Урок рисования в 5 классе «Зимний пейзаж»
Пояснительная записка к презентации
Презентация ("Зимний пейзаж)
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №5»
Беласик Людмила Николаевна
г. Северодвинск, Архангельская область
План урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3 Знакомство с новой темой.
4. Закрепление нового материала.
5. Динамическая пауза.
6. Самостоятельная работа.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Домашнее задание.
Класс 5
Тема урока «Зимний пейзаж»
Цель урока: развитие творческого воображения детей через овладение приемами пейзажной живописи.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу;
- познакомить с пейзажами художников, как жанром изобразительного искусства;
- учить учащихся передавать цветом состояние и настроение природы в живописи;
- расширять знания детей о работе над пейзажной композицией.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация по теме.
Для учащихся:
- альбом;
-гуашь;
- кисти.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организационный этап |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Красотой будем здесь мы любоваться, И, конечно же, творчеством заниматься. |
Настраиваются на работу. Визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: - правильность выбора учебных принадлежностей. |
Этап мотивации и актуализации знаний |
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайн стоит. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать. Ребята о чем говорится в стихотворении Константина Бальмонта? Слайд 1 Правильно, сегодня мы будем рисовать пейзаж. |
Ученики формулируют содержание темы урока Ответы учащихся: о деревьях, о луне, о лесе, о ветре, о метели, о пейзаже зимнем. |
Познавательные: - умение структурировать знания; - умение осознанно строить речевое высказывание; - активно использовать язык изобразительного искусства. Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию). Коммуникативные: -доносить свою позицию до других. |
Постановка учебной задачи |
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Как вы считаете, какие задачи мы сегодня поставим на уроке? Задачи: - активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу. - познакомить с пейзажами художников, как жанром изобразительного искусства; - научить передавать цветом состояние и настроение природы в живописи; - расширить знания детей о работе над пейзажной композицией. Слайд 2 Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок Картины, созданные мастерами пейзажа: А.К. Саврасовым, И.И. Левитаном, И. И. Шишкиным и другими замечательными мастерами, воспитывают у нас любовь к родине, к ее природе с безграничными пространствами, лесами и морями, с большими и малыми реками. Как оставаться равнодушным к этой замечательной красоте и не попробовать по мере своих сил и способностей отобразить ее в своем искусстве. Слайд 3 |
Ученики ставят перед собой задачи ответы учащихся - быть внимательными; - выполнять последовательно и аккуратно работу; - проявлять фантазию и воображение |
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Познавательные: - самостоятельное выделение-формулирование учебных задач. Регулятивные: - учиться выделять и осознавать то, что уже и что ещё подлежит известно. Личностные: - понимание нравственных норм поведения. |
«Открытие» обучающимися нового знания |
Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Ребята давайте рассмотрим картину «Ван Гога «Лунная ночь» Скажите, какое средство выразительности использовал Ванн Гог в своей картине. Пейзаж – один из наиболее популярных жанров изобразительного искусства. Природа постоянно меняется. Один и тот же уголок выглядит по-разному не только зимой, весной, летом и осенью, но и в разное время дня. Можно рисовать его каждый день, и рисунки не будут повторять друг друга. Ребята сегодня мы познакомимся с новым приемом таким, как импасто. Термин импасто, происходит от итальянского слова impasto, что в переводе означает тесто - способ густо накладывать краски. В живописи технический прием импасто часто использовали импрессионисты. Импрессионизм в переводе с французского означает впечатление. Слайд 4 |
Ученики отвечают на поставленный вопрос ответы учащихся: - я вижу много штрихов; - я вижу завитки; - у меня создалось такое впечатление как будто в картине все двигается. |
Коммуникативные: - инициативное сотрудничества с учителем. Познавательные: -построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: - планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Личностные: - положительное отношение и настрой на занятие. |
Первичное закрепление |
Как вы думаете, от чего зависит цвет? Художник должен быть очень наблюдательным. А вы, наблюдательны? От чего зависит изменение цвета снега? |
Ответы учащихся: от состояния дня, времени дня и окружающей природы. Ответы учащихся: - если день пасмурный, то снег – серый, коричневый; - если на дворе солнце, то снег - желтый, голубой, фиолетовый). |
Коммуникативные: - сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные: - умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - отличать новое от уже известного. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися. Личностные: - контролировать и оценивать свои ответы. |
Динамическая пауза |
Мы немного отвлечемся И гимнастикой займемся. С места не вставая, Головой вращая За цифрами в углах Дружно наблюдая Немного размялись, пора снова в путь Внимание, старание с собою не забудь. |
Учащиеся слушают музыку, делают зарядку. |
Коммуникативные: - учиться заботиться с одноклассниками о своем здоровье Познавательные: - научиться преобразовывать информацию. Регулятивные: - определять последовательность выполнения упражнений во время динамической паузы; Личностные: - контролировать свои действия. |
Творческая практическая деятельность. |
Учитель организует творческую деятельность.
Каждый художник, изображая пейзаж, видит в нем свою красоту, свой цвет. Ребята, картина в технике импасто, должна выглядеть свободной и непринужденной. Густой краске можно придавать разные формы: накладывать ее длинными и точечными мазками. Начинаем работу с фона. Перед тем как нанести краску на бумагу, смешайте ее на палитре с другими красками и начинайте работать. Как говорят художники, все цвета дружат друг с другом, тогда, когда ни один цвет не вырывается из ряда.. Сначала наносите на бумагу цвет неба, затем в зависимости от, того, какое состояние дня вы хотите изобразить в своем пейзаже, добавьте в цвет снега другие краски, затем можно добавит и другие элементы пейзажа, например деревья. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. |
Учащиеся выполняют творческое задание. |
Коммуникативные: - учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний; - учиться ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - определять последовательность действий в практической деятельности. Личностные: - создавать самостоятельно алгоритмы деятельности; - развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера. |
Рефлексия деятельности |
Учитель организует рефлексию. Закончи фразу: - Я хочу поделиться своими впечатлениями… Работы учащихся Слайд 5-10 «Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами….» Батист Жан - Симеон Шарден. |
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Высказывают мнение о работах одноклассников. Определяют лучшие работы. |
Коммуникативные: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности. Регулятивные: - выделять и осознавать, то, что усвоено; - осознавать качество и уровень усвоения материала. Личностные: - анализировать свои результаты. |
Домашнее задание |
Используя полученные знания на уроке, создать свой рисунок |
- |
Буньков Андрей Владимирович