Этапы | Ход мероприятия | Примечания |
История праздника «Белых журавлей» | 22 октября в России отмечается литературный праздник «Белые журавли», посвященный памяти людей, павших на поле боя во время войн и вооруженных конфликтов, учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности, поэзии и как светлая память о павших воинах на полях сражений во всех войнах. Чудесный праздник белых журавлей Согреет мир сердечностью своей. Он дружбу и единство воспевает, В боях погибших помнить призывает. Журавль - символ света, доброты, Поэзии высокой чистоты. | Слова учителя 1 слайд, 2 слайд
|
Постановка целей и задач мероприятия | Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (об ответственном отношении к миру на земле, о памяти о павших воинах…) |
|
Что символизирует журавль? | У представителей разных культур и народов журавль всегда занимал почетное место священной птицы, символ счастья, любви и здоровья. По славянским поверьям, журавли являлись посланниками божьими. Конечно же, по отлету и прилету журавлей судили о приближении зимы и весны. К птицам обращались с просьбами о плодородии, здоровье, благополучии в семье. | слова подготовленного учащегося 3 слайд
|
О поэте Расуле Гамзатове | Поэт Расул Гамзатов – особая страница многонациональной советской поэзии, да и всей отечественной культуры XX века. За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями Дагестана, Советского Союза и других стран мира. Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей, учит добру, мудрости и любви. Поэзия Расула Гамзатова стала мировым достоянием. А литературно-патриотический праздник «Белых Журавлей», учреждённый им, обрел международное значение. Как же возник праздник? Что послужило началом? | слова подготовленного учащегося
4 слайд
|
История песни «Журавли» | В августе 1965 года, спустя 20 лет после завершения ВОВ, советская делегация представителей культуры посетила памятные мероприятия в японском город Хиросима. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Этот памятник установлен в память о японской девочке Садако Сасаки, которая была поражена лучевой болезнью после бомбардировки Хиросимы. | слова подготовленного учащегося 5 слайд |
| Эта девочка поверила старинной японской легенде, что если она сделает тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Садако мечтала выздороветь, и она начала складывать журавликов днями напролет. Однако, девочка умерла осенью 1955 года, так и не успев сделать тысячу журавлей. Расулу Гамзатову показали памятник Садако и рассказали её историю. Этот рассказ буквально потряс Гамзатова, и он переставал думать о маленькой японке и её журавликах. История этого ребёнка поразила аварского поэта до глубины души, и он не переставал думать о ней в течение всей поездки. В это же время Гамзатова настигла весть о кончине матери, и глубокие переживания по этому поводу после вылились на бумагу в виде текста «Журавлей». | слова учителя
|
Альтернативная версия песни «Журавли» | Другая версия рассказывает о семье Газдановых из небольшого села в Северной Осетии. Семеро сыновей семейства погибли на фронте за время войны, и родители не выдержали тяжести свалившегося на них горя. В 1963 году власти поставили в селе обелиск, изображавший пожилую женщину и семь улетающих от неё птиц. Согласно этой версии, Гамзатов увидел памятник и написал своё творение под впечатлением об истории о погибших солдатах. | 6 слайд слова подготовленного учащегося |
Неофициальный гимн | Каждая по-настоящему трогательная военная песня – это не только воодушевляющие слова и мелодия, но также и отражение чьей-то личной боли. Это эмоции автора, воплощённые в живые строки, способные достучаться до самого чёрствого сердца. Одним из ярких примеров такой песни является композиция Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, которая стала неофициальным гимном ветеранов Великой Отечественной и полюбилась миллионам слушателей по всему СССР. Да и в наше время все знают и любят эту песню. | слова учителя 7 слайд |
Авторы и исполнитель песни | Друг Расула Гамзатова поэт Наум Исаевич Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». За что Гамзатов называл его своим соавтором. Гребнев познакомился с Гамзатовым ещё во времена студенчества, и между молодыми мастерами пера ещё тогда завязались дружеские отношения. Гребнев не понаслышке знал, что такое война: участник многих сражений (в т.ч. – битвы под Сталинградом), он не раз находился на волоске от смерти и трижды за годы боевых действий был ранен. В стихотворение «Журавли» он вложил и свой опыт войны. Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес (известный в стране артист), который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен, и он почувствовал, что эта песня может стать его прощальной песней. Первоначально в стихотворении "Журавли" вместо слова "солдаты" Гамзатов использовал слово "джигиты". Марк Бернес постарался убедить Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте.
