Игра по станциям для детей старшего дошкольного возраста «Зиму провожаем — Весну встречаем!»
| Смагина Марина Ивановна – воспитатель высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
|
«Зиму провожаем – Весну встречаем!»
(Игра по станциям для детей старшего дошкольного возраста – интеграция областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)
Описание игры: Скоморохи, как глашатаи, обходят группы – участники игры по станциям, и приглашают всех на общий сбор. Перед игрой, вначале, все группы (всего 4 группы) собираются на спортивной площадке (7 минут). Скоморохи дают детям задание (помочь птичке – вестнице Весны, найти пёрышки), раздают маршрутные листы с намеченными станциями прохождения игры (у каждой группы свой маршрут прохождения игры). На прохождение каждого этапа отводится – 10 минут. На каждой станции детей встречают персонажи: Станция «Весёлые скоморохи» – Скоморохи; Станция «Подружки – веселушки» – Дарина и Арина; Станция «Русские забавы» – Кикимора; Станция «Масленичка» – Масленица; Станция «Свистунья» – Птица Грач. Каждый персонаж даёт детям разные задания, проводит игры, дети получают нужные части (пёрышки птички - невелички). На последней станции «Свистунья», дети собирают хвостик у птички – невелички и идут снова на спортивную площадку, встречают Весну. Играют с Весной в игры. Масленица угощает всех блинами. Общее чаепитие на свежем воздухе. |
Цель: | Знакомить детей с традициями, народными праздниками – «Масленица – проводы Зимы». |
Задачи: |
|
Развивающие: | Развивать образное мышление детей, эстетическое отношение к природе; Развивать быстроту, ловкость, смекалку. Развивать двигательную активность детей при помощи подвижной игры.
|
Образовательные: | Формировать основы народной культуры. Знакомить детей с народной мудростью (загадки, поговорки о птицах – вестниках весны). Формировать представление о том, что природа и её обитатели нуждается в защите; Закрепление и обобщение знаний, полученных ранее (натюрморт, перелётные птицы, и др.); Расширять представления детей о перелётных птицах. Закрепить названия перелётных птиц.
|
Воспитательные: | Формировать умение взаимодействовать в коллективе. Воспитывать чувство взаимовыручки.
|
Действующие лица: Скоморохи, Подружки – веселушки, Кикимора, Масленица, птица Грач.
Материалы и инструменты: | Маршрутные листы для прохождения станций (4 шт. – по количеству групп). 1 станция: «Весёлые скоморохи»: музыкальный центр; 5 пёрышек для птички – невелички. 2 станция: «Русские забавы»: Свиток – паспорт Масленицы, метла, платочек для игры, солнышко без лучиков и лучики – прутики; 5 пёрышек для птички – невелички. 3 станция: «Масленичка»: Печь и стол (декорации), кувшин с молоком, самовар, чашки, колоски пшеницы в сите, яйца, блюдо с блинами, маленькое чучело «Масленицы»; «Блины» из жёлтого линолеума для эстафеты (по количеству детей), 2 корзины для «блинов»; большое чучело Масленицы; ленточки красного, оранжевого цвета (по количеству детей); 5 пёрышек для птички – невелички. 4 станция: «Подружки - веселушки»: Баян; 5 пёрышек для птички – невелички. 5 станция: «Свистунья»: Мольберт, птичка – невеличка без хвостика; 5 пёрышек для птички – невелички; свистульки по количеству детей. |
Предварительная работа: | Разучивание стихов, народных попевок, музыкальных игр. Наблюдения за весенними изменениями в природе во время экскурсий. Рисование весенних пейзажей и натюрмортов; «Весна идёт, Весне дорогу!», «Как грачи Весну на крыльях принесли», «Веточка тополя в вазе». Изготовление птичек – свистулек из глины.
|
Ход игры по станциям: |
|
| (Четыре группы собираются на первой станции, их встречают два скомороха и подружки – веселушки: Арина и Дарина)
|
1 станция: «Весёлые скоморохи» | Арина: Добрый день всем добрым людям, Пусть весёлым день сей будет! Бояре и боярыни! Судари и сударыни! К нам на праздник поспешите, С нами спойте и спляшите.
