы узнали об этих монахах?

Учитель: Наша Брянская земля по праву может гордиться своими богатырями, духовными витязями Александром Пересветом и Андреем Ослябей. В своих группах-дружинах рассмотрите материал об этих монахах и ответьте на вопросы.

Работа в группах.

Задание для 1-ой группы.

Расскажите о происхождении Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Задание для 2-ой группы.

Какие версии и предания существуют о поединке Пересвета и Челубея.

Задание для 3-ей группы.

Место погребения Александра Пересвета и Андрея Осляби. Как благодарные потомки увековечили память о своих героях-соотечественниках?

Проверка работы в группах.

(Представители от каждой группы-дружины отвечают.)

Рассказы подготовленных учеников дополняют их ответы.

1. Перед походом святой Сергий Радонежский возложил на братьев схиму, то есть посвятил их в высшую степень монашеского отречения от мира: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочёных возлагать его на себя». Особенная одежда схимника является символическим духовным доспехом, хотя сшита из обычной ткани, а не выкована из железа. На железные доспехи и не могли поменять это облачение Пересвет с Ослябей — так приказал им духовный отец. Преподобный Сергий Радонежский призвал братьев-монахов доказать, что сила Божия одолеет человеческую. И схимонах Александр Пересвет доказал это в поединке с татарином, которого древнерусские книжники называли по-разному: и Челубей, и Темир-Мурза, и Таврул, и Печенег …

2. В честь Пересвета и Осляби были названы броненосцы Российского флота «Пересвет» и «Ослябя», участвовавшие в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске. А в составе Тихоокеанского флота РФ существуют теперь два десантных корабля «Пересвет» и «Ослябя»

В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Также в центре Советского района г. Брянска на Покровской горе стоит памятник Пересвету, в Бежицком районе открыт ледовый дворец «Пересвет». На территории Брянского кафедрального собора во имя святой троицы колокольня названа в честь Александра Пересвета, где рядом находится ему памятник.

Физпауза «Молодцы-удальцы» (В сопровождении песни «Богатырская наша сила» гр. «Цветы»)

Мы устали, засиделись,  (выполнять движения в соответствии с текстом) 
Нам размяться захотелось.  
То на стену посмотрели,  
То в окошко поглядели.  
Вправо, влево поворот,  
А потом наоборот.  
Приседанья начинаем,  
Ноги до конца сгибаем. 
Вверх и вниз, вверх и вниз,  
Приседать не торопись.  
И в последний раз присели,  
А теперь на место сели.  
У нас в группе – молодцы!  
Как один все – удальцы! 

Гимнастика для глаз по методике В. Базарного (офтальмотренажёр)

Учитель: Можем ли мы назвать Александра Пересвета и Андрея Ослябю патриотами?

- А кто такой патриот? (Патриот - это человек, служащий родине)

Учитель: Есть ли сейчас люди, совершающие подвиги во имя родины?

- Скажите, а кто это?

Дети: Пожарные, пограничники, лётчики, военные…

Учитель: Героями не рождаются, героями становятся. Как и в старину, матушка - Русь всегда рождала сильных сыновей, патриотов своей Родины. Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине.

В нашей школе есть музей, посвящённый современным героям-землякам.

(Называют героев-земляков, погибших при исполнении служебного долга или во время боевых действий: Ворожанин О.В., Визнюк О.С., Зайцев А.Г., Зайцев А.С, Васильев С.В., Гердт А.А., Ермаков О.В., Ермаков В.К., Рассказа А.В. и др.)

- Мы должны знать и не забывать своих героев, гордиться за свою Родину и свой народ, уважительно относиться к достойным страницам прошлого.

Учитель: У Виктора Афанасьева есть такие строчки ("Здесь начинается рай"):

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало,

И преподобный Сергий в ней.

Христианин! Об этом помни:

Отчизна – мать, ее храни!

Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.

В ней вера предков, как гранит.

Так было и должно быть снова!

Ветвям не утерять корней.

Россия – поле Куликово.

Дух Преподобного над ней.

Учитель: Почти в каждой семье есть свои герои, это наши прадеды, прабабушки – участники ВОВ. Это в очередной раз доказывает, что жизнь ратными подвигами полна.

Свою проектно-исследовательскую работу «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» представляет ученица Пунтус Анастасия (См. Приложение)

Учитель: Все мы, взрослые и дети, в неоплатном долгу перед теми, кто отдал жизнь за нашу Родину. Как можно оплатить этот долг? Конечно же, любовью к родной земле, готовностью защищать её от любого врага, как это делали наши предки.

1 ученик

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

2 ученик

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

5. Подведение итогов, рефлексия, самооценка.

Учитель: Помог ли вам сегодняшний урок понять, что необходимо делать человеку, чтобы стать достойными сыновьями и дочерьми своей Родины? (Ответы детей).

- Был ли урок интересен и полезен для вас?

- Какие чувства вы испытываете в конце нашего урока? (Перед детьми на столах лежат «Словари чувств и настроений»)

Учитель: В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб почитался за свою жизнестойкость, он давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

Ребята, если вам понравился наш урок, если вы достигли поставленных целей, если вам было интересно и комфортно на уроке - то прикрепите зелёный листочек дуба; - если у вас остались вопросы, на которые хотите получить дополнительные разъяснения, то возьмите жёлтый лист дуба; - если на уроке вам было скучно и неинтересно, если вы не достигли поставленных целей, то возьмите красный листочек дуба.

6. Домашнее задание по выбору.

Найти и прочитать одно из произведений художественной литературы писателей-земляков об Александре Пересвете и Андрее Ослябе.

Найти картины разных художников, изображающих поединок А. Пересвета и Челубея. Рассказать об одной из этих картин.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная работа, большое спасибо!

30 April

Благодарю за качественную помощь коллегам!

30 April