| слова учителя 8 слайд
|
| Затем Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. Для композитора Яна Френкеля война тоже была личной темой. В 1941—1942 годах он учился в зенитном училище и позднее был тяжело ранен. Марк Бернес записывал «Журавлей» будучи тяжело больным. Эта запись стала последней в его жизни. | слова подготовленного учащегося 9 слайд |
Прослушивание песни | Прослушайте, пожалуйста, эту легендарную песню в исполнении М. Бернеса
| слова учителя просмотр видео с песней ( стоя) |
Памятники «Белые журавли» | Если верить старинным восточным представлениям, души людей после смерти превращаются в птиц. По кавказской легенде, души поверженных храбрых воинов перевоплощаются в журавлей. Отсюда – бережное и уважительное отношение к ним. Через несколько лет после появления песни «Журавли» в СССР, в местах боёв 1941—1945 годов, стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Это говорит о том, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство. На сегодняшний день по всему миру установлено более 200 памятников "Белые журавли" как символ памяти погибшим солдатам, жертвам терроризма, катастроф и военных конфликтов. В нашем Алтайском крае тоже есть памятник Белым журавлям. | слова подготовленного учащегося
10-12 слайды
13слайд |
Минута памяти | Образ простреленных журавлей — это души солдат, не вернувшихся с войны. Журавли — это наша память и боль сердца. И их полет — это застывший подвиг в веках наших героических предков, оставивших нам Родину свободной и великой. Мне кажется, что образ белых журавлей - наш общий символ памяти о всех солдатах, погибших в Великую Отечественную войну. Да и не только о солдатах. Да и не только в ту войну…. "Я помню. Я скорблю о каждом погибшем. Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы война никогда не повторилась". Эти слова должны стать для нас жизненным девизом. | слова учителя
14 слайд
почтим минутой памяти память погибших воинов
|
Чтение стихотворения «Мы не имеем права забывать» |
Мы не имеем права забывать Тех, кто за это небо отдал жизнь. Чтоб мы могли свободою дышать, Смотря без страха в голубую высь. Чтоб мы могли любить, растить детей Встречать рассвет и провожать закат. Чтоб матери растили сыновей Не для того, чтоб их войне отдать. Всё дальше мы от страшной той войны Всё меньше тех, кто смог в ней устоять. Но всех, кто не дожил до той весны Мы не имеем права забывать. (автор Нененко Яна)
| читает учащийся 15 слайд |
Изготовление бумажного журавлика | Ребята, давайте тоже попробуем сделать журавлика из бумаги (выполняем работу индивидуально или в парах)
| технику можно выбрать любую: оригами, аппликация, вырезание по шаблону |
Создание плаката «Нам нужен Мир!» | А теперь предлагаю нам всем создать плакат о мире. Каждая группа получает свое задание: 1 группа. На цветной бумаге обводить свои ладошки, а затем их вырезать. 2 группа. Придумывать и подписывать на ладошках пожелания. Пусть все дети растут в мире! Пусть все дети будут счастливы! Пусть все дети ходят в школу! Пусть все дети будут всегда сытыми, обутыми и одетыми! Пусть у каждого будут свои книжки и игрушки! Пусть у всех детей всегда будет крыша над головой! Пусть у каждого ребёнка будет семья! Пусть у всех будут друзья на всей планете! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда будем мы! и др. 3 и 4 группы. Приклеить ладошки и журавликов на лист (формата А1), составляя панно.
| 16 слайд
Работу учащиеся выполняют под фонограмму песни “Все дети на большой планете» (исп. Домисолька)
|
Итог | Какой итог нашего мероприятия мы можем подвести? Давайте вместе беречь мир на нашей планете! От всех нас зависит будущее нашей страны, будущее России! |
|