1 Скоморох: Веселье и хорошее настроение никто не забыл? (Нет) Тогда Зиму будем провожать, Весну красную встречать!
2 Скоморох: Веселье и хорошее настроение никто не забыл? Тогда Зиму будем провожать, Весну красную встречать!
Дарина: Ребята, посмотрите, к нам прилетела птичка-невеличка. Птичка-невеличка предвестница Весны, но ей нужна наша помощь. Птичка освещала своим оперением Весне дорогу. Зима подморозила птичке хвостик, и теперь Весна никак не может найти к нам дорогу. Поможем птичке?
1 скоморох: Чтобы птичке помочь, надо ей пёрышки вернуть. Но злая Зима раскидала их по всему свету. Чтобы вам с пути не сбиться, вот вам маршруты – карты. (Группам раздаются маршрутные листы)
Дарина: Чтобы пёрышки найти, Надо мостик перейти, А потом через болото, А потом, кому охота, Побывать у скомороха Ручеек перешагнуть,
Арина: По картам идите, да пёрышки отыщите. (Дети расходятся по станциям)
|
«Маршрутный лист»
| |
2 станция: «Русские забавы» | (Дети приходят на станцию «Русские забавы». Видят переодетую в Масленицу Кикимору. Кикимора бегает по кругу верхом на метле) Кикимора: Эй, хватайте и ловите, Поскорей меня держите! (Дети ловят Кикимору) Ох, насилу остановилась. Вот, взяла у сестрицы Яги метлу, а как остановить её не знала. Спасибо вам хорошие люди! Везде надо успеть – И сплясать и песню спеть! Съесть корзину пирогов Да с три короба блинов.
Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! К вам спешила! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка. Что, не верите? Да у меня паспорт есть. Во, глядите! (Показывает свиток – паспорт и читает).
Назначается долгожданной Масленицей на 2013 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу... Кощей Бессмертный. Что всё равно не верите, что я Масленица? Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Я Масленица! Что, опять не верите? Ну и уходите прочь отсюда. Ух, я вас… (Грозит метлой, хочет выгнать детей из своего болота).
А что приходили- то ко мне? Чего хотели? (Хотели найти пёрышко птички – невелички, чтобы она весну позвала).
Ишь, вы какие, не поиграли, не позабавили, а всё туда же – пёрышко им подавай…
Если поиграете со мной, то найти перо помогу. (Игра – эстафета «Меткий повар»)
Кикимора: Тин – тинка, Подай блинка, Оладышка – прибавышка, Масляный кусок! Тётушка не скупись, Масляным куском поделись!
Игра - эстафета «Меткий повар». Детей делят на 2 команды, раздают каждому по «блину», две корзины ставят напротив команд на некотором удалении. Задача: добежать до черты и метнуть «блин» в корзину. Добежать до своей команды и передать эстафету.
Кикимора: Сколько в болоте я живу, а никто со мной так весело не играл. Ладно, помогу я вашей беде. Чтобы пёрышко найти, Надо к солнышку сходить, Надо солнце разбудить. (Кикимора выносит солнышко без лучиков)
Ребята, посмотрите, солнышко спит. Надо нам его разбудить – лучики смастерить. (Дети прикрепляют к солнечному кругу лучики из соломы. Солнышко поднимается).
Кикимора: Ребята, повторяйте за мной слова… Ну – ка, Солнце, просыпайся В чисто небо выбирайся Будешь по небу ходить, Чтобы путь нам осветить. (Дети повторяют слова). (Кикимора отдаёт детям пёрышко птички – невелички)
Ребята, кто умеет веселиться, тот и горя не боится. Вы дальше идите, птичке – невеличке помогите, весну найдите. (Дети уходят на следующую станцию, искать следующее пёрышко).
|
3 станция: «Масленичка» | (Дети, становятся в круг, их встречает Масленица)
Масленица: Верба рясна – распрекрасна, Едет Масленица красна, Едет Масленица дорогая Ваша гостьюшка годовая, На саночках расписных На конях вороных!
Добрый день всем добрым людям, Пусть весёлым день сей будет! Давайте познакомимся, Я – Масленица.
Вы откуда и куда? Зачем пришли ко мне сюда? (Дети отвечают, что пришли за пёрышком птички-невелички)
Да, есть у меня пёрышко птички-невелички, но сначала погостите у меня. (Масленица приглашает всех детей в гости, дети проходят к столу: стол накрыт праздничной скатертью, на столе расставлены предметы)
Масленица: Ребята, обратите внимание на стол. Каждый предмет здесь, что-то обозначает: Кукла Масленица – символ проказницы Зимы (в ней спрятаны холодный ветер и колючий мороз); Блины – символ солнца; Яйца и молоко – символ жизни; Зерно в сите – символ богатства.
Скажите, ребята, как художники называют картину, на которой были бы изображены эти предметы? (Натюрморт).
Масленица: А это Масленица дорогая. В кукле этой зимние проказы, Ветер и колючий мороз.
Чтобы весна с весёлой капелью не задержалась, Масленицу сжигают и зимушку провожают. А сейчас, возьмите красные ленточки (как символ огня). Загадайте свои пожелания. И украсьте нашу Масленицу. Вместе с Масленицей уйдут все ваши неприятности, болезни, плохие поступки. (Дети завязывают ленточки на большое чучело Масленицы)
Масленица: Чучело, чучело, Повернись кружком, Назовись петушком С красным гребешком, Посиди высоко, Всем видать далеко.
В какое время года празднуют масленицу? (Весной, в конце февраля, в начале марта) Солнце в этот день играет – что это значит? (Светит ярко) Зиму провожают – Весну встречают весёлыми играми забавами. (Масленица приглашает детей встать в круг, поиграть в игру «Платочек»)
Дружно за руки беритесь В круг большой все становитесь. Поиграем, ребята, в игру «Платочек» Запомните слова:
А я – Масленица, Я не падчерица С платочком хожу К вам сейчас подойду (Останавливается между детьми) На плече платок лежит Кто быстрее побежит?
Игра «Платочек»: Ведущий держит в руках платочек, ходит по кругу и произносит слова. По окончании слов ведущий роняет возле кого-либо платочек, кто заметил, берёт платочек и бежит в противоположную сторону от ведущего, ведущий тоже бежит и должен занять свободное место. Кто не успел занять свободное место, тот становится ведущим.
Масленица: Я отдам вам перо птички-невелички… (Масленица дарит перо, дети идут на другую станцию)
|
4 станция: «Подружки - веселушки» | (Детей встречают Дарина и Арина)
Дарина и Арина: Ой, Масленица, кукашейка, Встретим тебя хорошенько. Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся!
Дарина: В народе говорили так: Когда вода разольётся, Когда лес зазеленится, Когда птицы прилетают, Тогда и весна приходит.
Арина: Полетаем немножко с птицами да мошками? Давайте! Я буду говорить, а вы за мной повторяйте, и махать руками не забывайте. Да только, чур, не ошибаться: "лететь" надо только вместе с теми, кто на самом деле летать может!
Игра «Грачи летят»
(Арина поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. Дети повторяют движения).
Журавли летят, на всю Русь кричат:
Пчелы летят, гудят, бунчат:
Поросята летят, поросята визжат: Синицы летят, на всю Русь кричат:
Медведи летят, толстопятые рычат: - Ра-ы-ра-ру, надоело нам в лесу.
Комары летят, кричат, пищат: - Дзу-дзу-дзу-дзу, не уйти никому! Ребята летят, на всю улицу кричат: - Ра-ра-ра-ра, вот и кончилась игра!
Дарина: А вот и пёрышко заветное. Его вы берите к птице грач идите. Птичку – невеличку от холода спасите.
|
5 станция: «Свистунья» | (На полянке «Свистунья» детей встречает птица грач)
Грач: Добрый день всем добрым людям, Пусть весёлым день сей будет! На станции «Свистунья» всех я вас встречаю! Счастья всем и радости от души желаю!
Здравствуйте ребята, я птица грач, прилетел из тёплых краёв.
А умеете ли вы отгадывать загадки? Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)
На шесте – дворец, Во дворце – певец. (Скворец)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова)
Грач: Весна – это радость для птиц, которые возвращаются из тёплых стран. Какие же птицы возвращаются первыми? (Это грачи). В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе»
Возвращаются домой не только грачи, но ещё очень интересные птицы, их называют первыми певцами весны. Кто же это? (Скворцы) В народе говорят: «Увидел скворца – весна у крыльца». О чём же нужно позаботиться, чтобы птицы возвращались быстрее? (Строить скворечники) Поиграем, ребята в игру «Птицы летают высоко»? (Дети играют в игру «Птицы летают высоко»).
Игра «Птицы летают высоко»: Если называется птица – имитируем летающих птиц, если называется животное – стучим ладошками по коленкам.
Грач: Ребята, посмотрите, к нам прилетела ещё одна птичка – птичка невеличка. Птичка невеличка – предвестница весны, но ей нужна наша помощь. Зима отморозила ей хвостик, и теперь весна никак не может найти дорогу к нам. Ведь птичка освещала своим оперением весне дорогу. Поможем птичке, сделаем ей хвостик? Ребята, долго по свету вы ходили, нашли пёрышки? Пришло время прикрепить эти пёрышки птичке – невеличке к хвостику, чтобы она путь осветила и Весне дорогу указала.
(Дети прикрепляют пёрышки из самоклейки нарисованной птичке).
Грач: Вот какая нарядная получилась птичка невеличка – вестница весны.
Кто-то дырочки умело Сделал птахе вдоль спины, И синица вдруг запела Голоском самой весны.
Грач: С давних пор птиц – вестников весны кликали песенками, закличками и при этом свистели в свистульки. Давайте и мы будем весну звать. Жаворонки, жавороночки Прилетайте к нам, Принесите к нам Весну тёплую! Унесите от нас Зиму холодную! (Дети повторяют закличку идут на станцию «Весёлые скоморохи», свистят в приготовленные свистульки).
|
Общий сбор: | (Дети собираются на станции «Весёлые скоморохи) 1 скоморох: Масленица, Масленица! Дай блинком полакомиться! Прогони от нас метели, Прокати на карусели, Растопи холодный лед, Пусть весна скорей придет!
2 Скоморох: По лесу молва пошла, что Весна уже пришла. Поглядите, вот Весна по земле идёт она. (Под музыку выходит Весна)
Весна: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Вы меня звали – вызывали. Вот я к вам и пришла! Я – Весна – Красна Бужу землю ото сна. Наполняю соком почки. На лугах ращу цветочки. Прогоняю с речек лед. Светлым делаю восход. Всюду – в поле и в лесу Людям радость я несу.
Дарина: Что за славный денёк! Собирайся народ в хоровод! Станем кругом ходить, Да Весну веселить. Дружно все запоём: «Стало ясно солнышко припекать, Землю, словно золотом заливать». (Каждая группа организует свой круг. Хоровод «Веснянка»).
Весна: Славный вышел хоровод, Не скучает здесь народ! Птицы стаей собираются, Домой с юга возвращаются.
Спасибо ребята! За смех и веселье. И пусть всегда у вас будет Весеннее настроение. Примите от меня угощение.
Весна: Тин – тинка, Подай блинка, Оладышка – прибавышка, Масляный кусок! Тётушка не скупись, Масляным куском поделись! (Масленица раздаёт детям блины)
Дарина и все вместе: Зиму провожаем, Весну встречаем! Всех блинами угощаем! (Дети угощаются блинами. Помощники воспитателей выносят детские столики с самоварами. Организуется чаепитие). |
Источники:
Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Подвижные игры на прогулке» - «Сфера», 2016 год.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра изобразительное искусство» - Я.: «Академия развития», 1997 год.
Загадки о птицах [интернет источник] - https://www.maam.ru/detskijsad/zagadki-pro-pereletnyh-ptic.html
Фотографии с мероприятия:
«Подружки - веселушки»
|
«Разбудим солнышко – сделаем ему лучики»
|
«Масленица – девица»
|
«Огненные ленточки повяжем – счастья и добра пожелаем»
|
«Блины с пылу, с жару»
|
«Зиму провожаем – Весну встречаем!»
|
Перминова Елена Федоровна
Смагина Марина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смагина Марина Ивановна
Садварий Жанна Владиславовна
Смагина Марина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смагина Марина Ивановна
Десяткова Наталья Владимировна
Смагина Марина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смагина Марина Ивановна
Смагина Марина Ивановна
Смагина Марина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смагина Марина Ивановна
Садварий Жанна Владиславовна
Смагина Марина Ивановна